Организационная культура

Понятие деловой культуры и культуры в целом

Профессия государственного служащего– профессия в системе «человек – человек»,

где общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую категорию.

Приоритетные профессиональные качества государственного служащего:

профессионализм, ответственность, преданность, компетентность, честность, толерантность, общительность, коммуникабельность, соответствующий уровень культуры делового общения.

Государственный служащий должен

знать:

— основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;

— освоить правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

— тенденции развития информационно-документационного обеспечения с применением новых технологий;

— критерии и принципы оценки ценности документов и порядок определения сроков их хранения;

— основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

— механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;

— правовые основы и психологические аспекты работы с обращениями граждан.

владеть навыками:

— подготовки текстовых документов в управленческой деятельности.

В административной среде осуществляется взаимовлияние культур разного уровня: организационной, профессиональной, административной, корпоративной.

Государственный служащий осваивает различные виды культуры:

Политическую, управленческую, правовую, федералистскую, рыночную и другие.

Они предопределены культурой общества со всеми ее материальными, духовными, социальными и иными особенностями.

Понятие культуры

Среди ученых нет единого взгляда на понятие деловой культуры, и культуры в целом.

Под культурой понимается- все то, что создано человечеством благодаря физическому и умственному труду( в широком смысле),

–это нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями его жизни и выражаемое в быту, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (в узком смысле).(В.С. Грехнев).

Термин «культура» употребляют:

— для выражения совокупности достижений общества в различных областях духовной жизни, умений их использовать ( одни авторы);

— применяют при оценке конкретных проявлений культуры в значении степени совершенства, достигнутого в овладении той или иной отраслью знаний или деятельности ( другие авторы);

— определение «культура» рассматривают как соблюдение норм и правил в общественных местах, в личной жизни, во взаимоотношениях с другими людьми ( третьи авторы).

Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой — в экстремальной ситуации. (Л.Д. Столяренко)

Распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия- основа культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Корпоративная культура

государственных служащих возникла в связи с тенденцией превращения социальной общности государственных служащих в корпорацию социальных менеджеров.

Корпоративные интересы — устойчивые, сущностные интересы группы служащих, которых связывают совместная реализация своих потребностей с государственной службой.

Корпоративную культуру нельзя отождествлять с проявлениями негативного корпоративизма, когда отдельные государственные служащие, защищая ложно понимаемую «честь мундира», демонстрируют «круговую поруку»

Правовая культура

Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа.

Правовая культура есть процесс и результат творчества человекав сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей», — пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М. Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры.

Задачи правовой культуры — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Понятие «правовая культура» употребляется в двух основных значениях:

§ правовая культура общества;

§ правовая культура личности.

Правовая культура личности -субъективно выработанный индивидом уровня овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида — совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

Деловую культуру — Конец формы

многие авторы рассматривают как профессиональную.

Профессиональная культура – это личностная характеристика специалиста, выражающая меру развития потребностей и способностей индивидов (Г.Н. Соколова).

Определенный вклад в развитие профессиональной культуры внесли А.А. Баталов, П.М. Батура, Г.Н. Соколова, Е.А. Энхельсберг и др.

Деловая культура

выступает самостоятельным универсальным элементом профессиональной этики, важнейшим элементом высокой культуры деловых отношений.

В её структуру входят:

Деловое общение

Деловой этикет

Деловой речевой этикет.

Деловая культура в широком смысле– это совокупность этических принципов и норм, которыми должны руководствоваться организации и её члены в сфере управления и предпринимательства. Основу её составляет професиональная этика., предписывающая опредленный профессиональный тип взаимотношений деловых людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, исключающий противопоставление одних дркгим.

Н.А. Павелко: «любая человеческая деятельность осуществляется с помощью тех или иных средств (приемов, способов, инструментов). Таким средством человеческого общения является слово, выражение лица, костюм… Именно эти специфические способы поведения, которые обеспечивают протекание процесса общения между людьми, мы и будем называть культурой общения».

Организационная культура

Поведение государственного служащего определяется организационной культурой, включающей доминирующие нормы и ценности, принятый кодекс поведения, устоявшиеся ритуалы, профессиональный язык, определенную социальную память.

Лекция 6. Организационная культура


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: