Определите уместность использования в данных примерах иноязычной лексики.

Практическое занятие № 5

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ (продолжение)

Вопросы для обсуждения

1. Уместность речи. Стилевая и стилистическая уместность. Ошибки, связанные с нарушением уместности.

2. Образность и выразительность речи:

а) тропы;

б) риторические фигуры (фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения).

3. Логичность речи. Законы логики. Средства выражения логичности в тексте. Логические ошибки.

Составьте краткий конспект для ответа на вопросы. Приводите примеры.

Практические задания

Повторение. Выполните задания, связанные с правильностью речи. Определите, какие нормы русского литературного языка связаны с данными коммуникативными качествами речи.

1) отметьте твёрдое и мягкое произношение согласных перед буквой Е:

Бассейн, безе, бутерброд, генезис, декан, кодекс, кредо, крепдешин, модель, нетто, одесский, сессия, сейф, патент, патетика, пенсне, свитер, термин, теннис, термос, терапевт, тест, идентичный, штемпель, эссенция, эффект, шинель.

2) расставьте ударение в словах:

Дремота, знамение, апостроф, диоптрия, закупорить, диспансер, гастрономия, иконопись, пиала, добыча, досуг, новорождённый, древко, жизнеобеспечение, зазубрить, заиндеветь, завсегдатай, запершись, зубчатый, иначе, исчерпать, клеить, лубочный, мастерски, мельком, мытарство, надолго, облегчить, петля, плесневеть, ретироваться, столяр, тефтели, факсимиле, щепоть, экскурс, яслей.

3) составьте словосочетания с приведёнными словами, укажите их род:

Рояль, бра, кофе, рельс, тюль, шампунь, иваси, какаду, табель, такси, фойе, пари, жюри, протеже, алиби, кольраби, пенальти, авеню, цеце, Сочи, Тбилиси, салями, леди, боа, гороно, МИД.

4) запишите слова в форме единственного числа:

Ботинки, браслеты, валенки, идиомы, погоны, рельсы, туфли, фильмы, залы, жирафы, клавиши, манжеты, ставни, тапки.

5) образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:

Болгары, буряты, киргизы, башкиры, грузины, осетины, турки, цыганы, татары, киргизы, казахи, узбеки, якуты, таджики; гусары, солдаты, драгуны, гренадеры, артиллеристы, саперы, минеры; сапоги, валенки, ботинки, чулки, носки; амперы, вольты, микроны, граммы, килограммы, гектары, метры; апельсины, лимоны, баклажаны, яблоки, томаты, мандарины.

6) запишите числительные словами, помня об особенностях их склонения.

1. Блок правых партий располагает (131 место) в парламенте. 2. Разность между 576 и 178 равна 398. 3. В библиотеке упал стеллаж с (1785 книг). 4. Частное от деления 7980 на 95 равно 84. 5. На дорогу у нас ушло (полтора, сутки). 6. Можно было бы обойтись (полторы тысячи рублей).

7) исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота:

1. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 2. Изучая растения средней полосы, они были собраны в гербарий. 3. Отогнав акул далеко в море, на рыбацких судах воцарилось спокойствие. 4. Интересно отметить, что один из вариантов проекта был опубликован во Франции, неведомо как попав туда. 5. Осмелившись выступить с критикой в адрес отдельных лженаучных исследований, молодой ученый был уволен. 6. Это было время, когда, укрепляя монополию православной церкви, ереси и сектантство искоренялись более усердно, чем при Победоносцеве.

2. Из словарей и справочников лингвистических терминов выпишите толкования следующих понятий:

Эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, аллегория, парафраз (перифраз), анафора, эпифора, период, хиазм, полисиндетон (многосоюзие), асиндетон (бессоюзие), зевгма, эллипсис, апосиопезис, прозиопезис, инверсия, парцелляция, парентеза.

Приведите примеры использования этих тропов и фигур в речи.

3. Из доступных вам источников (книги, газеты, школьные сочинения, Интернет) выпишите примеры предложений, в которых допущены логические ошибки.

Аудиторная работа

Найдите канцеляризмы, нарушающие чистоту речи. Исправьте предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошёл в кино. 2. В соответствии с вышеизложенными показателями встаёт вопрос о том, что надлежит сконструировать максимально удешевлённый прибор. 3. Необходимо проводить контрольные мероприятия, соответствующие тому уровню знаний, который мы имеем на сегодняшний день. 4. Широкомасштабный комплекс инициатив, выдвинутых в последнее время, остаётся в силе. 5. Вышеупомянутые дети не пришли в детский садик ввиду болезни. 6. Имеет место нарушение трудовой дисциплины среди кадрового персонала.

Определите уместность использования в данных примерах иноязычной лексики.

1. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. 2. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. 3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 4. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 5. Мы выполнили работу по эксгумации народного фольклора. 6. Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов. 7. Эстрада — один из самых экспрессивных жанров, она агрессивна, она экспортирует себя в самые различные области искусства. 8. Эксклюзивные скидки. 9. Двадцать лет своей автобиографии он посвятил выведению новых сортов земляники.

Kings Of Leon — Use Somebody (Official Music Video)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: