О результатах работы практикантов на первом этапе

Учебная практика по психологии студентов 3 курса педагогических специальностей

(программа)

Тема практики: «Психологические методы в проектировании педагогического влияния (внеклассного мероприятия)».

Цели и содержание учебной практики ориентированы на смысл педагогической деятельности, на освоение умений:

  • связанных с использованием психологических методов для выявления образовательных потребностей учащегося;
  • с проектированием условий и средств развития и социализации учащегося соответственно характеру образовательных потребностей;
  • с рефлексией собственных действий, осуществляемых в процессе разработки педагогического влияния.

Цель,которую ставят перед собой руководители практики, – организация условий, в которых у студента появляется возможность для работы по развитию собственной компетентности в психологическом исследовании педагогической ситуации.

Условия работы студентов

Практика проводится методом «погружения», с отрывом от аудиторных занятий. Практика проходит на базе муниципальных образовательных учреждений. Ее продолжительность – 2 недели (72 часа). В течение этого периода студенты обязаны выполнить определенный объем работ, предусмотренных программой практики.

Распределение времени практической работы в образовательном учреждении осуществляется практикантом в соответствии с индивидуальным планом, который он должен составить в первые два-три дня пребывания в образовательном учреждении.

На начальном этапе практики (в первый день или накануне) проводится установочная конференция. В ней принимают участие студенты – будущие практиканты, преподаватели вуза – факультетский и групповые руководители практики, а также администрация вуза, имеющая непосредственное отношение к организации практической работы студентов в образовательных учреждениях.

Какие задачи «решает» установочная конференция? Руководители практики «вводят» студентов в контекст предстоящей работы, комментируют содержание заданий, которые необходимо выполнить в процессе освоения программы. Время проведения конференции – не более 2 академических часов.

На установочной конференции назначаются дни факультетских и групповых консультаций, обсуждаются вопросы, касающиеся отчетности.

Работа в образовательном учреждении начинается в первый день практики.

Преподаватель вуза со-участвует в текущей работе студента в условиях образовательного учреждения согласно программе практики. Подобная работа проводится в форме групповых консультаций. Практикант имеет возможность дополнительно в случае необходимости обращаться за индивидуальной помощью к педагогам, курирующим практику (преподавателю вуза и педагогу школы). Консультативная поддержка практикантов может осуществляться как в условиях образовательного учреждения, так и в условиях вуза.

По окончании работы в образовательном учреждении практикант обязан представить отчет о ее результатах в письменной форме.

Содержание работы студентов в период практики

Самостоятельная практическая работа студентов в образовательном учреждении условно может быть разделена на несколько этапов – ориентировочный, основной и заключительный.

Содержание первого этапа практики связано с ориентировкой в реальных условиях практической работы, осознанием ее задач. Для этого целесообразно познакомиться с документацией образовательного учреждения и провести первичную диагностику. По результатам этой работы составляется индивидуальный план практики. В нем должны быть отражены основные мероприятия, которые предполагается провести в течение двух недель, цели и ожидаемые результаты предстоящей работы, а также конкретные сроки ее выполнения.

Первичная диагностика предполагает посещение уроков и других мероприятий, в т.ч. и во внеурочное время. Психологическое изучение педагогической ситуации целесообразно начать с наблюдения за поведением и деятельностью ее участников. В случае необходимости – для уточнения, прояснения тех или иных фактов, касающихся учебного взаимодействия, – можно использовать другие методы. Руководители практики считают целесообразным обращение к таким методам, как беседа, анализ продуктов деятельности, анализ истории развития и социализации ребенка (анамнестический метод), изучение документации.

Факты активности учащихся и педагога, выявленные в процессе диагностики, фиксируются, а затем подвергаются обработке и анализу. Этот материал – основа для индивидуального (на консультации с групповым руководителем) и/или группового обсуждения. Эмпирические материалы, собранные в процессе диагностической работы, должны быть представлены в итоговом отчете.

В таблицах (1, 2 и 3),помещенных ниже, представлена информация о видах активности студента на каждом из этапов, способах (методах) ее реализации и форме презентации результата выполненной работы. Кроме того, в указанных таблицах содержится информация о том, какую работу выполняет руководитель практики.

Таблица 1

Содержание активности практикантов Ожидаемый результат (материалы для отчета)
работа с учебной документацией, предоставленной педагогом работа по изучению школьных тетрадей учащихся взаимодействие с педагогами (классным руководителем и/или учителями-предметниками, работающими с классом) посещение уроков и др. мероприятий В отчете должны быть представлены материалы, отражающие работу студента по изучению образовательных потребностей участников педагогической ситуации. Такими материалами могут быть: — описание результатов анализа учебной документации (в произвольной форме); — материалы для проведения беседы и описание ее результатов; — фрагменты наблюдений (выдержки из протоколов) и описание (интерпретация) результатов наблюдения; — описание результатов консультативной работы с руководителем практики по определению индивидуальных задач (составлению индивидуального плана работы). Форма презентации материалов обсуждается с руководителем практики.

О результатах работы практикантов на первом этапе

К началу практики у каждого из студентов есть предполагаемые ответы на вопросы о том, как проектируется педагогическое влияние, способствующее развитию учащегося? В какой степени этому содействуют психологические методы? Какими способами практикант будет строить педагогическое влияние в отношении учащихся? Результатом первого этапа можно считать фиксацию этих представлений, как исходной точки, по отношению к которой определяются задачи саморазвития, связанные с освоением умений, необходимых при проектировании педагогического влияния. В рамках психолого-педагогической практики речь идет о разработке внеклассных мероприятий.

Второй этаппрактики включает в себя работу, направленную на подготовку (проектирование) и реализацию внеклассного мероприятия.

Начиная работать в образовательном учреждении, студент «погружается» в текущую педагогическую ситуацию, в целенаправленную работу педагога в соответствии с определенными замыслами. Задача практиканта – включиться в воспитательную работу педагога, соотнеся планируемые им мероприятия с целями своей работы и собственными возможностями в их достижении.

Таблица 2

Этапы концентрации


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: