Областные особенности русского народного костюма

?Прежде чем исследовать определенную структуру построения танцевальных движений, их отличительные региональные признаки, необходимо выявить региональные отличия традиционного русского костюма, который оказал огромное влияние на характерные особенности танцевальных движений того или иного региона России.

Огромное влияние на формирование культуры, народно-бытовой хореографии, уклада жизни и одежды оказали, прежде всего, климатические условия России. Суровый, холодный климат, длительная зима, сравнительно прохладное лето – обусловили появление закрытых, теплых одежд. Основным занятием населения было землепашество и скотоводство. Поэтому изготовлялись главным образом льняные ткани и шерсть. Лен мог быть различной выработки – от грубого холста до тончайших полотен. Домотканая шерсть была грубой выделки и называлась сермягой. Эти ткани шли на нижние и домашние одежды, как для посадских людей, так и для бояр.

С незапамятных времен на Руси многовековым укладом было установлено, что и когда надо надевать. Праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников, будничный – для работы дома, в поле и в лесу; обрядовые одежды для свадьбы и погребальных обрядов. Кроме того, различалась одежда и по возрастному признаку и по семейному положению: девичья и для молодой женщины (до рождения первенца), для женщины зрелого возраста и старушечья. Нарядно одевались и в некоторые трудовые праздники: день первой борозды, день выгона скота, день начала сенокоса и жнивья.

Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другим, выделяясь разномасштабными орнаментами. Из-под широких рукавов шушпана (нагрудника), заканчивающихся узорной тканой каймой с крупным узором, виднелись рукава с более мелким рисунком, затем передник с фризовым узором, а из-под передника и шушпана – рубаха с богато орнаментированным нижним краем и все вместе эти отдельные части составляли единый гармоничный ансамбль. Пластика объемов еще больше подчеркивалась фактурой и цветом материала – отбеленного холста и домотканого сукна. Холст вообще играл очень большую роль не только в самой одежде, но и в многочисленных обрядах, сопровождающих жизнь крестьянина с рождения и до самой смерти.

Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Это проявлялось в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Так, например, костюм с сарафаном, бытовавший в северо-западных губерниях Европейской России – Архангельской, Вологодской, Олонецкой, заметно отличался от костюма с сарафаном, который был распространен в северо- восточных губерниях – Вятской и Пермской. Костюм русских старообрядок Алтая, также состоявший из рубахи, сарафана, пояса обладал рядом черт, делавших его достаточно самобытным. Различия можно было проследить и на отдельных предметах одежды: рубахах, кокошниках, передниках, душегреях. Так, кокошник, цельный твердый головной убор, включавшийся в костюм с сарафаном, был различен в разных районах: в Торопецком уезде Псковской губернии – это головной убор с конусообразным верхом – «рогом», украшенный по очелью «шишками», в Тверской губернии – высокая шапка с плоским верхом, небольшими наушниками и поднизью, спускавшейся на лоб, а в Костромской губернии это был головной убор с высоким треугольной формы очельем, украшенным золотной вышивкой, бисером, жемчугом и т. п.

Наиболее древний и наиболее разнообразный был южнорусский костюм, бытовавший в Рязанской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях. В каждой из этих губерний он разнился колоритом, вариациями орнамента и украшением отдельных частей. Большое разнообразие народной одежды в южных районах объясняется частым перемещением населения: то под натиском кочевников, то после образования Московского государства. В результате тесно переплелись между собой и древние обычаи, и умения многочисленных славянских и кочевых племен.

Особенно большое количество локальных вариантов прослеживалось в южнорусском комплексе одежды с понёвой, где они проявлялись даже на уровне села. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства приехавших в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения понёвы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.

В орнаментах народных одежд отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины – прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила – солнце и звезды. Древние простые узоры из поколения в поколение под руками искусных мастериц обогащались новыми техническими приемами, а вместе с тем и передавали круг узоров, применяемых только в данной местности.

Рассмотрим подробнее отличительные черты народного костюма в различных регионах России. Южнорусский костюм (Тульская, Орловская, Тамбовская, Рязанская, Воронежская губернии) более древний по происхождению по сравнению с другими комплексами одежды. Определенный отпечаток на формирование его элементов наложило и соседство в пограничных районах с коренным нерусским населением – украинцами, белорусами, мордвой.

В костюме жителей южных регионов России прослеживалось пристрастие русского народа к красному цвету. Сочетание белого с красным обнаруживалось в украшениях, найденных в древнеславянских курганах – снизки бус из кораллов, горного хрусталя и сердолика.

Женский костюм, состоял из рубахи, юбки – поневы, передника – завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – бус, либо гайтана. Вариации украшений и покроя основных элементов одежды значительно разнились в уездах и даже в отдельных деревнях. Непременной принадлежностью этого комплекса был передник (занавеска, запон). Далее следовала нагрудная одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса и имевшая самые различные названия: навершник, шушун, сукман, шушпан. Для замужних женщин обязателен был также глухой, полностью скрывавший волосы, многосоставной головной убор.

Типичной женской обувью для южных районов России были «коты» с чулками. «Коты» – твердые туфли, на высоком каблуке с округлыми носами. Они богато орнаментировались: на каблуки набивались медные гвоздики, сзади прикреплялись кисточки либо бубенчики, создаваемые при ходьбе своеобразный шум. В холодное время женщины носили вязаные толстые шерстяные и нитяные чулки: однотонные, полосатые или узорные.

С многоцветностью южнорусского костюма гармонировали снизанные из бисера мониста и гайтаны. Они представляли собой широкие полихромные полосы около полутора метров длиной с четким узором из сеток, ромбов и розеток. Дополнением служили подвешенные к ним медные кресты и застекленные образки. Большое внимание уделялось украшению спинной части – длинные бисерные нити, являвшиеся продолжением гайтанов – «грибатки» и «заметки» из шелкового шнура, черной тесьмы с бисером, пышными разноцветными шерстяными кисточками, вышитыми золотой нитью, блестками, бусинами. Украшения имели магический смысл и защищали от порчи и сглаза со спины.

Принято было не только носить украшения на шее, но и нашивать монеты на одежду, головные уборы и даже на обувь. Костюм украшался широким поясом из конского волоса или нитей – с нанизанными на них стеклярусом, бисером, пайетками, монетами. Все это шумело, звенело и пело при ходьбе.

Открытый урок \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: