Основные положения и структура программы

Цель нашей программы — помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям

Стр. 103

Реализация программы потребует от педагогов и родителей восстановить, а быть может, и пополнить их знания из разных наук — анатомии, астрономии, географии, истории, литературы, этнографии. Понадобится и знание национального искусства, религии.

Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения — собственного видения мира, «картины мира»

В традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс морального развития формализм, а в процесс интеллектуального развития мотивацию «узнавать, запоминая», а не «узнавать, осознавая».

Данная программа построена на следующих концептуальных положениях:

1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста осуществляются в тесном единствеони взаимно мотивированы и носят у детей преимущественно прагматический характер. Между тем развитие воображения, простейших форм логического и абстрактного мышления, активное формирование самосознания и самооценки, социальных чувств позволяют уже на этапе дошкольного детства закладывать основы творческого начала личности.

2. [Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком) со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях,[а также путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре/

3 Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.) Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, мысли, переживания, поступки.

4. При разработке конкретных знаний мы учитывали, что (^знания о социальной действительности должны выполнять в процессе социализации личности триединую функцию: нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность^ЗКаждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику.

Стр. 104

Так, информативность, объективно присущая знанию, не является таковой для ребенка, если знания слишком сложны или слишком просты. И в том и в другом случае они не могут быть для конкретного ребенка информативными. Слишком сложные знания становятся барьером к восприятию. Например, ребенок не может понять все ана-томо-физиологические особенности функционирования человеческого организма. И если бы мы попытались объяснить их ему, то очень скоро он перестал бы нас слушать, а значит, принимать информацию. Если же знания слишком просты и уже давно перешли для ребенка из области «неясных» в область «ясных» (Н. Н. Поддьяков), то и в данном случае информативность знаний будет предельно занижена. Поэтому в нашей программе мы стремились отбирать знания, которые находятся между высшим и низшим порогами информативности.

Так как наша цель не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств, то вторая (не по значимости) составляющая — эмоциогенность — чрезвычайно важна. Но и она реализуется лишь в том случае, если информация «ложится» на уже имеющийся социальный опыт, на предрасположенность ребенка к восприятию знаний, вызывающих переживания.

И наконец, процесс познания социальной действительности не будет полным, если то, что ребенок узнает, не будет находить выражение в разнообразных формах его собственной деятельности. Но знания должны к этому побуждать, стимулировать детскую активность. Можно, например, сформулировать сведения в программе так: «На Земле много стран, в них живетмного разных людей…» Информативность налицо, возможно, что эта фраза вызовет ин-герес детей. Но побуждает ли она ребенка к активности, к деятельности? А ведь воспитатель чаще всего именно так и декларирует знания.

Мы преднамеренно выбрали для написания нашей программы такой стиль, чтобы она исходно ориентировала педагога на побудительную функцию знаний. И фраза, указанная выше, в нашей программе звучит так: «…Если ты внимательно посмотришь на глобус (карту), то увидишь, как много на нем разноцветных участков. Покажи их. Это разные страны. Есть на глобусе и твоя страна, Россия, в ней мы живем. Давай найдем ее…»

Стр. 105

5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир.)Скорость и глубина познания очень индивидуальны и частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и др. Поэтому ориентироваться следует не только на возраст, но и на фактическое освоение программы.

Познавательный материал всех разделов может преподноситься всем детям в сокращенном виде, а тем, кто проявит особый интерес и понимание, — полностью.

Информативная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным (продуктивным) проблемным методам

Особое внимание мы уделяем организации и стилю воспитательной работы, так как именно они служат базой и показателями успешности предлагаемой программы.

Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, был убежден в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности Он должен знать не только свои обязанности, но и права. Ребенок не изолирован от всех других детей, его объединяет со всеми интересная совместная деятельность. В общении с детьми и взрослыми он овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения со взрослыми доверительные, доброжелательные, но неравноправные: ребенок понимает, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому нужно прислушиваться к его советам и словам. Однако ребенок понимает (и это от него не скрывается), что не все взрослые хороши, учится отличать хорошие поступки от дурных.

Взрослые в общении с детьми стараются избегать повелительного тона, чаще выражать веру в его силы и возможности;) Вместо «ты должен это сделать» говорится «ты можешь», вместо «не делай так» — «сделай так». Очень важно, чтобы в жизни детей было больше смеха, шуток, сюрпризов, музыки, ситуаций, требующих проявления внимания и заботы друг о друге. Воспитатель поддерживает малейшее проявление творчества, инициативы, самостоятельности, доброжелательности, очень внимателен к тому, чтобы никто не нарушал права ребенка.

Стр. 106

В дошкольном учреждении дети чувствуют себя хозяевами — это их дом, поэтому они хорошо знают помещение, свободно и самостоятельно ориентируются в нем. Вместе с воспитателем обустраивают свою групповую комнату, периодически по желанию меняя обстановку. В помещении дошкольного учреждения есть «места уединения», дающие возможность ребенку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения опытов, для труда. В целом в дошкольном учреждении царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости. В повседневной жизни в группе часто звучит музыка. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни будет создавать жизнерадостность, оптимистическое мироощущение.

Программа «Я — Человек» включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди»

Пусть он переживет состояние первооткрывателя, свою «эврику».

Поддерживайте ребенка уверенностью в том, что он обязательно САМ додумается, поймет, решит трудную задачу. Похвалите его за самостоятельное решение, расскажите о его «подвиге» другим детям, близким. Если же ребенку не удалось самому найти ответ, помогите ему — познакомьте с логикой своих рассуждений и снова выразите уверенность, что когда-то он и сам сможет решать подобные задачи. Проявляйте побольше терпения и уважения к интеллектуальному потенциалу ребенка!

Стр. 107

Информатика 9 Этапы разработки программы Структура простой программы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: