Определение цели, задач и методов исследования

Определение цели магистерской диссертации обязательного условие всего исследования в целом как технологического процесса, а ее формулировка должна быть отражена во введении.

Смысл постановки цели можно выразить в вопросе: «Что я хочу достигнуть в своем исследовании и какими средствами?». Этот вопрос помогает определить, какие основные явления исследуются, и одновременно дают возможность раскрыть связи изучаемого фактора с другими явлениями. Только в этом случае можно установить природу изучаемого предмета, причины, обуславливающие его изменения, обосновать способы управления этим явлением.

От формулировки цели зависит глубина проникновения в характер изучаемых явлений. Иногда исследование ограничивается постижением только внешней стороны явления. Допустим, слушатель формулирует свою цель в вопросе: «Какие методы (практические, методы использования слова или наглядного восприятия) наиболее часто применяет учитель физической культуры при обучении двигательным действиям?». Тогда речь пойдет лишь о констатации фактов, полученных, например, путем наблюдения. Но полученные данные будут по сути своей только началом исследования. Более глубоких результатов можно достичь, если поставить вопрос: «А какие из этих методов наиболее эффективны, например, при обучении учащихся броску по кольцу после выполнения 2-х шагов в баскетболе?».

Такая постановка вопроса предполагает выяснение закономерностей обучения этому техническому элементу, анализ факторов, способствующих или препятствующих позитивной динамике обучающего момента.

Конечно, эффективность педагогического процесса, в данном случае, правильное выполнение 2-х шагов и броска по кольцу зависит не только ль методов обучения, но и от многих других факторов (индивидуальных особенностей личности педагога, контингента занимающихся, применяемых средств обучения, условий организации занятий и пр.). Поэтому установить многообразие связей изучаемого явления с другими факторами в одном исследовании практически невозможно.

Для того, чтобы четко ограничить круг вопросов, в работе ставятся задачи, конкретизирующие цель исследования. От решения поставленных задач зависит и достижение цели работы.

Если формулировка цели начинается с отглагольного существительного: «Исследование …», «Разработка …», «Формирование…», то формулировка задач, как правило с глагола в неопределенной форме: «Выявить …», «Определить …», «Разработать …», «Теоретически и экспериментально обосновать …», «Изучить …» и т.д.

Определяя задачи исследования (обычно их число для магистерской диссертационной работы составляет 3-4), необходимо учитывать их взаимосвязь и общую логику исследования.

Например, в диссертационной работе поставлена цель: «Формирование положительно-активного отношения к физической культуре у школьников 9-11 классов средней общеобразовательной школы». Общая логика рассуждений и исследования для достижения этой цели такова:

1. Для того, чтобы сформировать положительно-активное отношение учащихся к физической культуре, необходимо вначале установить исходный уровень их отношения к этому социальному феномену: какое количество школьников позитивно оценивают значение физических упражнений для жизнедеятельности человека и регулярно участвуют в физкультурных мероприятиях (положительно-активное отношение), сколько человек имеет положительно-малоактивное отношение (не регулярно занимается физическими упражнениями) и положительно-пассивное отношение (понимают значимость физкультуры и не занимаются физическими упражнениями): сколько человек индифферентно (безразлично) к специфическим ценностям физической культуры и сколько человек отрицательно относится к физкультурным занятиям.

Поэтому первую задачу данной работы логично было бы сформулировать следующим образом: «Изучить особенности вербально-реального отношения учащихся 9-11 классов к физической культуре».

2. Установив исходный уровень отношения школьников, можно поставить вторую задачу исследования: «Выявить объективные и субъективные факторы, обуславливающие учащихся данной школы к физической культуре», в ходе решения которой проанализировать наиболее существенные причины их индифферентного или отрицательного или отрицательного вербального (высказанного) отношения к физкультурным занятиям и низкой физкультурной активности (реально-пассивного отношения).

3. После выявления зависимости вербально-реального отношения учащихся к физической культуре от определенных факторов, действующих в учебно-воспитательном процессе, логика исследования требует разработки и внедрения в школе конкретных мероприятий, позволяющих изменить существующее положение. Поэтому третью задачу можно сформулировать следующим образом: «Теоретически и экспериментально обосновать программу агитационно-пропагандистских мероприятий, способствующих формированию положительно-активного отношения к физической культуре учащихся 9-11 классов».

На данном примере видно, что решение какой-либо задачи без решения предыдущей приводит к незавершенности всего исследования, к невозможности применения его результатов в педагогической деятельности, хотя по каждой задаче и будут сделаны обоснованные выводы. Поэтому для достижения цели необходимо, чтобы каждая поставленная задача, во-первых, обладала логической обоснованностью, во-вторых имела решение, отражающее в одном или двух выводах.

При решении поставленных в работе задач подбираются и адекватные методы исследования. Так, например, в диссертационной работе на тему «Влияние двигательных режимов различной направленности на физическое состояние школьников 9-11 классов» могут быть поставлены следующие задачи: 1) разработать программы двигательной активности различной направленности для школьников 7-10 лет; 2) внедрить разработанные режимы двигательной активности в учебно-тренировочный процесс; 3) выявить влияние экспериментальных тренировочных режимов на физическое состояние школьников 7-10 лет. В этом случае, наряду с методом анализа и обобщение научной и научно-методической литературы (который должен использоваться во всех работах), необходимо применение специальных методов, способных оценить физическое состояние школьников. К ним относятся, методы исследования физического развития, двигательной подготовленности, физической работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, при выборе методов исследования необходимо учитывать общие требования в определении их пригодности.

1-е требование. Используемые методы должны обладать стойкостью к воздействию сопутствующих исследованию факторов. При выявлении высокой эффективности нового способа обучения, исследователь должен быть уверен в том, что примененный им метод отразил изменения, произошедшие именно под его влиянием, а не под воздействием других непредвиденных факторов (например, дополнительных самостоятельных занятий, возрастных изменений и т.п.).

2-е требование. Методы должны быть избирательными по отношению к изучаемым явлениям. Выбранный метод должен способствовать получению необходимой информации для решения поставленных в исследовании вопросов. Например, если одной из задач исследования является определение уровня развития скоростной выносливости, исследователь должен быть уверен, что избранный двигательный тест отражает развитие именно этого физического качества, а не, предположим быстроты.

3-е требование. Выбранные методы должны обладать емкостью, т.е. способствовать получению максимума информации. Это позволит охарактеризовать истинное состояние явления и сделает его более стойким к воздействию побочных факторов.

4-е требование. Методы должны быть воиспроизводимы (надежны), т.е. обладать способностью давать идентичные результаты при условии: 1) многих исследований одного и того же экспериментатора одного и того же объекта исследования; 2) проведение исследований одним и тем же экспериментатором, на разных (но аналогичных) группах занимающихся. Воспроизводимость метода определяется в случаях, когда оценка изучаемого явления представлена в количественных показателях. Определение степени воспроизводимости осуществляется на основе двух основных способов. В первом случае при помощи сравнения средних ошибок средних арифметических показателей (см. раздел «Обработка результатов исследования»), полученных при анализе нескольких аналогичных групп исследуемых. В этом случае степень воспроизводимости метода является достаточной, если колебания двух или более средних арифметических значений имеют зоны совпадения (например, 12.6 + 2.1 и 15.7 + 1.9). При втором способе производится расчет коэффициента корреляции между показателями, полученными на аналогичных группах исследуемых. При коэффициенте корреляции равном и более 0.9 воспроизводимость метода является высокой, при коэффициенте менее 0.6 — низкой.

5-е требование. Если предполагаемое исследование по своей сущности допускает применение педагогического эксперимента, то он должен быть введен в научную работу.

6-е требование. В исследование целесообразно использовать не один метод, а несколько. Комплексное применение методов исследования позволяет более полно и объективно изучать явление.

7-е требование. Исследователь должен в совершенстве владеть методами исследования до начала сбора научного материала.

8-е требование. При использовании нового метода необходимо предварительно его апробировать на предмет выявления эффективности.

9-е требование. Каждый из выбранных для выполнения исследования методов требует тщательной предварительной организации условий, включая разработку документации для фиксирования получаемых данных.

10-е требование. При повторных исследованиях необходимо создавать одинаковые условия применения методов.

Выполнение перечисленных выше общих требований при выборе методов исследования создает основу получения объективных данных и повышения достоверности результатов исследований.

При сборе фактического материала для магистерской диссертации в области физической культуры и спорта наиболее часто используются следующие методы исследования:

— анализ и обобщение научной и научно-методической литературы;

— анализ документальных данных;

— анкетирование, интервью, беседа;

— педагогическое наблюдение;

— педагогический эксперимент;

— хронометрирование;

— контрольные испытания.

Наряду с этим при проведении исследований в данной области используются также другие методы, позволяющие оценить физическое развитие, мышечную работоспособность и состояние сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

Как определить цель и задачи проекта


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: