Ни сна, ни отдыха измученной душе

Том Харди воплотил на экране очередной запоминающийся персонаж, а также создал мультяшного рыжего кота по кличке Конфитюр

Том Харди не изменяет себе. 39-летний англичанин прославился тем, что играл преимущественно сильных, а иногда и пугающих личностей: тюремного заключенного в «Бронсоне», психованных близнецов Крэй в «Легенде», костолома Бэйна в «Темном рыцаре», Фитцджеральда, бросившего изувеченного медведем героя Леонардо ДиКаприо погибать в заснеженных лесах, в «Выжившем». Его персонаж из нового мини-сериала «Табу» сохраняет тот же стиль. Джеймс Дилейни – суровый искатель приключений, который возвращается в Лондон после десятилетнего отсутствия, чтобы претендовать на наследство своего отца – то, что осталось от целой судоходной империи.

Снежным декабрьским вечером Харди стоит в номере отеля «Ритц-Карлтон», одетый в узкие джинсы, серый джемпер с большим воротом, белые кроссовки и бейсболку, подаренную американским фанатом, и воодушевленно листает свои наброски, где изображен Конфитюр – толстый рыжий кот, которого он придумал для своего старшего сына, девятилетнего Луи. «Это герой сказок, которые я рассказываю сыну, – говорит Харди. – Конфитюр живет в Занзибаре во дворце Шазаам у богатого султана Феззика Фозула. Он – старый жирный кот, который любит спать в гамаке на солнце и ничего не делать. Чем-то похож на Гарфилда. Порой попадает в передряги».

Кот Конфитюр – попытка Харди сохранить семейную традицию рассказывать сказки, начатую его отцом Чипсом Харди, новеллистом и комедиографом. Отец и сын вместе придумали концепцию «Табу», а затем передали ее сценаристу и исполнительному продюсеру Стивену Найту, режиссеру фильма «Лок» и создателю телевизионного сериала «Острые козырьки» (в обоих этих проектах Том принял участие). Результатом совместного полета фантазий стала история, подобная тем, которые Том любил в детстве. Старший Харди часто рассказывал сыну сказки на ночь, героем которых был полковник Фробишер, военный офицер времен начала XX века. «Он воевал в пустыне вместе с Томасом Эдвардом Лоуренсом. Я был уверен, что полковник Фробишер – реальный человек. И очень удивился, когда выяснилось, что это не так!»

Способности к рисованию достались младшему Харди от матери, художницы Элизабет Энн Харди. Том рисует часто и заядло. Его блокнот полон набросков и эскизов в стиле иллюстратора произведений Роальда Даля – Квентина Блейка, а также рукописей и цитат. Наряду с приключениями Конфитюра там можно найти зарисовки его киноперсонажей, включая Фитцджеральда, Бэйна и исследователя Эрнеста Шеклтона, которого Харди сыграет в фильме-биографии. Также там есть изображения Джеймса Дилейни, сделанные Томом еще до начала съемок, в тех же костюмах и позах, которые Харди впоследствии воплотил на экране. Мини-сериал «Табу» получился очень самобытным, это одновременно и галерея рисунков, и страшная сказка на ночь, и разоблачительная мелодрама, и семейный проект.

Мэтт Золлер Зэйц: Почему Вы решил сделать мини-сериал? У Вас, наверное, были все возможности, чтобы снять полнометражный фильм.

Том Харди: Мне была интересна именно средняя форма, потому что в ней больше времени и пространства для повествования. Я хотел поработать со своим отцом и Стивеном Найтом. Это их совместная история. Мне очень понравилось сотрудничать со Стивом в «Локе» и «Острых козырьках». А также я хотел поработать дома, на BBC. Возможно, это звучит глупо, но свою карьеру я начал именно на BBC, поэтому мне захотелось вернуться туда, к истокам. Я придумал персонаж, а затем Чипс придумал его историю.

Мэтт:То есть сначала появился образ и уже потом сюжет?

Том: Первые замыслы возникли в 2007-ом, когда я снимался в телесериале «Оливер Твист», где играл Билла Сайкса. Работа над сериалом мне очень понравилась.

Мэтт:Забавно, но когда я впервые увидел Джеймса Дилейни, расхаживающего в цилиндре по Лондону начала XIX века, у меня сразу возникла мысль, что это очень похоже на экранизацию романа Чарльза Диккенса с Клинтом Иствудом в главной роли.

Том: Да, именно! Здесь также есть что-то от Сэма Пекинпы. К концу сериала не исключено появление элементов вестерна. В итоге главный герой взял понемногу от Марлоу из «Сердца тьмы», Ганнибала Лектера, Эдипа, Хитклиффа, Шерлока Холмса, Роберта Де Ниро в «Миссии» и Клауса Кински в «Агирре, гнев божий». В этом образе объединилось множество разнообразных персонажей. Мой отец сказал: «Не слишком ли много прототипов для одного человека?»

Мэтт:Внушительная компания!

Том: Билл Сайкс – плохой парень, но в нем есть что-то геройское, и это меня привлекало. Также и все вышеперечисленные герои неоднозначны и противоречивы, в них есть червоточина, но в то же время они совершали благородные поступки. Если вы обратитесь к классическим текстам и таким персонажам, как Эдип, Электра, Агамемнон, то подумаете: «В их жизнях происходили ужасные вещи, и все-таки они – герои!» Может ли отрицательный персонаж быть привлекательным?

Мэтт:Главный герой сериала «Табу» описывается как искатель приключений с очень плохой репутацией. Его характеризуют безумие, дикость, грабежи, возможная работорговля в прошлом, а также некие еще более страшные вещи, о которых даже не говорят вслух, а лишь намекают.

Том: У Дилейни есть фраза: «Я знаю зло, которое вы творите, потому что однажды сам был частью этого». При всем желании он не может вычеркнуть из жизни свои чудовищные деяния, но это не лишает его ответственности и обязательности.

Мэтт:Вы говорите сейчас об идейных принципах, господствующих в Англии в те времена?

Том: Я говорю о принципах, которые господствуют везде и в любые времена: за всё приходится платить, и ты всегда должен отвечать за свои поступки.

Мэтт:Складывается ощущение, что данная роль была для Вас не так сложна, потому что многие персонажи, которых Вы воплотили на экране и которые произвели впечатление на зрителей, были…

Том: Мерзавцами?

Мэтт:Да, именно. Более того, Вы часто играете злодеев, которые считают себя настоящими героями истории. Взять, к примеру, Бэйна – он поистине главный герой фильма о Бэтмене, и, не смотря на то, что его поступки во многом противоречивы, в них есть своя логика.

Том: Бэйн любит звучание своего собственного голоса. И нельзя отрицать, что в его словах есть доля правды. Таковы все демагоги. Некоторые смеются над ними, но в то же время они обладают огромной властью. Роли злодеев привлекательны для меня наличием в них нюансов, сложностей и парадоксов, которых нет в правильных парнях.

Мэтт:Часто слышал, что актеры получают гораздо больше удовольствия, когда играют негодяев, чудаков и эксцентриков, пусть это и второстепенные роли, в то время как в добропорядочных героях и романтиках нет ничего интересного.

Том: Абсолютно точно. Изначально персонаж представляет собой чистый холст, и по мере повествования вы как будто бы проносите этот холст через множество помещений, где героя встречают разные интересные люди и обстоятельства, которые накладывают отпечаток и формируют персонаж. И если ваш герой полон противоречий, способен на плохие поступки и в то же время обладает врожденным благородством, за его развитием будет очень интересно наблюдать. «Большие надежды», «Оливер Твист» – там все это есть. Трагедии Шекспира. Или «Фауст» Кристофера Марло.

Мэтт:Ветхий завет…

Том: Ветхий завет, чума и голод! Мне больше по душе истории из Нового завета, потому что Иисус был отличным парнем, совершавшим хорошие поступки и творившим чудеса. Ветхий завет пропитан хаосом и дионисизмом, он ассоциируется у меня с творчеством Рихарда Вагнера и Густава Малера.

Мэтт:Вы первый актер из тех, кого я знаю, который изучает своих персонажей через рисунки.

Том: У каждого человека или предмета есть некий облик. Например, я играю Элтона Джона. Все мы знаем, как он выглядит. Или играю Аль Капоне – его внешность также знакома всем. А как насчет тех персонажей, которые создаются с нуля? Для них нужно придумать запоминающийся облик. Во времена учебы в актерской школе мне говорили: «Том, когда ты играешь принца или короля, я должен понять, кто ты, еще до того, как ты откроешь рот». И как это сделать? Через костюм? Или через жесты? По каким признакам вы понимаете, что перед вами король? По короне и мантии? Я должен нащупать некий признак, который поможет мне правильно изобразить того или иного героя. И это необязательно должна быть одежда. Можно облачиться в старые отрепья, но в тебе все равно должно быть нечто, что подчеркнет твое величие и благородство, и, глядя на тебя, люди скажут: «Этот человек – король».

Дмитро Гнатюк — Арія князя Ігоря


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: