Образ автора и субъективизация произведения

С категорией модальности тесно связано понятие «образа автора». Это понятие глубоко укоренилось в отечественной филологии, особенно много внимания уделил его раскрытию В.В. Виноградов.

Понятие «образ автора» проясняется на фоне других, более конкретных, понятий – производитель речи, субъект повествования. Термин производитель речи толкуется однозначно: каждое литературное произведение создается, творится конкретной личностью. Любая статья в газете, очерк, фельетон, любое научное сочинение, как и художественное произведение, кем-то пишется, иногда в соавторстве.

Реальный автор (производитель речи), приступая к написанию текста, имеет определенную цель или задание. С этого момента начинается творчество: под давлением материала (содержания, идеи, которые уже сложились в сознании) автор ищет соответствующую форму представления этого материала. Можно писать, выявляя свое личностное начало или скрывая его, отстраняясь от написанного, излагая чужое мнение или лично «подписываясь под каждым словом». Так, например, автор научного сочинения часто прячется за скромное «мы» (мы полагаем, нам представляется и т.д.) либо вообще избегает какого-либо указания на связь со своей личностью, используя безличностную форму представления материала (проведенные эксперименты подтверждают…, как удалось установить… и т.д.) Таким образом, усиливается степень объективности излагаемого мнения. Другая категория ученых не прячет своего «я» и в таком случае словно ищет оппонента своему мнению.

Даже любой официальный документ (например, Устав школы) имеет своего непосредственного создателя, однако он, в смысле формы представления содержания, полностью отстранен от своего текста. Так через форму представления создается субъект повествования (варианты: непосредственное «я», коллективный автор, отстраненный автор и т.д.). И непосредственный автор (субъект, от имени которого предлагается текст) каждый раз предстает то как автор – повествователь, то как автор – описатель, то как автор – «объяснитель», «аргументатор» и др. Форма авторства всегда есть категория искомая. Но в одних случаях этот поиск предопределен жанром и типом текста, как, например, в научном и тем более официально-деловом тесте, а в других случаях поиск формы авторства – творческая задача, как, например, в публицистике или в художественной литературе.

Собственно понятие «образ автора» есть понятие, отнесенное к области художественного творчества. Образ автора представляет собой своеобразное эстетическое отчуждение от конкретной личности автора. Начиная с книги «О художественной прозе» (1930 г.), В.В. Виноградов неоднократно обращался к проблеме образа автора в своих устных и печатных выступлениях. В.В. Виноградов обозначает ряд важнейших признаков образа автора. Во-первых, образ автора есть в художественном произведении всегда. Во-вторых, образ автора – не лицо реального, «житейского» писателя, а его своеобразный «актерский» лик. В-третьих, в связи с этим отметаются всякие биографические сведения. В-четвертых, образ автора р е к о н с т р у и р у е т с я на основе его произведений. В-пятых, выдвигается вопрос о приемах и способах этой реконструкции (Горшков, 2001, с. 173).

Образ автора, с одной стороны, создается в литературном произведении, однако этот образ, с другой стороны, и творится читателем. Конечно, образ автора следует искать в словесной форме произведения, то есть в области материального выражения, но образ автора, как и глубокий смысл произведения, больше угадывается, чем читается в словесных знаках (отсюда разное прочтение художественного текста – разными людьми, в разные эпохи).

Как же проявляется индивидуальность автора в произведении? Через какие структурные и содержательные показатели воспринимается читателем?

Разумеется, авторская индивидуальность проявляется в самом отборе материала, диктуемом замыслом будущего произведения. Вместе с тем и сам отбор изображаемого не есть точный и верный слепок с самой жизни (и это верно даже для произведений нехудожественных!). Это лишь слепок с индивидуального представления о действительности, о том, что в ней главное, достойное внимания, а что второстепенное. Кроме того, образ автора скрыт в глубинах композиции и стиля. При этом особенно важна заключенная в языковых средствах оценочность, воплощенное в речевой структуре текста личностное отношение к предмету изображения. Это тот «цемент», который связывает всякое художественное произведение в одно целое. В итоге, образ автора – это «выражение личности художника в его творении» (по В.В. Виноградову). Часто это называется и по-другому: субъективизация, т.е. творческое сознание субъекта в его отношении к объективной действительности (Валгина, 2003, с. 102).

Определение образа автора как семантико-стилистического центра литературного произведения оказывается перспективным и применительно к текстам иной функционально-стилевой ориентации, не только художественным, так как организация речевых средств для передачи любого содержания (научного, учебного, эстетического и др.) всегда осуществляется авторски. Каждый авторский текст характеризуется избирательной манерой организации речи. Способ речевой организации выявляет личность. В одних случаях это открытый, оценочный, эмоциональный строй речи; в других – закрытый, сдержанно-рассудочный, отстраненный; логичность и риторичность, объективность и субъективность и т.п. – вот качества, характеризующие способ организации речи. Этот способ делает автора узнаваемым. Неповторимый, индивидуальный стиль писателя (идиостиль) есть воплощение образа автора в стилистических формах.

Итак, триединство «реальный производитель речи – субъект повествования – образ автора» есть ступени восхождения от конкретного к обобщенному. (Образ автора может типизироваться. Ср.: поэт-философ Тютчев, поэт-гражданин Некрасов, поэт-созерцатель Фет и т.п.).

Реальный производитель речи есть в любом произведении, любого вида и жанра литературы. Это авторство воплощается в разных формах субъекта повествования: безличная форма преобладает в произведениях официально-деловых, хотя и здесь жанровая специфика колеблет общую безличность (автобиография, заявление, жалоба и т.д. личностны). В научной литературе форму представления субъекта повествования можно охарактеризовать как личностно-безличную (тяготение к безличностной форме характерно для технической литературы). Однако в большей или меньшей степени личность ученого ощущается и в научной литературе, здесь можно говорить не только о субъекте повествования, но и об образе автора, так как возможна даже типизация: образ ученого-констататора, накопителя фактов; образ ученого–теоретика; образ ученого-полемиста и др.

Образ автора–ученого особенно ярко проявляет себя в научно-популярной литературе, не чуждается субъективизации и современная научно-учебная литература. Вот, например, начало вступительной главы к учебному пособию И.Н. Горелова и К.Ф. Седых «Основы психолингвистики»: « Школьное изучение родного или иностранного языка довольно часто бывает скучным, а так как все знают, что языки изучает наука под названием «лингвистика», то некоторым кажется, что лингвистика – это и есть нудноватое описание систем склонения и спряжения в разных языках; такое впечатление поверхностно и неверно по существу. Оно похоже как две капли воды на мнение вроде того, что «ботаника изучает пестики и тычинки», зоология «описывает букашек и таракашек», медицина – «кишки и позвонки» и т.д. С подобными представлениями человеку лучше и не заниматься наукой вообще» (Горелов, Седых, 1997, с. 5).

Еще более авторская индивидуальность и оценочность обнаруживают себя в публицистических текстах, и жанровые особенности тех или иных произведений публицистики влияют на конкретные формы представления субъекта повествования и конструирования образа автора. Наиболее личностный характер имеет очерк, полярна в этом отношении передовая статья. Чем больше проявляется личность в жанре публицистики, тем ближе этот жанр к художественной литературе, где вся структура текста в высшей степени личностная.

МАСТЕР и МАРГАРИТА ВСЕ СЕРИИ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: