Олимпийские боги — их образы и функции в эллинской мифологии

Типы и циклы мифов. Основные сюжеты и образы. Олимпийская мифология. Образы и функции олимпийских богов в греческой мифологии.

Типы мифов :

Миф – это наиболее ранняя форма выражения человеком своего отношения к миру. Существует несколько типов мифов.

1) простейшие древние мифы о животных.

2) мифы о небесных явлениях : лунарные (о луне, месяце ) солярные(о солнце) , астральные.

3)Мифы космогонические (о происхождении мира, космоса в целом и его частей , связанных в единой системе.)

4) мифы антропологические ( о происхождении человека , первых людей)

5) Мифы о происхождении смерти.

6) Эсхатологические мифы.( рассказы , пророчества о конце света.)

7) Мифы о культурных героях.(близничные миф

Циклы мифов:

1)космогонические мифы — мифы о происхождении мира и вселенной,

2)антропологические мифы — мифы о происхождении человека и человеческого общества,

3) мифы о культурных героях — мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

4)эсхатологические мифы — мифы о конце света, конце времен.

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

1. Космогонические мифы, как правило делятся на две группы:

Мифы развития | Мифы творения

|

В мифах развития происхождениях ми- |В мифах творения акцент делается на

ра и Вселенной объясняется эволю- |утверждении о том, что мир сотворен

цией, превращением некоего бесфор- |из каких-то первоначальных элемен-

менного первоначального состояния, |тов (огня,воды,воздуха,земли)

предшествующего миру и Вселенной. |сверхестественным существом -богом,

Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном,творцом (творец может

кая мифология),небытие (древнееги- |иметь облик человека или животного-

петская,скандинавская и др. мифоло- |гагары,вороны,койота).Самый извест-

гия)….все было в состоянии неиз- |ный пример мифов творения-библейский

вестности,все холодное,все в молча- |рассказ о семи днях творения:И ска-

нии:все бездвижное,тихое,и прост- |зал Бог:да будет свет…и отделил

ранство неба было пусто… — из |Бог свет от тьмы.И назвал Бог свет

мифов Центральной Америки. |днем,а тьму ночью…

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

2. Антропологические мифы являются составной частью мифов космогонических.

Согласно многим мифам, человек створяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

3. Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем — иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода — древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе — мыслящий прежде, предвидящий) наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения — орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

4. Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии конца света и наступлении конца времен. Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском Апокалипсисе: грядет второе пришествие Христа — Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит конец времен, и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Олимпийские боги — их образы и функции в эллинской мифологии

С переходом от матриархата к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного всемогущей природой.

Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс. патриархальная община водворяется теперь и на горе Олимп. Зевс который борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на его месте святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, которые выросли так быстро,что, едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп , овладеть Герой и Артемидой и ,вероятно, царством самого Зевса. Персей убивает медузу. Совершает свои 12 подвигов Геракл. тезей убивает минотавра.

Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества : Гера становится покровительницей брака и семьи, Деметра — земледелия, Афина — честной, открытой войны(в отличие от Ареса),Афродита — богиня любви и красоты, Гестия — домашнего очага. Артемида приобрела красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога — Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес из прежнего примитивного сущ-ва стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю. Природа получает теперь умиротворение и поэтизацию. Нимфы рек и озер, океаниды, нимфы морей нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей раньше представлялись в диком, ужасном виде. Но теперь значительно возросла власть человека над природой ; он умеет более спокойно в ней ориентироваться, находить в ней красоту, использовать для своих надобностей. Теперь власть над морской стихией принадлежит не только грозному посейдону, но и мирному, мудрому Нерею. Нимфы получили красивый, поэтический вид, ими стали любоваться, воспевать.

Всем теперь правит Зевс и все стихийные силы оказываются в его подчинении, теперь он уже не ужасный гром и ослепительная молния, которых люди только боятся, но теперь к нему можно обратиться за помощью. Характерно окружение З. на Олимпе. Ника Победа — уже не страшный и непобедимый Демон, нео прекрасная крылатая погиня, которая является символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее бемпорядочных действий. теперь она богиня права а справедливости. Детьми Зевса и Фемиды являются оры — веселые, вечно танцующие богини времен года и госуд. распорядка, посыл. осадки. Геба — богиня и символ вечной юности , мальчик — виночерпий Гинимед, Даже Мойры, страшные и неведомые богини рока и судьбы трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на светлом и веселом Олимпе. Аполлон и 9 муз, Афродита и Эрот,хариты — грации. Бог Посейдон и Аполлон строят стены Трои. Дионис — бог виноделия. Царство Аида. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Там же струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Носятся и стонут беплодные легкие тени умерших. Пес Кербер сторожит выход. Перевозчик душ Харон. Аид сидит на троне со своей женой Персефоной. ему служат богини мщения Эринии, они преследуют преступников. Судьи умерших — Минос и Радамант. Гипнос погружает смертных в сон: не могут противиться ему ни смертные, ни боги. Боги сновидений. Над всеми привидениями властвует богиня Геката.

DOCUMENTALES DE HISTORIA 😜👍 LAS LEYENDAS GRIEGAS,HISTORIA,DOCUMENTALES DE HISTORIA,HISTORY CHANNEL


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: