Основные этапы формирования понятия «музей-заповедник»

Музей-заповедник –разновидность музея, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов. С XV века «заповедниками» называли леса, которые «заповедывалось», то есть было запрещено вырубать. Слово изначально использовалось только к природным объектам [9].Отличие музеев-заповедников от других учреждений культуры заключается в том, что в их ведении находятся не только музейные предметы и коллекции, но и недвижимые объекты культурного наследия, а также окружающая их территория. Музеи-заповедники являются комплексными по своим функциям учреждениями, они призваны сохранять в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические городские и сельские поселения, уклад жизни проживающего на исторических территориях населения [IV].

Российские музеи-заповедники – это уникальный тип учреждения культуры. Современный музей-заповедник определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде [VI].

В 1922 году слово «заповедник» впервые появилось в названии музея «Пушкинский уголок» (ныне «Михайловское»).

С конца 1950-x годов статус «музей-заповедник» стали присваивать официально. Тогда были сформированы несколько музеев-заповедников на базе коллекций городских и областных музеев и музеефикации архитектурных памятников и ансамблей. По профилю первые музеи-заповедники относились к историко-архитектурным и художественным (Владимиро-Суздальский, Новгородский, Костромской, Загорский, Горьковский (ныне – Нижегородский), Ярославо-Ростовский, Псковский). Во второй половине XX в. форма музея-заповедника оказалась оптимальной для организации охраны, развития и музейного использования культурных и природных территорий и недвижимых памятников, обладающих высокой научной, эстетической, мемориальной ценностью [5].

Статус музеев-заповедников присваивался:

1. местам раскопок древних поселений;

2. литературным музеям (часто с прилегающими природными ландшафтами);

3. местам наиболее известных военных сражений;

4. музеям-усадьбам;

5. музеям-дворцам;

6. монастырским ансамблям;

7. фрагментам среды исторических поселений;

8. особо ценным природным и антропогенным ландшафтам.

В 1987 году появился первый научно-технический музей-заповедник в Нижнем Тагиле, включающий в том числе первый в РФ музеефицированный крупный промышленный объект –Нижнетагильский завод-музей. В настоящее время это одна из наиболее востребованных, перспективных и динамично развивающихся групп музеев [5].

11 февраля 2011 года Государственная Дума приняла новое определение музея-заповедника как «музея, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами или ансамблями, отнесенными к историко-культурным заповедникам» и расширила перечень задач таких объектов, включив в него «обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов». Также утверждено право музеев-заповедников заниматься в границах своей территории сохранением исторически сложившихся видов деятельности, народных художественных промыслов и ремесел.

В связи с открытостью территорий, многие музеи-заповедники проводят различные музейные праздники (чаще всего – на фольклорные темы), организуют мастерские народных промыслов, исторические реконструкции (например реконструкции фрагментов сражений на Бородинском и Куликовском полях), «экологические тропы», различные фестивали (литературные, музыкальные) и т.п [9]. Музеи-заповедники являются центрами международного и отечественного туризма.Это наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными гражданами. Общая посещаемость музеев-заповедников в 2004 году превысила 17 млн. человек. Составляя всего 6% от общего числа музейных учреждений в стране, музеи-заповедники содержат 11% музейных фондов и обеспечивают 25% посещаемости музейных учреждений России [IV].

С развитием культурно-познавательного туризма и деятельностью музеев-заповедников комплекс историко-культурного и природного наследия начинает восприниматься как особый и чрезвычайно значимый социально-экономический ресурс для развития экономики в регионах. В среднем музей-заповедник обеспечивает занятость до 100 человек, а сопутствующая занятость в смежных производствах и сфере услуг составляет 300 – 350 человек. Крупные музеи-заповедники оказывают услуги в сфере культуры и туризма на десятки миллионов рублей, они фактически являются крупнейшими предприятиями и налогоплательщиками в бюджеты органов местного самоуправления. Музеи-заповедники непосредственно выполняют функции культурно-просветительного обслуживания населения. Концентрируя кадры работников культуры, материальную базу культурно-просветительного комплекса, активно осваивая методики работы с населением, музеи-заповедники фактически становятся крупными центрами культурной деятельности. На их базе ведется не только экскурсионное обслуживание посетителей, но и постоянная культурно-просветительская работа с местным населением, с детьми [IV].

Особую функцию выполняют музеи-заповедники в сельской местности. Именно там они становятся главными культурно-просветительными учреждениями, подлинными очагами культуры. Пример существующих музеев-заповедников показывает, что вокруг себя они формируют особую культурную среду. Музеи-заповедники активно вовлекают детей, ведут постоянную работу с ними, участвуют в программах школьного образования. Они проводят различные праздники с местным населением, участвуют во многих мероприятиях по культурно-просветительскому обслуживанию, принимают на себя часть социальных забот по обслуживанию пожилых людей [IV].

Деятельность музеев-заповедников как культурных центров распространяется на соседние регионы. Они оказывают содействие в развитии муниципальных музеев, других учреждений культуры, выполняют функции методических центров в сфере культуры. Расширение сети музеев-заповедников сыграет важную роль в культурном развитии российской провинции [IV].

Музейные тайны: Дворец Топкапы в Стамбуле / 10 серия


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: