Обсуждение и установление правил, которые позволят создать атмосферу психологической безопасности.

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Пояснительная записка.

Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справится с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Такого рода педагогические воздействия неэффективны (наряду с заседаниями Совета Профилактики, «микропедсоветами»). Такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли еще будет..», скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Такие дети их скорее раздражают, чем располагают к себе. Разговор о них ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» — такие ярлыки всегда достаются агрессивным детям, всем без исключения.

Дети черпают знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно). Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей –это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Целью создания данной программы является:

— ввести ребенка в мир человеческих отношений;

— расширить адаптационные возможности ребенка.

Задачи:

1. Обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева.

2. Обучить ребенка приемам саморегуляции.

3. Формирование позитивных качеств личности ребенка.

К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

Занятия рассчитаны на работу с детьми 10 – 14 лет, проводятся 1-2 раза в неделю по заявке или результатам тестирования. Продолжительность занятий составляет 40-50 минут. Программа состоит из 10 занятий.

Программа работы включает в себя несколько этапов. На подготовительном этапе выявляются агрессивность ребенка. С родителями и классным руководителем проводятся предварительные консультации. На консультации с классным руководителем обсуждается необходимость оказания поддержки ребенку, посещающему занятия. Аналогичные опросы обсуждаются и с родителями. Это важно, так как очень многие родители не знают, чем занимается психолог, и «что он может сделать с их ребенком» — очень актуальный вопрос для них.

Основной этап предполагает индивидуальную работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается ведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.

На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями по результатам работы.

Учебно – тематический план.

Тема Содержание Количество часов
Занятие 1 Приветствие Упражнение «Одно предложение» (мини — сочинение) Упражнение «Ладошки» Упражнение «Взгляд на мир» Обратная связь 40 минут
Занятие 2 Приветствие Упражнение «Громко и тихо» Упражнение «Переписывание истории» Упражнение «Эмоциональные этюды» Обратная связь 40 минут
Занятие 3 Приветствие Мини лекция «Мир эмоций» Упражнение «Рисование жидким соленым тестом» Упражнение «Нарисовать свой гнев» Упражнение «Письмо» Обратная связь 40 минут
Занятие 4 Приветствие Мини лекция «Я — эмоциональное» Упражнение «Агрессивная скульптура» Упражнение «Веселые скоморохи» Упражнение «Ассоциация» Обратная связь 40 минут
Занятие 5 Приветствие Мини лекция «Настроение» Упражнение «Метафорический портрет» Упражнение «Встреча с драконом» Упражнение «Рисование имени» Обратная связь 40 минут
Занятие 6 Приветствие Мини лекция «Агрессивное поведение» Упражнение «Проволочный человек» Упражнение «Скульптура состояния» Упражнение «Новая жизнь разбитого зеркала» Обратная связь 40 минут
Занятие 7 Приветствие Мини лекция «Характер» Упражнение «Хрустящий Барабек» Упражнение «Апельсиновый Джо» Упражнение «Взятие замка» Упражнение «Недобрые зачины» Обратная связь 40 минут
Занятие 8 Приветствие Мини лекция «Воля» Упражнение «Самоценность» Упражнение «Зазеркалье» Упражнение «Злой – добрый мир» Коллаж «Великие люди, носившие мое имя» Обратная связь 40 минут
Занятие 9 Приветствие Мини лекция «Общение» Упражнение «Маленький принц» Рисунок «Звуки природы» Создание скульптуры себя Обратная связь 40 минут
Занятие 10 Приветствие Упражнение «Самоанализ» Рисунок «Итог» Упражнение «Ключи» Обратная связь Вручение диплома 40 минут

Занятие 1.

Необходимые материалы:бумага, ручка, ладошки из белой бумаги (заготовки), очки различной формы с различными по цвету стеклами, фотоаппарат, пленка, альбом.

Ход занятия.

Знакомство

1.Мое имя.

2.Чего я жду от занятий.

3.Что мне в себе нравится.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(цветок). Потому что….»

Обсуждение и установление правил, которые позволят создать атмосферу психологической безопасности.

Ведущий задает вопрос: « Какие правила мы все должны соблюдать, чтобы мы могли чувствовать себя здесь свободно и безопасно?». Обсуждают предлагаемые правила. Ведущий, в свою очередь, предлагает следующие правила:

1.Не перебивать друг друга.

2.Не осуждать и не оценивать себя.

3.Говорить только о себе, от своего имени.

4.Соблюдать конфиденциальность (то, происходит на занятии, не выносится за пределы).

5.Не пропускать занятия и не опаздывать на них.

Правила фиксируются ведущим на доске или листе ватмана.

4.Упражнение «Одно предложение» (мини сочинение)(выяснить, как оценивает себя ребенок, какие свои качества он считает самыми важными и хочет о них сказать всем).

Попросить ребенка дописать предложение «Я……….». Пусть напишет, что захочет.

5.Упражнение «Ладошки»(проверить наличие у ребенка умения понимать и общаться с другими людьми).

Ребенок получает «ладошку» из белой бумаги. Ведущий просит взять ручку и на самой ладони написать те качества человека, которые у него есть, а на пальцах – те качества, которые нужно, хотелось бы в себе развивать. Если есть что – то плохое, от чего хочется избавиться, порекомендуйте ребенку написать эти качества с обратной стороны на пальцах. Ладошку попросите приклеить на солнышко (нарисованное на бумаге) самого ребенка. Спросите, почувствовал ли ребенок тепло или нет.

6. Упражнение «Взгляд на мир»(анализ своих состояний и чувств)

Ведущий: «Перед тобой набор разных очков. Попробуй надеть по очереди каждые и посмотреть вокруг себя. Что меняется? Слышал ли ты фразы: «Смотреть на мир через розовые очки?» и «Видеть мир через темные очки»? Что они могут значить? Сейчас мы с тобой выйдем на улицу и сделаем фоторепортаж «Взгляд на мир». Для этого ты должен будешь смотреть на мир через разные очки и сфотографировать то, что ты увидишь. Как выглядит мир через черные, красные, розовые, прозрачные и другие очки? Сделаем по одному снимку, символизирующему видение мира через каждые очки. Готовые фотографии разместим в альбоме.» Презентация фоторепортажа и обсуждение: Каким ты увидел мир через разные очки? Какие очки тебе более всего подходят и почему? Какие не подходят и почему? В каких жизненных ситуациях, какие очки мы надеваем? Как от этого зависит наш взгляд на жизнь? Может ли человек сам менять свой взгляд на жизнь с «розового» на «прозрачный», или с «черного» на «зеленый»? Что ему для этого нужно? Бывает ли, что кто – то разбивает тебе очки или ты сам их разбиваешь? Каким будет взгляд на мир через разбитые очки?

От нейронов к нирване — Психоделики в медицине


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: