Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника.

Нам приходится наблюдать поведение человека в различных жизненных обстоятельствах: при успехе, несчастье, опасности, ссоре и т. д. И мы знаем огромное множество проявлений эмоциональной жизни человека, которые различны по своему содержанию, по форме, по их значению и длительности протекания. Между многими из этих эмоциональных откликов нелегко провести границу, т. к. они связаны друг с другом отдельными, иногда мало приметными переходами. Иногда эмоциональный отклик человека выступает в сложном, комплексном виде, и это обстоятельство приводит часто к расхождению во мнениях и оценке того, что человек переживает, вызывает разные определения проявляющегося эмоционального отклика.

Все эти виды эмоциональных откликов очерчивает ту область психической жизни человека, которую мы называем эмоциональной сферой.

Эмоциональная сфера представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и ее воздействия. Эта система откликов формируется и дифференцируется в ходе роста и развития человека, “узнавания им жизни”, изменения и усложнения его связей с людьми, с окружающей средой, с обществом в целом. Динамика этих откликов, заключающихся в смене различных чувств и эмоциональных состояний в соответствии с выполняемой человеком деятельностью, с воспринятыми им воздействиями, и образует то, что можно назвать эмоциональной жизнью личности.

Всякий, даже несложный эмоциональный отклик человека представляет собой не изолированный акт, а всегда является комплексной, целостной реакцией.

Понимание эмоциональной сферы будет неполным, если не раскрыть те виды соотношений, которые существуют между нею и личностью как сложным и целостным образованием. Этот аспект рассмотрения чувств имеет прямое отношение к вопросам воспитания.

Нельзя упускать из виду не просто эмоциональная сфера, а воспитываются чувства, присущие реальной личности реальной личности. И по мере формирования новых качеств личности приобретает новые черты и эмоциональная сфера, а процесс изменения чувств непременно связан с изменениями самой личности.

Связь между эмоциональной сферой и личностью: с ее направленностью, с ее убеждениями, идеалами, запросами особенно тесная и глубокая. Все испытываемые человеком чувства переживаются им как достояние. Именно потому, что связь между личностью и ее эмоциональными состояниями может оказаться особенно органичной, получается, что чувство в ряде случаев определяет отношение человека к некоторым явлениям жизни. Чувства, как и все психические процессы человека, являются отражением действительности. Однако это отражение отличается от отражения в процессах восприятия, мышления и т.д. Отражение действительности в чувствах носит субъективный характер.

В конкретных чертах переживаний и эмоциональных состояний людей сохраняется своеобразная “индивидуальность” отражения ими действительности, которая придает ей качества субъективности. Именно поэтому в чувствах, возникающих у разных людей по поводу событий, жизненных обстоятельств, которые одинаково остро затрагивают их, вместе с тем встречаются существенные различия и оттенки. Это происходит потому, что человек воспринимает внешние воздействия, которые его эмоционально затрагивают, сквозь “призму” собственной личности.

Каждая личность характеризуется своеобразным отношением к явлениям окружающей действительности. Это отношение сформировалось в процессе жизни человека. Человек воспринимает взаимоотношения с людьми, поведение людей сквозь систему сложившихся у него убеждений, установок, привычных для него подходов к явлениям и событиям жизни. Было бы ошибочно думать, что это справедливо лишь применительно к взрослому, уже полностью сформировавшемуся человеку, что только ему присущи отчетливо выраженные взгляды, установки в подходе к людям и жизненным явлениям. И ребенок, пришедший в школу, уже сформирован в определенной мере как личность.

Значение эмоциональной сферы в структуре личности сказывается еще и в том, что разные эмоции занимают в ней неодинаковое место. Исследователи выделяют два вида переживаний, которые оказывают разное влияние на становление личности[81].

Эпизодические переживания, которые находятся на “периферии” внутреннего мира человека, мало затрагивают сущность личности, не вызывают кризиса, конфликтного состояния, хотя вместе с тем они испытываются иногда с достаточно большой силой. Подобные чувства проходят бесследно, не меняя характера психической жизни человека.

Глубокие переживания связаны с существенными устремлениями личности, ее убеждениями. Это могут быть также переживания, которые вступают в конфликт с основными устремлениями личности, вызывают острые конфликты. Все они связаны с существом личности, представляют собой переживания, которые не только оставляют серьезную память о себе, но и могут вести к изменению сложившегося эмоционального отношения к каким-либо важным явлениям жизни, вести к изменению личностных установок.

Если испытываемые человеком чувства глубоко его затронули, то они влияют не только на его самочувствие, не только вызывают к жизни новые мысли и отношения, но и изменяют его поведение. Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении.

Чувства играют большую роль и в самопознании человека. Самопознание как уяснение собственных качеств, как формирование представления о чертах своего характера и свойствах натуры возникает не только на основе осмысления собственных действий и поступков, но и на основе пережитых чувств. И процесс такого самопознания происходит тем интенсивнее, чем значительнее эмоциональная жизнь человека. То обстоятельство, что чувства часто возникают неожиданно для самого человека (чувство появилось непроизвольно), делает их роль для самосознания особенно ощутимой. В человеке возникают неизведанные им ранее чувства или же имеющиеся чувства достигают непредвиденного уровня. Так, благодаря пережитым эмоциональным состояниям, чувствам, человеку раскрывается не только возможность испытать соответствующие переживания, но и открываются некоторые стороны самого себя.

Для лучшего понимания эмоциональной жизни младшего школьника, характера ее динамических изменений, важно знать какие сдвиги происходят у ребенка при поступлении в школу.

На всех этапах возрастного развития ребенок находится в системе отношений с окружающими — с семьей, учителями, друзьями, сверстниками. И эта система отношений с годами его роста, его собственного изменения меняется.

Но меняются не только его объективные взаимоотношения с ними, но также и его собственное, субъективное отношение к окружающим.

Сущность эмоциональной реакции младшего школьника и появляющиеся при этом особенности поведения и являются выражением своеобразной ориентировки ребенка в соответствующих обстоятельствах жизни. Перестройка поведения, непосредственно вызванная эмоциональной реакцией, является своеобразным ответом ребенка на ситуацию. Это эпизодические проявления эмоциональной сферы. Но человек реагирует и на более существенные явления жизни. Речь идет о роли эмоциональной сферы в восприятии отношений, которые у младшего школьника возникают с окружающими. Для ребенка имеет исключительно большое значение то, как оценивают люди его поступки, свойства его характера, его способности. Также большое значение имеет для него отношение окружающих к нему. Причем, все эти особенности отношения к нему он и воспринимает через соответствующую эмоциональную “призму”.

Младший школьник всегда стремится, осознавая или плохо осознавая это, занять в отношениях с другими людьми определенное положение — в семье, в школе и т. д. И если это положение его удовлетворяет, то он пытается всячески утвердить его. Эмоциональные отклики ребенка на характер имеющихся отношений, на изменение этих отношений в благоприятную или неблагоприятную сторону является проявлением его “борьбы” за свое положение, за свою позицию среди окружающих. И эти проявления могут быть различны как по существу самой эмоции, так и по форме ее выражения.

Сдвиги, которые произошли в ходе развития младшего школьника, приводят к тому, что в эмоциональной жизни ребенка начинается новый этап по сравнению с эмоциональной жизнью дошкольника. Изменяется эмоциональное состояние ребенка. Это относится к его общему эмоциональному тонусу и к смене настроений и душевных состояний. Возникают новые эмоциональные связи, новые отношения ко многим явлениям общественной жизни, к поведению людей. На основе этих новых отношений возникают и закрепляются новые виды переживаний, рождается эмоциональное отношение к тому, что ранее было безразлично ребенку. Прежде всего, у младшего школьника возникает круг острых переживаний в связи с его отношениями со значимым взрослым — учителем. Переживания, возникающие на основе представления о том, как к нему относится учитель. Общий физический и умственный рост школьника, возникающие новые обязанности, новые требования, развитие его оценок и суждений, организованность поведения приводят к тому, что создаются новые объективные отношения со взрослым. Школьнику поручают и доверяют такие задания, которые не давали ему раньше, от пего требуют проявления дисциплинированности в поведении.

Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь. Появляются новые переживания, возникают новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности, которые оставляли дошкольника совершенно безразличным. Для ребенка младшего школьного возраста возникают новые, очень значимые социальные связи: прежде всего с учителем, а затем с коллективом класса, а через некоторое время со всей школой как учреждением. Появление новых требований к поведению в классе, появление требований к его учебной деятельности – учиться , выполнять задания вместе со всем классом, готовить дома уроки, быть внимательным к объяснениям учителя меняет его самочувствие и становится мощным фактором, влияющем на его переживания.

Эти новые обязанности – хорошее выполнение, плохое выполнение, невыполнение заданий учителя, влекущие за собой соответствующую оценку учителя, коллектива класса (в их отношении к нему), а также оценку домашних, — вызывают ряд переживаний: удовлетворение, радость от похвалы, от сознания, что у него все получилось хорошо, и переживания огорчения, недовольства собой; переживания своей неполноценности по сравнению с успешно работающими товарищами. Неудачи могут порождать чувство раздражения к окружающим, которые предъявляют к нему требования. Однако обычно, если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не избегает окружающих, они приводят к острому желанию занять в классе и дома достойное место и мотивируют его стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха.

У младшего школьника в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления. В этом отношении младший школьник мало отличается от дошкольника. Маленький школьник вообще реагирует бурно на многое, что его окружает.

Однако в ряде существенных моментов эмоциональное поведение младшего школьника приобретает новые черты по сравнению с детьми дошкольного возраста. Он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции – недовольство, раздражение когда находится в классе, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что младший школьник уже хорошо владеет своим поведением – подавляет выражение тех или других неодобряемых окружающими чувств. Он достаточно ярко проявляет страх, недовольство, обиду, хотя и старается их подавить. Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Различные переживания сначала проявляются в скрытой форме, а позже ребенок способен вообще их подавлять. При отрицательной оценке выражение чувств подавляется, но переживание относительно устойчиво , опустошительно в эмоциональном плане и может наносить долговременный урон эмоциональному благополучию. Из изложенного видно, что эмоциональный компонент во взаимоотношениях является довольно важной характеристикой отношений. В связи с этим фактом, мы рассмотрим роль аффективного компонента в системе отношений “учитель – ученик” в следующей части.

5. Чем отличаются эмоции и чувства как формы проявления и становления эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста?
Формирование способов регуляции переживания страха у детей младшего школьного возраста будет успешным, если:

– определен эмоциональный профиль современных детей, в котором переживания страха соотнесены с другими эмоциональными состояниями;

– учитываются условия (специфика) ситуации развития (тип образовательного учреждения, территориальная и этноментальная специфика; личностные особенности детей);

– негативные эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста типологически структурируются упорядоченным образом в зависимости от генезиса эмоций (обусловленный, индуцированный, внутренне-генерированный типы страхов);

– реализуется многомерный подход к изучению эмоции страха и разработке программы по формированию регуляции, включая способы, используемые самими детьми, что в конечном итоге расширяет возможности и поведенческий репертуар ребенка в ситуации переживания страхов;

– осуществляется взаимодействие педагогов-психологов, воспитателей, учителей и родителей в организации учебной и внеучебной жизни ребенка, учитывающее индивидуальный ресурс и саморегуляционные возможности детей.

6. В чем заключаются причины дискомфорта ребенка младшего школьного возраста?
7. В чем специфика проявления страха и тревог младшего школьного возраста?( В ШЕСТОМ)
8. Какие методы воспитания способствуют стрессоустойчивости ребенка младшего школьного возраста?
9. Какова специфика стрессовых ситуаций современной школы?
10. Как проявляется непроизвольная и произвольная саморегуляция эмоционального состояния у ребенка младшего школьного возраста?

Работа над рефератами.

1. Интеллектуальные чувства как потребность младшего школьника в познании.

2. Норма эмоциональной жизни младшего школьника: эмоциональная стабильность и импульсивность; аффективные состояния и несдержанность; тревожность и повышенная чувствительность.

3. Особенности выражения собственного эмоционального отношения у младших школьников.

4. Психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

5. Психологические особенности формирования высших чувств у младших школьников.

6. Психологические особенности формирования рефлексии в младшем школьном возрасте.

7. Развитие нравственных чувств и нравственного опыта у младших школьников.

8. Размышления о развитии эстетических чувств у младших школьников.

9. Школьная тревожность и страхи в младшем школьном возрасте: причины, проявления, профилактика.

10. Эмоционально-волевая сфера личности современного младшего школьника.

Общий праздник? Сын Высоцкого — об отце и «внебрачных детях». Пусть говорят. Выпуск от 24.01.2019


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: