О методе анкетирования как способе исследования этностереотипов

ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБОВ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНОСТЕРЕОТИПОВ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

О методе анкетирования как способе исследования этностереотипов

На сегодняшний день, метод анкетирования пользуется большой популярностью среди исследователей лингвистов. Обратимся к истории его развития, изложенной в книге «Стереотипы и клише» Р. Амосси и А. Хершберг Пьерро [Amossy, Herschberg Pierrot, 2011]. Изначально изучение стереотипов велось на основе опросов с использованием изображений и фотоснимков. В 1927 году в США был проведен эксперимент, впоследствии описанный в газете Boston Herald. Его участникам были предложены фотографии, а их задачей было определить, национальность и род деятельности изображенных на снимках людей. Результаты подтвердили гипотезу о том, что представления о людях разных национальностей строятся на основе этностереотипов, сформированных обществом, а также личным опытом.

Однако, у этого метода выявления этностереотипов были свои недостатки, и в 1933 году американские социологи Д. Катц и Л. Брейли ввели метод анкетирования, в котором впервые приняли участие студенты. Участникам анкетирования был предложен список национальностей, к которым предлагалось подобрать по 5 прилагательных из предложенного списка. На основании этого опроса ученые составили выборку наиболее употребительных прилагательных и, таким образом, выявили этностереотип каждого из предложенных народов у американских студентов. Этот метод впоследствии получил широкое распространение в сфере изучения стереотипов.

Д. Катцу и К. Брейли удалось установить, что этностереотип может сильно розниться в зависимости от поколения и политической ситуации. Ученые сравнили стереотип американцев о японцах 1933 года и 1940. Данные показали, что мнение о японцах, как о народе сильно изменилось в следствии вооруженного конфликта. Первое анкетирование (1933) характеризовало японцев как умных, высокообразованных и трудолюбивых людей, в то время как во втором анкетировании (1940) американцы описывают этот народ, как коварных, беспощадных националистов. Подобным образом была подтверждена и зависимость этностереотипа от экономической ситуации.

И.М. Кобозева в статье «Немец, англичанин, француз и русский» предлагает методику выявления стереотипов национальных характеров, прибегая к анализу коннотаций этнонимов [Кобозева, 1995]. Автор пишет о том, что для успешного выявления этностереотипа необходимо провести анкетирование и, таким образом, выявить наиболее часто употребительные этнонимы, несущие информацию о чертах характера, которые автор, вслед за Апресяном, понимает, как «несущественные, но устойчивые признаки выражаемого лексемой понятия, воплощающие принятую в обществе оценку соответствующего предмета или факта, отражающие связанные со словом культурные представления и традиции» [Апресян, 1974]. Под «объективным» проявлением коннотаций автор понимает те значения, которые не зафиксированы в словарях, но с достаточно высокой регулярностью встречаются в высказываниях с данной лексемой или ее дериватом. С целью выявления этих лексем автор предлагает составить тесты с заданиями, в процессе ответа на которые информант сформулирует нужный этноним.Примером послужит выражение Х есть Х (русский есть русский), которое позволяет определить, что информант понимает под этим выражением, что оно для него значит и какой стереотип сформирован у него о представителе русского этноса [Апресян, 1988]. Также автор предлагает прибегнуть к «эффекту сужения круга возможных синтагматических партнеров Р данной лексемы». Например, конструкция Он Х, но он Р, как показано в целом ряде работ о семантике союза но, имплицирует мнение говорящего «Х должен быть не Р» или «Х в норме не Р».

После сбора информации автор переходит к ее классификации: на первом этапе синонимы сводятся в один ряд, которому автор сопоставляет единый дескриптор, затем выделяет явно доминирующий семантический компонент, который может претендовать на статус языковой коннотации и рассматриваться как «ядерный элемент» этностереотипа. По полученным результатам формулируется вывод о существовании этностереотипа.

Данная методика представляется нам очень полезной, так как дает полную объективную информацию об этностереотипах. Также для данной работы эффективным нам представляется метод анкетирования, описанный в статье Ежи Бартминьского «Языковой образ мира» [Бартминьский, 2005], поскольку этот метод позволяет установить существование корреляции между такими факторами, как пол, возраст, профессия, принадлежность к определенному этносу и формированием этностереотипа. На основе описанных выше методик мы провели анкетирование среди французов с целью выявления этностереотипа о представителе русского этноса.

Вывод

В данном параграфе мы кратко рассмотрели историю возникновения и развития анкетирования как метода исследования этностереотипов, а также перечислили факторы, влияющие на формирование этностереотипа, степень влияния политической ситуации на международной арене на этностереотип, описали методику И.М. Кобозевой. В следующем параграфе мы опишем процесс проведения анкетирования во французской среде с целью выявления этностереотипов о России и представителе России у французов.

17 секретов анкетирования — как проводить опрос клиентов эффективно?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: