Описание результатов исследования

Введение

Интерес к прошлому своей страны, истории и культуре своего народа не угаснет никогда. Национальный костюм является неотъемлемой частью истории и культуры. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальный костюм живет вместе с народом, сохраняясь и изменяясь во времени и пространстве, при этом, не теряя своего своеобразия.

Актуальность данного исследования определяется тем, что в настоящее время возрождается интерес к национальному костюму во всем мире. Мне тоже стало интересно: «Какую бы одежду я носила сейчас, если бы соблюдала обычаи своих водлозерских предков?». Задумавшись над этим, я решила попробовать изготовить девичий национальный костюм русских, проживавших на территории Водлозерья в конце 19 — начале 20 века.

Тема исследования: «Особенности девичьего национального костюма русских, проживавших на территории Водлозерья в конце 19 — начале 20 века».

Объект исследования: девичий национальный костюм русских, проживавших на территории Водлозерья в конце 19 — начале 20 века.

Цель исследования: изучение особенностей девичьего национального костюма русских, проживавших на территории Водлозерья в конце 19 — начале 20 века.

Задачи: провести анализ источников исследования; определить состав национального костюма, его крой, материалы для его изготовления; изготовить костюм на куклу по национальным обычаям Водлозерья.

Методы исследования: изучение источников, консультации; сравнение, анализ и обобщение полученной информации; проверка и уточнение фактов.

Пути достижения цели исследования: 1. Изучение документов и реликвий семейного архива; материалов по истории национального костюма Русского Севера в интернете, музеях, архивах, библиотеках. 2. Определение состава национального костюма, его кроя, материалов для его изготовления. 3. Изготовление костюма на куклу по национальным обычаям Водлозерья.

Описание результатов исследования

Повседневный костюм водлозерской девушки

Повседневный костюм водлозерки состоял из рубахи, сарафана и передника. Рубахи и станушки – нижнюю часть женских рубах – шили из белого плотного холста полотняного переплетения. Во второй половине XIX в. повседневные рубахи были холщовыми, с конца XIX в. рукава повседневных рубах начинают шить из фабричной ткани – ситца или сатина. В районе Водлозера был распространен древний бесполиковый тип рубахи. Подолы рубах девушек и женщин детородного возраста украшались вышивкой. Традиционная расцветка вышивки монохромная – красным по белому. Вышивка выполнялась по подолу в виде широкой полосы.

Описание результатов исследования Описание результатов исследования

Рубаха под сарафаном опоясывалась шерстяным или холщовым пояском, концы которого завязывались на левом боку.

Описание результатов исследования Описание результатов исследования

В конце XIX – начале XX в. сарафаны шились из ситца, с оборками, нашитыми чуть выше края подола. На пошив сарафана требовалось не менее пяти метров материи. Сарафаны могли иметь небольшой разрез и застежку посреди грудины. Расцветка будничных сарафанов у молодых была светлой. Передник подбирали в тон сарафану или платку. Иногда передники имели набивной орнамент по подолу. Излюбленным мотивом набойки были петухи. Петух считался священной, вещей птицей, убивать и есть которую считалось грехом.

Описание результатов исследования Описание результатов исследования

Описание результатов исследования

Повседневная обувь и верхняя одежда

Водлозерки ходили босиком, в лаптях или сапогах. Сапоги были кожаными, с пришитыми голенищами (местное название «пришитки»). Шили их из белой коровьей кожи. Лапти имели специфическую форму (глубокий нос, низкий задник, открытые борта). На голень надевались «наголенки», вокруг которых обматывались длинные завязки – оборы. Зимой носили валенки (каньги). Верхней повседневной одеждой зимой были овчинные полушубки.

Праздничный костюм водлозерской девушки

Праздничный костюм являлся одновременно и свадебным костюмом невесты. Девичий праздничный костюм Водлозерья состоял из рубашки с кисейными рукавами длиной до локтя, шелкового пояса, штофного или парчового сарафана, обшитого по подолу золотыми позументами, и штофной душегреи, заложенной на спине сборами.

Описание результатов исследования Описание результатов исследования

Описание результатов исследования Описание результатов исследования

Описание результатов исследования Описание результатов исследования

Описание результатов исследования

Праздничная обувь и верхняя одежда

На ноги надевались белые хлопчатобумажные чулки и сафьяновые башмаки разнообразной расцветки (чаще красного или голубого, с 1880-х черные или коричневые), а иногда сапоги или полусапожки. На руки надевали перстни и кольца, в уши – жемчужные серьги.

В качестве зимней праздничной одежды начала XX в. упоминается «шугай», представлявший собой короткую штофную шубку с большим воротником в виде перелинки из куньего или лисьего меха, надевавшуюся прямо на душегрею. В 1850-х гг. шубы на заячьем меху, крытые нанкой или китайкой голубого, синего или черного цвета, носили крестьянки из семей со средним достатком. Жены и дочери зажиточных людей имели шубы, крытые красным гарнитуром или красным штофом.

Головные уборы

Девушки у русских заплетали волосы с лентой в одну косу тремя прядями, накладываемыми «по девичьи» – от себя сверху на среднюю прядь. В косу заплетались шелковые разноцветные ленты, «коих концы оставались в висячем положении на две или три четверти». Для похода в православную церковь девушки делали пробор всегда посредине головы. Простейшим девичьим головным убором была красная лента, а также косынка, сложенная по диагонали, а затем – в ленту («моду»). Она завязывалась сзади под косой в бант. Повсеместно распространенным девичьим головным убором был также так называемый «обруч» – кольцо или полукольцо, из бересты или картона шириной, обшитый кумачом или парчой. В праздники лента или обруч дополнялись жемчужной поднизью в виде 3 или 5 воланов, в которой жемчуг нанизывался на сетку из конского волоса, подшитого к ленте, концы которой служили завязками.

Особенностью свадебного обряда водлозерской невесты была свадебная повязка в виде узкой полосы ткани, обшитая тесьмой и украшенная бисером и блестками («подбериха»). Она символизировала девичью волю.

Описание результатов исследования Описание результатов исследования Описание результатов исследования

Сверху можно было надеть платок — молодые женщины обычно перекрещивали концы платка под подбородком и завязывали их на затылке.

Дополнительными девичьими украшениями служили жемчужные серьги (серьги-бабочки), реже – литые из золота, серебра или меди серьги (иногда со вставленными в них полудрагоценными камнями), шейные стеклянные и жемчужные бусы или ожерелья из нескольких бус или жемчужной «решетки», броши, заколки, перстни, кольца, у самых состоятельных – серебряные браслеты.

Заключение

Старинная традиционная одежда – это открытая книга, в которой языком символов говорится об истории народа, его верованиях и обрядах, об особенностях характера и т.д. Национальный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками.

Литература и источники информации

1. Трифонова Л.В. Традиционная крестьянская одежда Пудожья середины XIX – первой трети XX столетия — http://kizhi.karelia.ru/library/kizhskij-vestnik-vyipusk-14/1222.html

2. Логинов К. К. Традиционная одежда народов Карелии (из книги Костюм и праздник) — http://vneshnii-oblik.ru/etnografiya/karel.html

3. Л. Ф. Кислуха Народный костюм Русского Севера XIX — начала XX века — http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/

4. http://bellezza-storia.livejournal.com/184370.html

2.1. Общие положения анализа результатов исследований биоэквивалентности


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: