Описание процедуры капс.

Проект методических рекомендаций

«Проведение клинико-психотерапевтического анализа в системе оказания помощи больным с нервно-психическими расстройствами»

Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В настоящей работе представлен алгоритм специальной процедуры, предназначенной для многостороннего анализа содержания психотерапевтического лечения пациентов, страдающих пограничными нервно-психическими расстройствами — клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая (КАПС). В рекомендациях содержится описание процедуры КАПС, всех компонентов и участвующих в нем экспертов. Дано описание психодиагностических инструментов, используемых в рамках КАПС. Выделены критерии участия диады «психотерапевт-пациент» в клинико-психотерапевтическом разборе. Подробно разъясняются функции и задачи всех участников данной процедуры. Показаны принципы соотнесения данных, полученных в ходе клинико-психотерапевтического разбора с выбором и оптимизацией элементов индивидуальной психотерапевтической программы. Предложенный алгоритм является эффективным способом управления качеством проводимой психотерапевтической работы.

Пособие предназначено для использования организаторами здравоохранения, врачами-психотерапевтами и медицинскими (клиническими) психологами для практической работы.

Организация-разработчик: Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3

Авторы составители – сотрудники Научно-исследовательского психоневрологического Института им. В. М. Бехтерева: младший научный сотрудник Отдела организации научных исследований, новых технологий и подготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии С.В. Ляшковская, руководитель Отдела организации научных исследований, новых технологий и подготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии, кандидат медицинских наук Р.К. Назыров.

Перечень сокращений, условных обозначений и терминов

СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева – Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева

КАПС – клинико-психотерапевтический анализ психотерапевтического случая.

ИПП – индивидуальная психотерапевтическая программа.

Индивидуальная психотерапевтическая программа (ИПП) является документом, определяющим и формы участия пациента в работе подразделения психотерапии, и ее содержание. На содержание индивидуальной психотерапевтической программы влияет весь комплекс клинических, психологических и социально факторов, которые придают ИПП вид дифференцированного лечебного подхода.

Психотерапевтическая мишень — проявляемый пациентом или предполагаемый психотерапевтом клинико-психотерапевтический феномен, изменение которого является осознаваемой психотерапевтом целью психотерапевтического воздействия, поскольку способствует выздоровлению (клиническому улучшению).

Клинический разбор – процедура квалификации клинического состояния пациента группой специалистов.

Нарративное описание – это описание, не ограничивающееся каким-либо фрагментом или аспектом, но осмысленно целенаправленно оперирующее манерой описания, его последовательностью, началом и концом, композицией, соотношением частей, мерой их представленности и разработанности, учетом адресата и источников информации, принятыми эталонами и т.д., таким образом, аналитично относящееся к структурам того, что описывается и как описывается. Наррратив сочетает историю и дискурс, фабулу и интерпретацию, т.е., не ограничивается регистрацией, а представляет ее как части осмысленного целого.

Введение

С нарастанием тенденции к интеграции психотерапевтических методов, методик и подходов, становится все более актуальной задача анализа психотерапевтического процесса во всей сумме его отдельных компонентов. Многие авторы подчеркивают важность системного анализа всех групп параметров проводимой психотерапии, т. е. подсистем больного, терапевта и их взаимодействия, определяемого спецификой используемой модели.

В современной психотерапии существует несколько инструментов для решения проблемы повышения качества оказываемой помощи: традиционные для медицины и здравоохранения клинические разборы, балинтовские группы и супервизия, являющиеся неотъемлемой частью профессиональной психотерапевтической деятельности.

Принятой в традиционной психиатрии процедурой диагностики, а также выбора и оптимизации лечения является клинический разбор. Эта процедура, будучи специфичной по отношению к психиатрической диагностике, не отвечает на все вопросы, стоящие перед врачом-психотерапевтом. Клинические разборы предполагают углубленное изучение и анализ имеющегося в распоряжении врача-психотерапевта клинического материала (анамнестические данные, данные о клиническом состоянии, результаты клинико-психологических и других параклинических исследований, результаты наблюдения за поведением пациента в условиях стационара). Результатом клинического может явиться определение состояния здоровья больного, диагноза, прогноза, а также стратегии и тактики дальнейшего ведения пациента, как это принято в современной медицине.

В балинтовской группе, в классическом ее применении, центральным объектом являются отношения в системе «врач-больной». Анализ этих отношений дает возможность более полного понимания пациента, во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром. С другой стороны, балинтовские группы помогают и самому врачу-психотерапевту проработать фрустрирующие ситуации во взаимоотношениях с пациентом, что позволяет врачу прояснить свои чувства и отношения к пациенту и то, как он на самом деле воспринимает пациента.

Супервизия является формой консультирования психотерапевта более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющей психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия. По сути, супервизия направлена на развитие знаний, навыков и умений, способствует совершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта. В супервизии психотерапевт может осознать, как он работает и как реагирует, находясь в конкретной психотерапевтической ситуации.

Каждый из этих инструментов предназначен для решения конкретных задач, связанных с повышением эффективности психотерапевтической помощи. И, хотя они и позволяют оценивать и оптимизировать различные компоненты психотерапевтической деятельности, однако каждый из них в отдельности и вместе все равно не позволяют провести комплексный и многомерный анализ психотерапевтического процесса конкретного психотерапевтического случая и внести коррективы.

В связи с этим, для дальнейшего совершенствования качества психотерапевтической помощи в условиях развивающегося здравоохранения с позиции биопсихосоциального подхода нами была поставлена цель разработать программу исследования, позволяющую оценивать различные аспекты проводимой психотерапии в клинике. Попыткой создания инструмента (алгоритма?) для описания и оптимизации психотерапевтического процесса и выделения в конкретных случаях предпосылок к коррекции психотерапевтических стратегии и тактики стала разработка и апробирование методики клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая (КАПС).

Основная часть

В таблице (см. Табл. 1), представленной ниже, методика клинико-психотерапевтического анализа сравнивается с другими существующими методами оптимизации лечебного процесса в психотерапии.

Таблица 1

Сравнительные характеристики

процедур клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая (КАПС) и других форм оптимизации лечебного процесса

Критерии анализа КАПС Клинический разбор Балинтовская группа Супервизия
Объект анализа Психотерапевтический процесс Клинико-психологическиое состояние и процесс лечение пациента Отношения «врач-больной» в процессе психотерапии Профессиональные и личностные качества психотерапевта в приложении к его профессиональной деятельности
Материал Клинико-психологические аспекты психогенеза, процесса психотерапии с учетом взаимодействия врача и пациента Клинические, психологические и лабораторные данные о пациенте Нарратив психотеревта о случае взаимодействия с пациентом Процесс психотерапевтический работы или протокол психотерапевтического случая
Цели Клинико-психотерапевтическая оценка процесса психотерапии и её оптимизация Клиническая и клинико-психологическая оценка состояния и результатов лечения пациента Улучшение взаимодействия в системе «врач-больной» Рефлексия своей профессиональной деятельности и развитие знаний навыков и умений психотерапевта
Результат Психотерапевтический диагноз Клинический диагноз Осознание отношений Коррекция профессионального стиля
Методика Экспертный анализ психотерапевтического процесса Экспертный анализ клинического состояния и лечения Групповая дискуссия и групповое взаимодействие Профессиональное консультирование
Эксперты Психотерапевты и специалисты смежных областей психотерапии Врачи-психотерапевты и врачи смежных специальностей Психотерапевты Супервизор
Влияние на эффективность психотерапии За счет лучшего понимания психотерапевтического процесса и взаимодействия в системе «врач – пациент» За счет лучшего клинического анализа состояния пациента и системы проводимого лечения За счет лучшего представления о характере взаимодействия врача и больного За счет лучшего понимания влияния личности психотерапевта на процесс психотерапии

Клинико-психотерапевтический анализ психотерапевтического случая (КАПС) является особой формой взаимодействия специалистов и относится к важным компонентам содержательного функционирования профессиональной психотерапевтической среды в условиях подразделения внебольничной психотерапии. Преимуществом КАПС является его транстеоретичность, то есть возможность применения процедуры вне зависимости от теоретической ориентации врача-психотерапевта и используемых методов и методик психотерапии. Клинико-психотерапевтический анализ психотерапевтического случая является высококоммуникативным процессом, позволяющим индивидуализировать программу лечения для каждого пациента.

В таблице ниже приводится сравнительное описание задач при проведении КАПС по сравнению с клинической конференцией (клиническим разбором).

Таблица 2.

Сравнительное описание задач при проведении клинической конференции и КАПС.

Клинический разбор КАПС
Цель процедуры: Результатом является обоснование элементов ИПП (индивидуальной психотерапевтической программы): Результатом является диагностика причин возникновения трудностей в реализации ИПП:
Диагностическая задача: 1. формулирование развернутого клинического диагноза, психотерапевтической гипотезы и описание мишеней психотерапии. 1. верификация психотерапевтической гипотезы и адекватности выбора мишеней психотерапии
Анализ мотивации: 2. определение первоначальной глубины психотерапевтического вмешательства (в зависимости от особенностей мотивации) 2. верификация правильности определения объекта психотерапии и психотерапевтического заказа
Задача по отношению к выбору метода психотерапии: 3. выбор форм и методов психотерапии (в зависимости от показаний) 3. верификация соответствия психотерапевтической гипотезы и выбираемых методов и форм психотерапии
Задача по отношению к реализации выбранного метода психотерапии: 4. метод индивидуальной психотерапии (в зависимости от видения психотерапевта) 4. анализ особенностей применения метода(ов) психотерапии
Задача по отношению к коммуникации: 5. коммуникация является инструментом получения необходимой диагностической информации 5. коммуникация анализируется как условие для реализации психотерапевтических задач, как терапевтический инструмент и сочетание факторов терапевтического воздействия.

Таким образом, клинический разбор является инструментом, направленным на анализ данных, полученных на диагностическом этапе и составление ИПП.

КАПС является инструментом, позволяющим проводить комплексный анализ трудностей, возникающих на любом этапе психотерапевтического лечения.

Описание процедуры КАПС.

КАПС представляет собой структурированное определенным образом, групповое обсуждение процесса психотерапии, представленного в виде различных элементов описания конкретного психотерапевтического случая в условиях группы профессионалов в области психотерапии (врачи-психотерапевты, клинические психологи, специалисты в области конкретных психотерапевтических методов и др.) с целью профессиональной помощи диаде «психотерапевт-пациент» в коррекции стратегии и тактики реализующегося на практике процесса психотерапии.

Алгоритм клинико-психотерапевтического анализа включает в себя следующие элементы.

В центре группового обсуждения находится диада «психотерапевт-пациент», которая инициирует профессиональную дискуссию. Ей помогает ведущий КАПС, задачей которого является управление групповым обсуждением, соблюдение процедуры, временного и содержательного регламентов.

Источниками информации для КАПС являются: рассказ (нарратив) врача-психотерапевта, рассказ (нарратив) пациента, экспертные данные – результаты клинико-психологического исследования диады «психотерапевт-пациент», мнение психотерапевта-эксперта (супервизора), наблюдавшего функционирование диады, наблюдение за взаимодействием диады в ходе КАПС. На КАПС, как правило (за исключением экстренных случаев), проводится обсуждение случая после проведенной клинической диагностики пациента. Клиническая оценка состояния пациента и верифицированный клинический диагноз позволяет осуществить фокусировку на анализе психотерапевтического процесса.

Введение процедуры экспертной оценки, заключающейся в одно- или двукратной встрече врача-эксперта (супервизора) с пациентом, позволяет оценить важные для психотерапевтического процесса аспекты такие, как отношение пациента к имеющемуся расстройству и понимание им причин возникновения симптомов, степень понимания сути и смысла психотерапии, позиция пациента в психотерапевтическом процессе, отношение пациента к проводимой психотерапии и к психотерапевту.

Клинико-психологическое обследование процесса психотерапии проводится по специальной программе. Программа предполагает исследование диады «психотерапевт – пациент» на различных этапах психотерапевтического процесса и предполагает парные исследования врача и пациента набором психодиагностических методик. Пациенту, в частности, предлагается заполнить батарею методов, состоящую из варианта Гиссенского опросника «Я» (который пациент заполняет на себя), опросника «Способы копинга» Лазаруса и специально разработанную анкету, включающую перечень чувств, которые пациент испытывал на текущей психотерапевтической сессии. Психотерапевту предлагается заполнить вариант Гиссенского опросника «ОН» или «ОНА» (в соответствии с полом пациента, который заполняется на пациента, так, как понимает врач-психотерапевт состояние пациента), список копинг-механизмов из опросника «Способы копинга» Лазаруса и вышеуказанную анкету чувств, идентичную анкете чувств пациента. Полученные в результате таких исследований данные в сопоставлении с эмоционально-личностными особенностями пациента, позволяют медицинскому психологу принимать участие в анализе характера взаимоотношений в психотерапевтической диаде, адекватности выбора метода и форм проведения психотерапии и формировании индивидуальной психотерапевтической программы.

После представленной информации, присутствующие специалисты под руководством ведущего задают проясняющие вопросы врачу-психотерапевту, представляющему случай, пациенту и экспертам – психологу, проводившему обследование, специалисту-эксперту (супервизору). На этом этапе часто обнаруживаются не учтенные ранее важные аспекты психотерапевтического случая.

В таблице ниже алгоритм КАПС представлен в виде последовательности основных этапов группового обсуждения:

Таблица 3.

Этапы КАПС: Содержание этапа:
1. Представление психотерапевтом своего понимания случая психотерапии, пациента и проводимой психотерапии Нарративное описание психотерапии психотерапевтом
2. Представление пациента о собственном расстройстве, его причинах, проводимой психотерапии и о враче-психотерапевте нарративное описание психотерапии пациентом
3. Наблюдение участниками клинико-психотерапевтического анализа особенностей взаимодействия врача-психотерапевта и пациента в ходе КАПС технически это реализуется таким образом, что психотерапевт, проводящий психотерапию, помогает своему пациенту структурировать нарратив и таким образом проявляет особенности взаимодействия диады
4. Представление психотерапевтом-экспертом (супервизором), присутствовавшим на одной или нескольких сессиях, результатов своего наблюдения за функционированием диады; Нарратив супервизора Протокол супервизии
5. Представление психологом результатов экспериментально-психологического исследования, включающего специальные методики; Психодиагностическое заключение
6. Групповая дискуссия, структурируемая ведущим КАПС Обсуждение участниками КАПС – специалистами информации, полученной из указанных источников, сфокусированной, как правило на трех основных вопросах – 1) понимание личности пациента и психологических (психосоциальных) механизмов болезни, 2) особенности процесса психотерапии и взаимоотношений врача-психотерапевта и пациента, а также 3) описание выявленных трудностей и их причин, а также предложения по оптимизации процесса психотерапии.

В результате КАПС, участвующие в нем специалисты-эксперты получают представление о психогенезе расстройства, избранных мишенях психотерапии, содержании психотерапии, особенностях взаимодействия в процессе психотерапии между врачом и пациентом с учетом мотивации пациента, его отношения к своему состоянию, к психотерапевту и проводимой психотерапии. На основании полученных данных формулируется психотерапевтический диагноз, позволяющий строить дальнейшую психотерапевтическую стратегию с учетом проанализированных аспектов психотерапевтической ситуации.

В процессе клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая участвующие в нем специалисты получают представление о:

  • представлении психотерапевта о пациенте (сюда относится концепция психотерапевта о заболевании и личности пациента, механизмах, лежащих в основе формирования болезни);
  • особенностях личности пациента, его защитных механизмах и копинг-стратегиях;
  • мотивации пациента к изменениям (наличие ее или отсутствие, содержание и характер мотивационных позиций пациента в процессе взаимодействия с психотерапевтом);
  • избранных целях и мишенях психотерапии (т.е какие цели стоят перед терапией, исходя из чего они поставлены, какие шаги могут быть предприняты в их достижении);
  • ролевых стратегиях психотерапевта и пациента (какую позицию в данной диаде занимает психотерапевт, как он сам ее понимает, как пациент называет эту позицию, какую он играет роль);
  • характере эмоционального контакта, (близость и понимание эмоционального состояния друг друга, адекватные этому реакции);
  • коммуникативной компетентности пациента и психотерапевта (очевидно подробное отражение этого фактора, так как в структуре разбора есть время, когда происходит непосредственное взаимодействие врача и пациента, все присутствующие могут сделать вывод об умении общаться и одного и второго);
  • способе организации совместной деятельности (координация сил пациента и психотерапевта направленных на решение проблемы (кооперация), либо конфликт, как наиболее яркая форма конкуренции тоже приносящая свои плоды в психотерапии);
  • формальных особенностях процесса психотерапии, сочетании форм и методов психотерапии в рамках программы лечения (в каком режиме проводилось психотерапевтическое лечение, как строилась терапия, в каком из известных психотерапевтических направлений работал психотерапевт);
  • содержательных особенностях процесса психотерапии (особенностях применения психотерапевтического метода, выбираемых психотерапевтических техниках)

Каждая сессия КАПС протоколируется по утвержденной структуре.

В протоколе разбора фиксируются следующие пункты:

1. ФИО пациента, врача-психотерапевта.
2. Повод для проведения КАПС: плановый, внеплановый.
3. Клинический диагноз (развернутое представление о клиническом состоянии пациента, выраженности расстройства, соотнесение с действующими клиническими классификациями).
4. Этап психотерапии (количество проведенных сессий, основные задачи текущего этапа лечения).
5. Первоначальный психотерапевтический диагноз: гипотеза врача о причинах расстройства (представление о ведущих факторах психогенеза), описание мишеней психотерапии.
6. Индивидуальная психотерапевтическая программа (сочетание форм и методов), а также содержательные характеристики психотерапии.
7. Характер запроса врача-психотерапевта к экспертам-участникам разбора.
8. Результаты психологического обследования.
9. Экспертная оценка.
10. Основные результаты сессии КАПС (наблюдения и информация, полученные в процессе КАПС, включает скорректированную психотерапевтическую гипотезу, описание особенностей психотерапевтического процесса и психотерапевтических отношений в диаде и между специалистами-членами терапевтической бригады).
11. Заключение: описание выявленных трудностей психотерапии и их причин, предлагаемых вариантов решения.

Ниже представлена таблица описываемых проблем проводимого процесса психотерапии в соответствии с его этапами (См. табл.4).

Таблица 4

Выявляемые проблемы психотерапевтических случаев

Этапы психотерапевтического лечения Типология выявляемых проблем
коммуникация концептуализация интервенция
1-й этап (начальный этап психотерапевтического взаимодействия) проблемы, связанные с затруднениями в установлении психотерапевтического контакта проблемы, связанные с неправильным определением объекта психотерапии проблемы, связанные с характером мотивации пациента и определением психотерапевтического заказа
2-й этап (диагностический этап) проблемы, связанные с затруднениями в установлении психотерапевтического контакта -ошибка в постановке диагноза. -сложности в выявлении механизмов психогенеза (неверное, неполное понимание, недоучет некоторых факторов)
3-й этап (терапевтический этап) недостаток рефлексии особенностей психотерапевтических отношений со стороны психотерапевта -неверный выбор стратегии -неверный выбор метода -несоответствие концепции описания механизмов психогенеза и выбранных методов психотерапии -сложности в реализации тактических задач — ошибки в выполнении технических приемов психотерапии
4-й этап (завершения психотерапии) — трудность завершения психотерапии со стороны пациента (зависимость от психотерапии) — трудность завершения психотерапии со стороны психотерапевта (контрпереносные отношения) неверное понимание критериев завершения психотерапии незапланированный обрыв терапии

Наибольшее количество сложностей связано с недоучетом факторов психогенеза имеющихся у пациентов расстройств – 23,2%. На втором месте по частоте встречаются сложности, обусловленные характером мотивации пациента и связанные с этим сложности определения психотерапевтического заказа – 19,4%. Третий по значимости фактор, затрудняющий проведение психотерапии связан с несоответствием концепции описания механизмов психогенеза и выбранных методов психотерапии (10,4%).

Большая часть выявленных сложностей может быть решена в процессе КАПС и посредством сформулированных в итоге рекомендаций. Но также для решения выявленных сложностей могут быть рекомендованы другие существующие инструменты повышения качества психотерапевтической работы: клинический разбор (с целью углубленной диагностики), супервизия (с целью коррекции профессиональных действий психотерапевта, рефлексии психотерапевтических отношений), балинтовская группа (с целью получения поддержки, отреагирования проблемных переживаний терапевта).

Санаторий Полтава Крым Отзывы. Процедуры санатория. Питание. Проживание. Саки, Крым. ЧАСТЬ 2


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: