Опорные элементы в трактовке рисунка

• Запоминать самое первое впечатление от рисунка. Соотнести его с переживаниями автора: «Какие чувства Вы испытывали, рисуя картину?» или «Что Вы ощущаете, глядя на рисунок?». Анализируя несхожие или разнообразные мнения, терапевт получает возможность лучше понять чувства пациента.

• Размер использованной бумаги, в отношении к размеру самого рисунка. Если они не соответствуют друг другу, это может служить указанием на нарушение душевного равновесия у пациента, и в этом случае терапевту стоит поразмыслить, а что же стоит за этим отсутствием соразмерности, то есть, почему рисунок имеет подчеркнуто малые размеры, и не выглядит ли он таковым по сравнению с размером использованного листа.

• Расположение рисунка на бумаге. Горизонтально расположенные рисунки несут в себе элементы повествования, в то время как вертикальные можно рассматривать как декларацию. Терапевту следует поразмыслить, что же хотел его клиент выразить посредством размещения рисунка на бумаге определенным образом.

• Комплементарная или компенсаторная функция отображена в рисунке.

• Что выглядит странным? Представление объекта в необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но в любом случае требующей раскрытия.

• Барьеры. Обратите внимание на то, где на рисунке расположены барьеры. В качестве таковых может выступать человек, растение, дерево или неодушевленный объект, например стена, машина, стул или дверь. Становится видно, кто служит кому преградой в общении, а также, возможно, это позволит обнаружить другие осознаваемые или бессознательные преграды, существующие между изображенными на рисунке людьми.

• Чего не хватает? Изучите рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов. Недостающие элементы могут иметь важное значение для нарисовавшего его человека. Эти элементы могут обозначать или символизировать то, чего недостает этому человеку в жизни.

• Что находится в центре? То, что нарисовано в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является важным.

• Размер. Важное значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличенно большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные – принизить.

• Искажение формы. Весьма часто какая-либо часть фигуры или объекта бывает изображена с искажением пропорций. Это может символизировать проблемную область, уделение внимания и более глубокое понимание которой могут способствовать восстановлению нормального положения.

• Что выглядит странным? Представление объекта в необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но в любом случае требующей раскрытия.

• Барьеры. Обратите внимание на то, где на рисунке расположены барьеры. В качестве таковых может выступать человек, растение, дерево или неодушевленный объект, например стена, машина, стул или дверь. Становится видно, кто служит кому преградой в общении, а также, возможно, это позволит обнаружить другие осознаваемые или бессознательные преграды, существующие между изображенными на рисунке людьми.

• Чего не хватает? Изучите рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов. Недостающие элементы могут иметь важное значение для нарисовавшего его человека. Эти элементы могут обозначать или символизировать то, чего недостает этому человеку в жизни.

• Что находится в центре? То, что нарисовано в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является важным.

• Размер. Важное значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличенно большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные – принизить.

• Искажение формы. Весьма часто какая-либо часть фигуры или объекта бывает изображена с искажением пропорций. Это может символизировать проблемную область, уделение внимания и более глубокое понимание которой могут способствовать восстановлению нормального положения.

• У края листа.Некоторые рисунки изображают фигуры или объекты, помещенные вдоль границы листа так, что они как будто выходят за пределы бумаги и нарисованы лишь частично. Край листа можно расценивать как своего рода границу. Это способность и присутствовать, и в то же время, находиться в стороне.

• Сравните с окружающим миром. Полезно сопоставить содержание рисунка с окружающим миром, в котором родился данный сюжет. Следует учитывать страну, культуру, национальность, вероисповедание и время года. То, что непривычно для нашего мира, может быть вполне обычным в мире представителя другой культуры. Однако если мы находим расхождения между реалиями мира, окружающего автора, и тем, что изображено на рисунке, это может иметь значение сточки зрения психологии пациента.

• Несоответствие времени года. При виде Рождественской елки нарисованной в июле, или увидев нечто, имеющее отношение к Пасхе, но нарисованное в ноябре, нам интересно узнать, почему автор хочет, чтобы это время года наступило раньше, или что в том сезоне произошло такого, повторения чего хочется в настоящее время. Обычно рисунки соответствуют сезону, поэтому следует обратить внимание на случаи отсутствия соответствия.

• Инкапсуляция. Создание оболочки вокруг персонажей рисунка предполагает отгораживание, необходимость изобразить вокруг них некие границы, чтобы обособиться от окружающих. Поскольку человек помещает себя в защитную оболочку, встает вопрос, чего он боится, для чего ему нужна эта оболочка, или какие внешние события формируют эту оболочку.

• Продолжение руки. Продолжением руки является любое приспособление, нарисованное в руке персонажа. Этим дополнением может быть ложка, тросточка или костыль, клюшка для гольфа или бейсбольная бита — любой предмет, дающий человеку большую власть над окружающей действительностью. Это продолжение руки означает, что человек либо считает, что он имеет эту власть, либо желает установить более полный контроль (комплементарность — компенсация), при этом его действия либо ведут к успеху, либо нет.

• Оборотная сторона рисунка. Когда для рисования используется оборотная сторона бумаги, терапевту должен учитывать, кто или что изображено на обороте, поскольку это может быть симптомом конфликта. Почему персонаж или объект не может находиться на лицевой стороне, как весь рисунок?

• Подчеркивание. Подчеркивание фигуры на рисунке обычно означает неустойчивое положение этого человека в жизни (комплементарность). Однако если одна из фигур на рисунке не подчеркнута, в то время как все остальные подчеркнуты, это означает стабильное положение не подчеркнутого персонажа (компенсация).

• Исправления стирательной резинкой. Отметьте места подчисток и сравните с тем, что было снова нарисовано на этих местах. Подчистки часто указывают на наличие конфликта, а нарисованное заново символизирует нечто в реальной жизни. Если стертое резинкой было нарисовано заново в улучшенном виде, то, скорее всего, улучшение действительно имеет место в жизни автора. И напротив, если после стирания новая версия рисунка получилась хуже, то в отношении отражаемого материала также произошли ухудшения. Если изображение было просто стерто, а снова ничего не нарисовано, то конфликтные отношения с отражаемым, вероятно, продолжаются.

• Подписи на рисунках. Написанные на рисунке слова требуют особого внимания. Нарисовавший рисунок пациент боится, что не смог достаточно хорошо выразить суть или передать идею рисунка, поэтому слова призваны внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации рисунка. Мы задаемся вопросом, что же было не так истолковано и что неправильно понимается сейчас в жизни пациента. При появлении слов на рисунке во всей полноте встает вопрос о наличии доверия. Также, это вопрос о том, насколько пациент доверяет невербальному способу общения.

• Продолжение руки. Продолжением руки является любое приспособление, нарисованное в руке персонажа. Этим дополнением может быть ложка, тросточка или костыль, клюшка для гольфа или бейсбольная бита — любой предмет, дающий человеку большую власть над окружающей действительностью. Это продолжение руки означает, что человек либо считает, что он имеет эту власть, либо желает установить более полный контроль (комплементарность — компенсация), при этом его действия либо ведут к успеху, либо нет.

• Оборотная сторона рисунка. Когда для рисования используется оборотная сторона бумаги, терапевту должен учитывать, кто или что изображено на обороте, поскольку это может быть симптомом конфликта. Почему персонаж или объект не может находиться на лицевой стороне, как весь рисунок?

• Подчеркивание. Подчеркивание фигуры на рисунке обычно означает неустойчивое положение этого человека в жизни (комплементарность). Однако если одна из фигур на рисунке не подчеркнута, в то время как все остальные подчеркнуты, это означает стабильное положение не подчеркнутого персонажа (компенсация).

• Исправления стирательной резинкой. Отметьте места подчисток и сравните с тем, что было снова нарисовано на этих местах. Подчистки часто указывают на наличие конфликта, а нарисованное заново символизирует нечто в реальной жизни. Если стертое резинкой было нарисовано заново в улучшенном виде, то, скорее всего, улучшение действительно имеет место в жизни автора. И напротив, если после стирания новая версия рисунка получилась хуже, то в отношении отражаемого материала также произошли ухудшения. Если изображение было просто стерто, а снова ничего не нарисовано, то конфликтные отношения с отражаемым, вероятно, продолжаются.

• Подписи на рисунках. Написанные на рисунке слова требуют особого внимания. Нарисовавший рисунок пациент боится, что не смог достаточно хорошо выразить суть или передать идею рисунка, поэтому слова призваны внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации рисунка. Мы задаемся вопросом, что же было не так истолковано и что неправильно понимается сейчас в жизни пациента. При появлении слов на рисунке во всей полноте встает вопрос о наличии доверия. Также, это вопрос о том, насколько пациент доверяет невербальному способу общения.

• Заполненность – пустота. В некотором смысле, рисунок можно сравнить с жизнью человека. Насколько заполнен или пуст лист бумаги? Как использовано пространство?

• Болеющим людям или испытывающим недостаток психической энергии весьма трудно заполнить страницу. А у людей, энергичных сверх меры, или склонных к сверхкомпенсации, лист бумаги может быть заполнен избыточно.

Скрайбинг. Визуальные конспекты.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: