Особенности оперной реформы верди.

Историческое значение творчества Дж.Верди в итальянской и мировой музыке.

Последний классик итальянской оперы.

Опыт истории музыки свидетельствует о том, что на каждом музыкальной культуры существуют определенные национально-стилевые доминанты: одна из национальных школ становится ведущей и выполняет функции образца, модели для других, то есть становится тем, что в культурологии принято определять как паттерн (pattern). Такой школой становится итальянская оперная школа в период творчества Дж. Верди.

Особенности оперной реформы Верди.

Романтизмубыло присуще особенно острое чувство современности, заставляющее искать актуальные сюжеты, животрепещущие вопросы, динамику бытия, переосмысливать, приближать историю. В этом отношении искусство периода романтизма обнаруживает особенно тесную связь с проблемой личностной свободы – как свободы выбора поступка, образа жизни и мысли, отношения, чувственного опыта.

Бунтарство и смирение – две грани характера романтического героя, которые воспроизводят две крайние позиции в диалоге личности с миром: борьбу с авторитетом, противостояние каким бы то ни было предписаниям, социальным законам и принятие его как высшей инстанции, признание в нем собственной сущности. Ведущими идеями искусства романтизма, особенно повлиявшими на итальянскую оперу, можно считать следующие:

— мифологизация истории и личностной судьбы, в связи с этим особый интерес к историческим сюжетам, но и их свободная психологическая трактовка;

— символическое восприятие («узнавание») мира, повышение уровня знаковости окружающих реалий, вследствие чего и в художественной форме оперы символически значимыми могут становиться ранее второстепенные детали, сценические атрибуты, ситуации, жесты героев, условные исторические параллели – переносы во времени;

— театрализация отношений человека (художника) с окружающей реальностью, подчеркивание ролевой (игровой) условности событий и поступков, стремление к экспрессивной, преувеличенной в выразительных возможностях, ораторски пафосной трактовке формы, сама культура становится своего рода театральной декорацией эпохи;

В творчестве Верди сфокусированы достижения предшественников.Творчество его впитало разные итальянские традиции от Россини (мастерство деференцированного (контрастного) ансамбля, динамические нарастания в финалах). От Беллини Верди взял вокальное мастерство, широту, выразительность мелодии; от Доницетти – остроту контрастов, сценичность.

} Композитор предъявляет повышенные требования к либретто, считая необходимыми контрастные сопоставления, чередование низменного и возвышенного, героического и будничного.

} Его творчество отличает шекспировский подход к трактовке сюжета, основой которого должна быть правда жизни. Отсюда установка: опера немыслима без конфликтных противоречий, без резко заостренных антитез, напряжения страстей, которые порождали бы музыкальное динамичное действие.

} Основным фактором в опере он считает мелодию, которая должна быть связана с драматической правдой, с глубоким проникновением в сущность характера.

1. Жизнь человека, заканчивающаяся смертью, которая необратимо уносит с собой все его чувства и мысли, все надежды и стремления, — это для Верди всегда трагедия и всегда тайна. Приближение к этой тайне, поиск силы человеческого духа перед лицом Рока, перед слепой мощью судьбы составляют квинтэссенцию его творчества. Отсюда — магическое воздействие опер Верди, сумевшего выразить в музыке всю силу и всю слабость человека у бездны мрачной на краю, воспевшего его величие и его низость, его любовь, веру и его отчаяние, его борьбу и его покорность. С творениями Верди как-то глубинно перекликается бесстрашная в своей обнаженности мысль Пушкина: Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья — Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог.

2. В творчестве Верди можно проследить некую эволюцию, поэтому его принято делить на периоды, каждый из которых отличается своеобразием драматургических средств.

Ранние историко-героические романтические оперы.

} Особенности драматургии большинства ранних опер Верди заключаются в их ораториальном складе (в частности, разностороннее использование хора). «Набукко» открывает список таких произведений, «Битва при Леньяно» – замыкает.

} Множественность драматургических линий, исторический фон, развернутые массовые сцены приближают произведения к «большой французской опере»

} В «Ломбардцах» впервые в операх Верди зазвучал мотив искупления смертью. Один из главных драматургических принципов — принцип контраста — развернут особенно широко и проявляется как на уровне актов и сцен, так и внутри отдельных номеров.

} В Эрнани композитор чётко обозначил типы образов, которые затем встречаются в ряде опер. Главный герой (тенор) — изгнанник, разбойник или пират, — найдёт своё продолжение в Разбойниках, Альзире, Корсаре и Трубадуре. Героиня (сопрано) — любящая мужественного молодого разбойника (впоследствии Амелия, Медора, Леонора). Соперник (баритон) — владетельный аристократ, — появится в Альзире, Разбойниках, Битве при Леньяно, Трубадуре. Начиная с Эрнани Верди пишет вступление к опере, в котором экспонируются ключевые темы, звучащие в важнейшие моменты драмы. В Эрнани сформировались типологические особенности романтической трагедии, которые будут развиты в аналогичных операх, созданных позднее.

Поиски художественно-ценного либретто. Тема социальной несправедливости в операх начала 50-х гг. Усиление реалистического начала.

На протяжении 50-х годов Верди написал шесть опер: опера (либретто Ф. Пиаве по драме Гюго ) — поставлена впервые в Милане в 1851 году; (либретто С. Каммарано и Л. Бардаре по драме испанского драматурга Гутьереса)— в Риме в 1853 году; (либретто Пиаве по драме Александра Дюма-сына , являющейся инсценировкой его же романа) — в Венеции в 1853 году; (либретто Э. Скриба на исторический сюжет) — в Париже в 1855 году; (либретто Пиаве по драме Гутьереса) — в Венеции в 1857 году; (либретто А. Сомма, являющееся переводом французского текста Скриба) — в Риме в 1859 году.

В период 50—60-х годов Верди пришел к полному пониманию и осознанию специфических задач оперной драматургии. В своих письмах он писал, что оперное либретто не должно быть многословным, так как слова тонут в музыке, а их большое количество затягивает действие и создает длинноты (ведь спетое слово длится дольше, чем слово сказанное). В этом отношении Верди стоял на иных позициях, чем Вагнер, в операх которого обилие текста является одной из причин крайне медлительного и заторможенного развертывания драматического действия.

} Ставит жанр большой оперы на основание реализма (развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, торжественные шествия, балеты — полностью подчинены раскрытию глубокого гуманистического содержания)

} Основной акцент в композиции поставлен на столкновения и конфликты, на то, как в таких условиях раскрываются человеческие характеры, чувства и страсти

} Мастерски использует лейтпринцип (лейтмотив, лейттембр, лейтритм, лейтжанр)

} Возникают новые пропорции в соотношении речитатив — завершенный музыкальный номер.

} Верди совершенствует эту схему в 2-х направлениях:

} речитативная сцена сжимается, сохраняется лишь информация необходимая для понимания сюжета. Часть информации из вступительного речитатива переходит внутрь музыкального номера, превращаясь в сюжетную мотивировку при традиционной смене темпов и разделов формы.

} В речитативную сцену вводятся микроариозные фрагменты. В начальных эпизодах завершенных музыкальных номеров используется тип мелодики декламационного склада. Верди все время нарушает плавность мелодики бельканто за счет повторения характерных интонационных деталей. Верди создает гибкий ариозно-речитативный стиль.

Библейский сюжет Джузеппе Верди Verdi


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: