Объектно-ориентированное представление знаний фреймами

Фреймовая модель представления знаний — систематизированная психологическая модель памяти человека и его сознания.

Фреймом называется структура данных для представления некоторого концептуального объекта.

Фрейм имеет имя, служащее для идентификации описываемого им понятия, и содержит ряд описаний — слотов, с помощью которых определяются основные структурные элементы этого понятия. За слотами следуют шпации, в которые помещают данные, представляющие текущие значения слотов. Слот может содержать не только конкретное значение, но также имя процедуры, позволяющей вычислить это значение по заданному алгоритму. Например, слот с именем возраст может содержать имя процедуры, которая вычисляет возраст человека по дате рождения, записанной в другом слоте, и текущей дате. Процедуры, располагающиеся в слотах, называются связанными или присоединенными процедурами. Вызов связанной процедуры осуществляется при обращении к слоту, в котором она помещена. Заполнителями слота могут быть также правила продукций, используемые для определения конкретного значения. В слоте может содержаться не одно, а несколько значений, т.е. в качестве структурных составляющих фреймов могут использоваться данные сложных типов, а именно: массивы, списки, множества, фреймы и т.д.

Совокупность данных предметной области может быть представлена множеством взаимосвязанных фреймов, образующих единую фреймовую систему, в которой объединяются декларативные и процедурные знания. Такая система имеет, как правило, иерархическую структуру, в которой фреймы соединены друг с другом с помощью родо-видовых связей. На верхнем уровне иерархии находится фрейм, содержащий наиболее общую информацию, истинную для всех остальных фреймов. Фреймы обладают способностью наследовать значения характеристик своих родителей.

Над фреймами можно совершать некоторые теоретико-множественные операции, например объединение и пересечение. При объединении фреймов в результирующем фрейме будут присутствовать все слоты, которые встречались в исходных фреймах. В слотах, не являющихся общими, будут сохранены исходные значения. Если в объединяемых фреймах были одноименные слоты, в результирующем фрейме останется один слот с таким именем, значение его определится в результате объединения значений одноименных слотов. При пересечении фреймов в результирующем фрейме будут присутствовать только те слоты, которые имелись во всех исходных фреймах. Вычислить результирующие значения можно двумя способами. Первый способ состоит в

том, что в результирующем фрейме присутствуют только те значения, которые совпадали в исходных фреймах. Во втором способе результирующие значения находят путем пересечения значений из исходных фреймов.

Фреймовые системы подразделяются на статические и динамические, последние допускают изменение фреймов в процессе решения задачи.

Пример фрейма РУКОВОДИТЕЛЬ

Имя слота Значение слота Тип значения слота
Имя Иванов И. И. Строка символов
Рожден 01.01.1965 Дата
Возраст age(dama, рожден) Процедура
Специальность Юрист Строка символов
Отдел Отдел кадров Строка символов
Зарплата Число
Адрес ДОМ_АДРЕС Фрейм

В общем случае структура данных фрейма может содержать более широкий набор информации, в который входят следующие атрибуты:

  • имя фреймаслужит для идентификации фрейма в системе и должно быть уникальным.
  • имя слотадолжно быть уникальным в пределах фрейма.
  • указатели наследования показывают, какую информацию об атрибутах слотов из фрейма верхнего уровня наследуют слоты с аналогичными именами в данном фрейме. Указатели наследования характерны для фреймовых систем иерархического типа, основанных на отношениях типа «абстрактное — конкретное».
  • указатель типа данных показывает тип значения слота.
  • значение слотадолжно соответствовать указанному типу данных и условию наследования.
  • демоны- процедуры, автоматически запускаемые при выполнении некоторого условия.
  • присоединенная процедуразапускается по сообщению, переданному из другого фрейма.

Пример сети фреймов приведен на рисунке 29.

Рисунок 29 — Пример иерархии фреймов

На нем понятие УЧЕНИКнаследует свойства фреймов РЕБЕНОКи ЧЕЛОВЕК,которые находятся на более высоких уровнях иерархии. Если будет задан вопрос «Любят ли ученики сладкое?», то следует ответ «да», так как этим свойством обладают все дети, что указано во фрейме РЕБЕНОК.Наследование свойств может быть частичным, например «возраст» для учеников не наследуется из фрейма «ребенок», так как явно указан в собственном фрейме.

Теория фреймов — Виктор Вахштайн


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: