Определение и структура формальной логики

Глава 1. Предмет и задачи логики

Мышление как объект изучения формальной логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность и получает знания о природе, обществе, о самом себе. Знание только тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность. Поэтому цель познания заключается в получении истинных знаний, использование которых приводит к верным и полезным результатам.

Есть знания, истинность которых очевидна. Такие суждения, как: «Я чувствую, что на улице холодно», или «Я слышу звук скрипки», отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Такие факты очевидны, так как они не нуждаются в доказательстве. К числу очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания, а также внутреннего опыта (например, воспоминания).

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредованно, то есть через призму других знаний. Все те факты, которые совершаются в наше отсутствие (прошедшие или будущие) могут быть познаны только опосредованно. Например, по многочисленным памятникам и остаткам военных сооружений и укреплений на Бородинском поле можно представить, какое сражение здесь происходило 5-7 сентября 1812 года. Опосредованное знание доказывается при помощи непосредственных положений и фактов. Происходит это на уровне абстрактного мышления.

Все содержание нашего познания об окружающей действительности зафиксировано в научных теориях, понятиях, категориях. Отражение действительности осуществляется чувственными формами и фиксируется мышлением. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Таким образом, объектом логики как науки выступает абстрактное мышление.

Мысль человека всегда выражена в языке, который представляет собой материализацию мысли. Однако связь языка и мышления достаточно сложна. Они образуют единство, но это не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Между ними существуют и качественные различия.

  • Отношение между языком и мышлением в процессе отражения человеком действительности не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Специфика языкового отражения заключается в том, что работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в нем особым символическим образом.
  • Различие существует и в строении. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: звук (аллофон), фонема, морфема, лексема, предложение.
  • Мышление в своем развитии фиксирует противоречивые моменты любого движения, воспроизводя их в идеальных образах разной степени глубины и детализации, постепенно приближаясь к их определенности. А там, где начинается закрепление, вступает в силу язык. Он фиксирует в своих формах содержание мыслительных образов.
  • На язык оказывают влияние предметная деятельность и традиции культуры общества, а мышление связано с личностью субъекта, его познавательными способностями.

Язык и мышление оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление представляет содержательную основу для языка, оно контролирует использование языковых средств, саму речевую деятельность, обеспечивает опыт употребления языка, определяет уровень языковой культуры. С другой стороны язык является средством формирования, формулирования и «свершения» мысли, делает мысль доступной для других людей, придает мышлению форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать, выступает как средство тренировки, оттачивания, совершенствования мысли.

Определение и структура формальной логики

Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся отношения понятий и суждений при выведении нового знания. Устойчивые связи элементов правильного мышления приобрели характер законов. Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления составляет предмет изучения формальной логики.

Формальная логика – наука об основных законах и формах правильного мышления.

Задача формальной логики – установить правила обеспечения стройности и последовательности правильного мышления. Следует подчеркнуть, что логика использует уже сложившуюся форму, рассматривая ее как нечто готовое и данное.

Логические формы и законы мышления являются общими для всех людей. Внутренняя структура мысли непосредственно связана с человеческой деятельностью и определяется свойствами и отношениями объективного мира. Очевидно, что содержание мыслей юриста отличается от содержания мыслей биолога или музыканта; ученый использует в своих исследованиях такие понятия и термины, которые не используются в повседневной жизни. Однако во многих различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто общее. Это общее характеризуется не конкретным содержанием мыслей, а схемой, способом построения. Какую бы словесную оболочку не принимали наши мысли, на каком бы языке они не излагались, они обязательно должны принять общепринятую форму. Без этого не возможно взаимопонимание.

Мысли можно рассматривать с разных сторон:

  • со стороны содержания, то есть предельно просто и при этом всесторонне отраженных отличительных признаков исследуемого объекта;
  • со стороны логической формы, а именно определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности мысли.

Первое направление исследуется диалектической логикой, а второе – формальной. Но формальная логика, хотя и отвлекается от конкретного содержания мыслей, вовсе не пренебрегает вопросом о том, являются ли истинными или ложными те утверждения, которыми мы оперируем. В зависимости от того, истинны или ложны исходные утверждения, можно получить истину или ложь в выводе. Поэтому формальная логика как средство обнаружения истины на основе изучения формальных структур мышления раскрывает законы зависимости между истинными и ложными суждениями.

Таким образом, логика – это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:

  • законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира;
  • формы мыслительного процесса;
  • методы получения нового знания;
  • способы доказательства истинности знаний.

Алексей Бирюков — Логика (занятие №2) \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: