Особенности дыхания, кровообращения и обмена веществ.

Параллельно с повышением мышечной работоспособности под влиянием систематических занятий физической культурой и спортивных тренировок перестраивается деятельность обслуживающих систем— дыхания и кровообращения. Возрастающая потребность тканей организма в кислороде при мышечной деятельности обеспечивается благодаря улучшению функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем под влиянием тренировок.

Однократное выполнение физических упражнений сопровождается возрастанием потребления кислорода в 8—10 раз по сравнению с состоянием покоя. Повышение потребности тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Частота пульса повышается в 2—3 раза, а частота дыхания — в 2—2,5 раза. Систематические занятия физической культурой и спортом приводят к более экономичной работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Под влиянием тренировки перестраивается химизм различных органов и тканей, изменяются в благоприятном направлении процессы обмена веществ в покое и при работе. В тренированном организме наблюдается более экономное течение энергетических процессов.

Физические упражнения — средство повышения общей и иммунобиологической реактивности организма.Выполнение физических упражнений на открытом воздухе закаливает учащихся — повышает приспособительную способность их организмов к резким колебаниям температуры. Поэтому такие учащиеся редко болеют ангинами, катарами верхних дыхательных путей, гриппом. Наблюдения за динамикой состояния здоровья школьников, у которых уроки физкультуры в течение всего года проводились на открытом воздухе, выявили, что эти дети реже болели упомянутыми заболеваниями и пропустили по этой причине гораздо меньшее (в 1,5 раза) количество учебных дней, чем учащиеся параллельных классов, с которыми уроки физкультуры велись в физкультурном зале.

Снижение заболеваемости школьников под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом происходит благодаря совершенствованию терморегуляторных механизмов и быстрому приспособлению организма к резким колебаниям температуры и атмосферного давления. Снижение заболеваемости связано также с тем, что под влиянием правильно организованных занятий физической культурой, особенно на свежем воздухе, улучшается состав крови и общая иммунологическая реактивность организма, в частности повышается фагоцитарная

активность лейкоцитов крови и бактерицидная функция кожи. Сезонные изменения этих показателей у юных спортсменов меньшие, чем у школьников, не занимающихся физической культурой.

Таким образом, под влиянием систематических и правильно организованных занятий физическими упражнениями, подвижными играми и тренировок в различных видах спорта у детей и подростков происходят морфологические, функциональные, биохимические и иммунобиологические изменения.

Физическое воспитание строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и подростков, их работоспособности и состояния здоровья.

Различные упражнения, направленные на развитие и совершенствование ходьбы, бега, лазания, широко представлены в режиме дня детей дошкольного возраста.

При проведении физических упражнений с детьми младшего школьного возраста (7—12 лет) учитывается необходимость смены упражнений, исключения однообразных движений, очень ограниченное использование силовых упражнений, оказывающих неблагоприятное влияние на сердечно-сосудистую систему и дыхание.

Положительно сказываются на осанке, формировании свода стопы, на состоянии сердечно-сосудистой системы занятия детей (допускаются с 5-летнего возраста) в группах фигурного катания. Начинающим кататься на фигурных коньках рекомендуется проводить по два 20-минутных занятия 3 раза в неделю с 15— 20-минутным перерывом между занятиями. По мере овладения навыком и совершенствования функциональных возможностей организма детей длительность занятий постепенно увеличивается. В зимний период на открытых площадках занятия с детьми младшего школьного возраста можно проводить при температуре воздуха до —18°С и при скорости ветра не более 1 м/сек.

Очень полезны для развития детей, совершенствования их дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливания организма, формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений занятия плаванием. Приучить детей к воде, выработать у них умение держаться на воде и проплывать небольшие расстояния рекомендуется еще в дошкольном возрасте (с 4 лет).Обучение плаванию следует начинать с упражнений, которые помогают ребенку привыкнуть к воде, почувствовать, что тело человека при полном вдохе обладает большой плавучестью. Занятия должны быть непродолжительными: 5—10 минут. В открытых водоемах начинать обучение плаванию нужно только с наступлением теплых летних дней при температуре воздуха 25—26°С, а воды не ниже 22°С.

Школьникам 12—15 лет ограничивается применение упражнений, которые способствуют развитию мышечной силы и могут задержать рост костей в длину. В этом возрасте можно начинать занятия по специальным видам спорта, строго соблюдая принцип постепенности, последовательности и систематичности. Школьники юношеского возраста (15—18 лет) на уроках физкультуры и специальных спортивных занятиях выполняют физические упражнения, предусматривающие последовательное включение движений скоростных, затем на выносливость и в последнюю очередь силовых.

Особенности организма девочек (расположение органов малого таза, относительная слабость мышечной системы и своеобразная динамика мышечной работоспособности) диктуют необходимость уменьшения общей нагрузки, исключения резких прыжков (с высоты на твердую поверхность, особенно в глубину), сокращения количества упражнений в упорах на снарядах. На время менструаций девушек освобождают от занятий физкультурой и спортом. Помимо возрастных и половых особенностей, в физическом воспитании детей и подростков строго учитываются индивидуальные особенности, состояние здоровья и физическая подготовленность.

В начале учебного года врач школы проводит медицинский осмотр всех учащихся, чтобы выяснить состояние здоровья и физической подготовленности каждого из них на данный период времени.

При осмотрах врач уделяет особое внимание учащимся, имеющим плоскостопие, деформации в позвоночнике, нарушение осанки, и назначает им соответствующие упражнения для исправления этих отклонений от нормы. Данные медицинского осмотра заносятся во врачебную карту школьника.

На основании результатов медицинского обследования врач решает, может ли ученик заниматься физической культурой в полном объеме, соответствующем программе, какие виды физических упражнений ему полезны и какие противопоказаны, на какой срок.

На основании данных углубленного медицинского осмотра и степени физической подготовленности детей и подростков разделяют на 3 медицинские группы: основную, подготовительную и специальную (табл. 1).

Показания к разбивке учащихся на группы для занятий физической культурой

(Таблица 1)

Название группы Медицинская характеристика группы Допускаемая физическая нагрузка
Основная Подготовительная Специальная Лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом развитии Лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного, или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы Занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме, занятия в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях Занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований. Дополнительные занятия для повышения уровня физического развития Занятия по специальным учебным программам

На основании данных углубленного медицинского осмотра и степени физической подготовленности детей и подростков разделяют на 3 медицинские группы: основную, подготовительную и специальную (табл. 1).

Основная группа формируется из детей, подростков и юношей, здоровых и физически подготовленных. Подготовительная группа составляется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья или здоровых, но недостаточно физически подготовленных. Детям, подросткам и юношам, отнесенным к подготовительной группе, вводят ограничения в учебных занятиях по физкультуре, особенно в упражнениях на снарядах, в беге и прыжках. Им противопоказаны длительные пешие и лыжные походы, занятия футболом, хоккеем и всеми видами физических упражнений, требующих значительного усилия. Дети и подростки, отнесенные к подготовительной группе, нуждаются в дополнительных занятиях, способствующих повышению двигательной активности, что содействует их физическому развитию. С ними следует проводить подвижные игры в перерыве между занятиями в школе и подготовкой уроков и дополнительные занятия во внеклассное время в секциях общей физической подготовки. Дети, подростки и юноши, отнесенные к специальной группе, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и должны заниматься физкультурой по специальной программе.

Значительные отклонения в состоянии здоровья детей служат основанием для направления их (если это возможно) в лечебно-профилактические учреждения, где им назначается соответствующее лечение и они проходят курс лечебной физкультуры.

Учащиеся специальной группы с отклонениями в состоянии здоровья, позволяющими заниматься .физкультурой в школе, после осмотра врача комплектуются в группы, которые оформляются приказом директора. В группу включается не менее 15 человек с учетом объединения учащихся параллельных или смежных по годам обучения классов: I—II, III—IV и т. д. При недостаточном числе учащихся с отклонениями в состоянии здоровья можно производить объединение школьников трех или четырех классов: I—IV, V—VIII, 1Х—Х (XI). Иногда создаются межшкольные (кустовые) группы из учеников близлежащих школ. Такое комплектование требует во время проведения занятий физической культурой особенно строгого выполнения возрастного, и индивидуального принципа дифференциации нагрузок.

Ученики специальной группы обязаны регулярно посещать занятия. Ответственность за это возлагается на учителя, ведущего занятия, классного руководителя и контролируется завучем и врачом. В течение года врач проводит дополнительное медицинское обследование учащихся специальной группы.

Занятия физкультурой с учащимися специальной группы планируются расписанием. Они проводятся до или после уроков, два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Занятия проводят учителя, имеющие физкультурное образование и прошедшие дополнительную подготовку в специальных семинарах. Последние проводятся органами народного образования и здравоохранения на базе институтов усовершенствования учителей или физкультурных диспансеров.

Учащихся, освобожденных от занятий физкультурой, нельзя оставлять без внимания. С помощью учителей и родителей во многих школах в часы уроков физической культуры для таких учащихся организуются прогулки на воздухе. Для проведения прогулок используются школьный участок или близлежащие скверы и парки. Оздоровительное значение подобных мероприятий чрезвычайно велико.

Система физического воспитания детей, подростков и юношей предусматривает: ежедневное выполнение утренней гимнастики, проведение уроков физкультуры по специальной программе в сетке учебных часов и занятия физической культурой и спортом во внеурочное время в кружках, секциях, детских спортивных школах и спортивных обществах.

Пользуясь медицинскими картами и данными врача, выяснил всех учащихся с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья:

1). Количество близоруких учащихся. – 5

2). Количество учащихся с нарушенной осанкой – нет

3). Другие отклонения:

  • наблюдаются у невролога – 3
  • наблюдаются у ортопеда – 3
  • наблюдаются у педиатра – 9
  • наблюдаются у ЛОР – 2

Причины отклонений:

1. Плохая экологическая обстановка в городе

2. Наследственный фактор

3. Некачественные продукты питания и питьевая вода.

Влияние таких отклонений на работоспособность, успеваемость, дисциплину учащихся.

Не всегда такие отклонения отрицательно влияют на работоспособность, успеваемость, дисциплину учащихся. Зачастую они более собранные и дисциплинированные чем те, у кого есть проблемы со здоровьем и физическим развитием. Индивидуальный подход и индивидуальная помощь этим учащимся как таковая не была замечена. Но результаты медосмотра школьников до сведения педагогов и. родителей доводятся регулярно.

№ пп Ф.И. ученика Рост (см) № парты Вес (кг) Острота зрения Вид осанки Состояние здоровья Успеваемость
Белоус Аркадий без нарушений осн хор
Грефенштейн Роман без нарушений осн удовл
Готман Валерия без нарушений подг отл
Дрига Герман без нарушений подг удовл
Егорова Ирина без нарушений осн удовл
Костоглодов Олег без нарушений осн хор
Кушманова Кристина без нарушений осн удовл
Ладанов Сергей 1-3 43,5 -0,8 без нарушений спец хор
Лобанов Никита без нарушений подг удовл
Лобанов Евгений без нарушений осн удовл
Михеева Лена без нарушений осн удовл
Назарова Юля без нарушений осн удовл
Нохрин Роман без нарушений осн удовл
Парфенов Евгений без нарушений осн хор
Пархачева Ксения 1-3 -1,5 без нарушений подг отл
Пачевский Саша без нарушений осн удовл
Пискунов Дима без нарушений осн удовл
Писарев Никита 1-3 -1,5 без нарушений подг удовл
Правоторов Артем без нарушений осн удовл
Правоторова Настя 1-3 -0,1 без нарушений осн удовл
Раков Дима без нарушений осн хор
Сарычев Витя без нарушений осн удовл
Семенюк Сергей без нарушений осн удовл
Сырчикова Маша 1-3 -1,5 без нарушений осн удовл
Ульнырова Настя без нарушений осн хор
Челухин Олег без нарушений

Обмен веществ и энергии


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: