Один тип библиотек должен отличаться от другого, прежде всего, своим назначением и задачами.

Следовательно, с учетом этих положений, типологизация библиотек должна быть основана на функциях (назначение и задачи)как наиболее принципиальному признаку. Из всех групп функций библиотек в данном случае действенны основные (типообразующие) – содействие научной деятельности, содействие учебной деятельности, содействие профессионально-производственной деятельности, содействие самообразованию и организации досуга. Именно эти функции и определяют характер удовлетворяемых библиотекой информационных потребностей.

В современном российском библиотековедении в основном принято различать два типа библиотек:

1) универсальные библиотеки (УБ):выполняют все или почти все типообразующие функции с некоторым приоритетом какой-либо из них на базе, как правило, универсального фонда;

2) специальные библиотеки (СБ):явно специализируются на выполнении какой-либо типообразующей функции на базе, как правило, специального (отраслевого, тематического) фонда.

В обобщенном виде современная типология российских библиотек представлена в приложении в таблице 1.

Федеральный закон о библиотечном деле не устанавливает типы библиотек, а лишьвыделяет их виды по признаку порядка учреждения и формы собственности (государственные, муниципальные, общественных объединений, частные и др.). Этот признак важен для закона как юридического документа, регулирующего общие вопросы организации библиотечного дела, но не может быть единственным и даже главным для научной группировки всего многообразия библиотек.

1.4. Типология библиотек в зарубежном библиотечном деле

В Международном терминологическом стандарте ИСО (международная организация по стандартизации) выделены такие типы библиотек: общие, специальные, научные, справочные, национальные, депозитарные, авторского права, публичные.

Стандартом ИСО по библиотечной статистике выделяютсянациональные, вузов, специальные, главные неспециализированные, публичные, школьные, передвижные библиотеки.

Документы ЮНЕСКО по библиотечной статистике предлагают для учета национальные, публичные, школьные, вузов библиотеки.

В зарубежной практике, чаще всего, различают четыре типа библиотек: публичные, в т. ч. национальные, содержащиеся государством и местными органами за счет налогоплательщиков; библиотеки университетов и колледжей, содержащиеся за счет бюджета соответствующего учебного заведения; школьные, содержащиеся либо органами государственного образования, либо частными лицами; специальные, право собственности на которые имеют: а) государство – в научных, исследовательских государственных учреждениях; б) независимые научные общества и ассоциации; в) частные кампании и фирмы. Среди специальных библиотек больше всего обслуживающих науку, технику, бизнес, т. е. научно-технических.

Таким образом, в данной типологии типообразующим признаком является признак ведомственной принадлежности.

В библиотечной практике США выделится такие типы библиотек, как национальные, научные фундаментальные, публичные, школьные, специальные. В Англии принято различать два основных типа библиотек: научные и общедоступные. В ФРГ типами библиотек признаны национальные и центральные отраслевые, региональные, вузов, специальные, публичные, школьные. В Дании типами библиотек считаются публичные, школьные, научные (вузов и специальные). В Венгрии различают четыре типа библиотек: публичные, вузовские, школьные, специальные.

В целом следует признать, что в зарубежной библиотечной теории и практике нет единства в типологизационном делении библиотек.

Литература

1. Виноградова, Е. П. Типология и классификация библиотек: терминологические признаки, методы / Е. П. Виноградова // Библиотековедение. – 2007. – № 6. – С. 11–14.

2. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996 – 1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.

3. Столяров, Ю. Н. Классификация и типология библиотек / Ю. Н. Столяров // Шк. б-ка. – 2003. – № 4. – С. 16–24.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины многообразия библиотек и необходимости их типологизации?

2. Почему проблемы типологии библиотек актуальна для российского библиотековедения?

3. Каковы признаки типологизации библиотек?

4. Какие основные типы образуют российские библиотеки?

5. Какие подходы к группировке библиотек используются за рубежом?

2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ:

ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ

2.1. Понятие «универсальная библиотека»

Универсальная библиотека (УБ) – библиотека, удовлетворяющая универсальные информационные потребности пользователей и имеющая для этого фонд документов(терминологический словарь «Библиотечное дело», 1997).

УБ – библиотека, удовлетворяющая разнообразные информационные потребности на основе фондов, сформированных без тематических и видовых ограничений(ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: термины и определения»).

Обобщая эти определения, в развернутом виде УБ можно охарактеризовать как библиотеку, удовлетворяющую разнообразные информационные потребности пользователей и содействующую их всестороннему развитию, самообразованию, учебно-профессиональной подготовке и научной деятельности, имеющую, как правило, универсальный по составу фонд, являющуюся региональным культурным и информационным центром, центром библиотечного краеведения и региональной библиотечной системы.

УБ представляется наиболее перспективной моделью библиотечного учреждения будущего. Национальная программа поддержки и развития чтения предполагает разработку стандарта многофункциональной библиотеки нового типа – «Российской библиотеки XXI века».

2.2. Из истории создания универсальных библиотек

Термин «универсальная библиотека» впервые появился в зарубежном библиотековедении в развитие идеи Г. В. Лейбница, Г. Нодэ и других выдающихся библиотечных деятелей эпохи Просвещения по созданию «энциклопедической библиотеки». Первой библиотекой такого рода в Европе в конце XVIII века стала университетская библиотека в Геттингене (Германия). Ее фонды включали всю мировую научную литературу того времени. К созданию универсального по составу и полноте охвата мировой научной литературы стремились и отечественные научные библиотеки – Библиотека Академии наук, библиотека МГУ, Императорская Публичная библиотека в Санкт-Петербурге.

В XIX в. намечается отход научных библиотек от принципа возможно более полного охвата всей мировой литературы отдельными библиотеками. Сейчас, оставаясь ориентированными в комплектовании на универсальное многоотраслевое знание, даже самые крупные библиотеки руководствуются теми или иными принципами ограничения (региональные – приоритет региону, вузовские – профилю вуза и т. п.).

В России в 1990-е гг. социальная востребованность УБ возросла, что связано с их популярностью у студенчества, а, в свою очередь, на них повлиял образовательный бум и тенденции гуманитаризации технического знания и технизации гуманитарного образования.

2.3. Типологические черты УБ

Типологическими чертами УБ следует признать следующие:

1) функциональная универсальность – этим библиотекам присущи все основные (типологические) функции;

2) региональность–комплексный типообразующий признак, отражающий такие параметры функционирования УБ, как:

– подчинение деятельности библиотеки интересам региона (региональная направленность деятельности);

– региональный масштаб деятельности;

– создание документно-информационного фонда о регионе и обеспечение доступа к нему;

– функционирование в качестве центров библиотечного обслуживания региона (их фонды – наиболее масштабные, они – организатор координации библиотек региона);

– финансовая и административная принадлежность региону.

3) тематическая универсальность фонда, запросов, СПА.

2.4. Функции УБ

УБ выполняют все или почти все типообразующие функции (т. е. обладают универсальным набором типообразующих функций) с некоторым приоритетом какой-либо из них на базе, как правило, универсального фонда.

2.5. Виды УБ

В соответствии с приоритетом типообразующей функции УБ делятся на три вида:

1)универсальные научные библиотеки(по приоритетности функции содействия научно-производственной деятельности);

2) общедоступные (публичные) библиотеки(по приоритетности функции содействия самообразованию и досугу);

3) универсальные служебные библиотеки(по приоритетности функции содействия самообразованию и профессионально-производственной деятельности).

Наглядно типологическая характеристика и видовое многообразие УБ представлено в приложении в таблице 1.

Литература

1. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996–1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.

2. Чуприна, Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике / Н. Т. Чуприна. – М. : Либерея, 2004. – 117 с.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие УБ.

2. Каковы типологические черты УБ?

3. Каково содержание «региональности» как типообразующего признака УБ?

4. Охарактеризуйте функции УБ.

5. Назовите основные виды УБ.

3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕДОСТУПНЫЕ (ПУБЛИЧНЫЕ) БИБЛИОТЕКИ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДА

3.1. Значение и видовые особенности общедоступных (публичных)

С ЭТИМ НАДО КОНЧАТЬ — Жак Фреско — Проект Венера


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: