Оформление результатов срс

Результаты СРС могут быть представлены преподавателю в форме отчета или реферата, подготовленного и распечатанного в формате А4.

Отчет обычно отражает процесс и результаты практического изучения, освоения и использования каких-то аппаратных и программных решений, технологий и продуктов. Он должен содержать следующую информацию.

1. Цель работы.

2. Техническое задание: задачи, подлежащие решению (общие, индивидуальные, творческие).

3. Введение.

4. Описание проделанной работы:

  • принятые решения по отбору и анализу материалов;
  • текстовое описание с необходимыми иллюстрациями (таблицами, схемами, рисунками, фотографиями, слайдами и скриншотами, видами окон работающих приложений в процессе решения задач и т.п.).;
  • описания и структуры данных;
  • описания и значения ключевых параметров;
  • описания и тексты программ с комментариями;
  • полученные результаты и их оценка.

5. Заключение с выводами по проделанной работе.

6. Список использованной литературы.

Реферат имеет обзорно-исследовательский характер. Он представляет собой оригинальную разработку по актуальной или новой теме, связанной с лекционным курсом или лабораторным практикумом, не детализированной в учебных материалах лектора. По ходу лекций преподаватель акцентирует интересные, но не в полном объеме рассмотренные вопросы и нюансы, заслуживающие детальной проработки в рефератах студентов.

Реферат имеет следующую структуру.

1. Техническое задание

2. Введение, где отражаются:

  • связь темы реферата с лекционным курсом или лабораторным практикумом;
  • актуальность;
  • цель: определить (освоить, уточнить, выявить, …) и описать назначение (свойства и возможности, функции, …) выбранного объекта изучения.

3. Основные материалы (один или несколько разделов), обязательным дополнением к которым являются:

  • ссылки по тексту на использованную литературу (печатные или электронные публикации). Ссылка обычно ставится в конце цитируемого абзаца и имеет вид [(порядковый номер)], например, [1-3, 5];
  • собственные краткие комментарии по обсуждаемым вопросам. Комментарии являются лучшими примерами творческого характера самостоятельно выполняемой работы. Поэтому их лучше выделять каким-то образом из общего текста, например,
Комментарий 1. (текст)
Комментарий 2. (текст)

4. Заключение, где помещаются:

  • краткие сведения о том, что сделано в работе;
  • выводы по теме;
  • предложения по развитию темы (какие вопросы также заслуживают внимания, какие идеи являются важными, где это описано со ссылками [ ] и т.п.)

5. Список использованной литературы.

Нумеруются только элементы содержания пункта 3 отчета и пункта 4 реферата. Иерархия содержания может одноуровневой или иметь до 3 нумеруемых уровней. При необходимости ввода более низких уровней, названия последних выделяются каким-то оригинальным способом, например, (сверху вниз) жирным шрифтом, подчеркиванием, курсивом с точкой или без точки и без выделения в отдельную строку.

Текст отчета или реферата должен иметь введение в проблему и заключение о результатах проделанной работы. Основной текст обычно компилируется из нескольких литературных источников со ссылками на них по тексту или подкрепляется заимствованными фрагментами. Переходы между фрагментами удобно сопровождать комментариями в конце или предварительными замечаниями вначале каждого фрагмента или группы из них. Особо значимые, ключевые или самостоятельные части текста лучше завершать подведением какого-то промежуточного итога.

Иллюстрации являются эффективным средством разъяснения текста и повышения степени его доступности и понимания. Они могут представлять собой изображения различного вида: рисунки, чертежи, фотографии, слайды и т.п. Среди них наибольшей информативностью отличаются фотографии. При описании информационных и компьютерных технологий, систем и продуктов особую актуальность, ввиду своей высокой информативности, приобрели копии экрана компьютера (скриншоты) и виды (активных) окон работающих приложений, зафиксированные (как фотографии) в определенные моменты времени. Скриншоты легко получаются автоматически нажатием клавиши , а виды активных окон + . Пример скриншота приведен на рис.1, пример вида активного окна – на рис.2.

Оформление результатов срс

Рис.1. Пример скриншота

Демонстрации и деморолики. Иллюстрации являются статическими изображениями. Они не способны отразить изменения изучаемого объекта, процесса или явления во времени, изменения их положения или формы, то есть их динамику. По сравнению со статическими иллюстрациями различные динамические действа получают еще одно измерение – время, а поэтому конечно являются еще более информативными.

Оформление результатов срс

Рис.2. Пример вида активного окна приложения

К динамическим действам относятся: видео, анимации, динамические презентации, деморолики и т.п. Реализовать их можно по разному, но наиболее простым и эффективным способом является автоматический захват изображений на заданном отрезке времени. Например, можно захватывать и сохранять в различных форматах (например, .AVI) фрагменты готовой динамики (видео) и действия пользователя компьютера при выполнении изучаемых действий. Известны десятки программ поддержки подобных функций (SnagIt, Camtassia Studio, Captivate 3-4 и другие). Главное при этом то, такие программы позволяют легко включить в отчет или реферат реальные доказательства выполнения требуемой работы, запуска программ, ввода данных, освоения функций, достижения состояний и целей, получения реальных результатов и т.п.

Обязательные ссылки на использованные источники. При выполнении задания СРС неизбежно широкое использование различных информационных материалов (текстов и иллюстраций), заимствованных у их законных авторов. При этом иногда ваш труд может восприниматься общественностью как прямой плагиат. Плагиат – использование в своих текстах фрагментов чужих текстов и иллюстраций без ссылок них, то есть, по сути, незаконное присваивание чужих результатов. И никого уже не будет волновать вопрос о том, умышленно или неумышленно Вы не сделали ссылку на чужой текст или иллюстрацию, а Вас могут реально обвинить, причем совершенно официально. Ссылка вида [порядковый номер в списке использованных источников или заменяющая его фамилия автора, год издания] должна опираться на список, стандартным способом описывается каждый литературный источник. Примеры оформления подобных списков приведены на с.30-45.

Особое внимание следует уделять ссылкам на электронные ресурсы, почерпнутые из Internet, для которых в общем случае необходимо указывать следующее (разделителем, как и в обычных ссылках, является точка):

Фамилии И.О. авторов через запятую. Название публикации (может представлять несколько предложений), год издания. – http://URL (Это реальная ссылка на текст, скопированная из поля браузера в момент копирования).

Слева от конструкции «– http://» информация может частично отсутствовать, например, автор. Можно попытаться доопределить недостающие данные, поднимаясь на сайте по дереву URL.

Таким образом, СРС является индивидуальным исследованием и творческой разработкой, включающими

  • поиск полезной информации в различных источниках;
  • ее обработку и анализ;
  • компиляцию материалов по теме с большим числом иллюстраций;
  • подготовку отчета или реферата с оригинальными иерархией содержания и переходами, пояснениями и выводами.

Поэтому в отдельных случаях преподаватель может разрешать делать оригинальные формы представления ее результатов, например, оригинальные авторские рисунки и схемы с графическими образами, динамические представления результатов работы или функционирования изучаемого объекта (видео и анимации, видеоролики захваченных действий пользователя, различные аудиовизуальные решения и т.п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешная реализация цели и задач СРС позволяет студенту научиться хорошо ориентироваться в огромном и постоянно увеличивающемся потоке новой учебной и научной информации из Internet и других источников, получить багаж умений и навыков, позволяющих успешно выполнять курсовые работы по другим дисциплинам и выпускную работу бакалавра.

Стандарты оформления работ | Диплом, курсовая, реферат по ГОСТу


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: