Некоторые мамы с тревожностью и властные по характеру поведения не производят привязывания к себе детей до такой степени, что создают болезненную зависимость от себя и своего настроения.
Мамы, испытывающие страх одиночества и переносят всю заботу на ребёнка, что приводит к развитию инфантильности, не самостоятельности и не уверенности в своих силах.
К невротической привязанности приводит излишняя строгость отца, не воспитывающего, а требующего подчинения, неправомерно высокие требования и физически наказывающего.
В противовес, мама стремится восполнить недостатки эмоционального тепла и во всём уступает ребёнку.
4.10.17
Ориентироваться на возраст ребёнка, необходимость воспитания в каждый период меняется. В возрасте от 0 до 3-х лет родители должны стимулировать психофизическое воспитание ребёнка с помощью эмоционального общения: тактильного, зрительного и слухового. В игровой форме производить стимуляцию двигательной активности и развитии пространственной ориентировки.
Дошкольный возраст – это сензитивный период развития познания мира. У детей начинает активно развиваться память, внимание, мышление и речь. При этом ребёнок начинает осознавать огромный вклад игры в формирование психических процессов. Развивается сюжетно-ролевая игра, которую дети переносят на взаимоотношения со взрослыми. В этот период отмечается привязанность к родителям, как важного компонента эмоционального становления.
Основные показатели при оценке воспитательного процесса в семье для ребёнка может быть:
Характер проявления первых признаков нравственных качеств, общее физическое развитие, уровень внушаемости, способность к подражанию, характер проявления доминирования и реакция на принятие норм поведения.
Для родителей – это умение формировать целевые и смысловые установки, мотивация к воспитанию, уровень знаний особенностей своего ребёнка и возрастного периода, а также понимание особенностей различных видов воспитания.
Основная суть воспитания заключается в передаче ребёнку ЗУН, как определённую систему морально-этических ценностей.
Методы воспитания, которые используют родители разделяются на 2 основные категории:
1) прямого влияния (рассказ, запрет, демонстрация, целенаправленное формирование определённых навыков);
2) косвенного воздействия – базируется на наличии положительных или отрицательных подкреплений каких-либо действий ребёнка. Показать личным примером, поддержать или не поддержать ребёнка в каком-либо деле.
Среда воспитания (по Караковскому В.А.):
1) слово;
2) дело;
3) ситуация – любая ситуация, которая происходит с ребёнком может быть использована в качестве воспитательного момента;
4) игра – это создание искусственной ситуации для воспитательного процесса;
5) общение – общаясь с разными людьми ребёнок учится усваиванию определённых норм, общению и поведению в социуме;
6) отношение к ребёнку.
Т.О. основные направления воспитания детей в семье:
2) интеллектуальное воспитание;
3) нравственное воспитание – формирование чувства прекрасного, правильного поведения в социуме;
4) эстетическое;
5) трудовое
Гузеевой была сформирована модель правильного поведения родителей на появление ребёнка с нарушениями, которая имеет несколько фаз:
1 фаза: родители растеряны, испытывают чувства собственной неполноценности, страх ответственности за судьбу данного ребёнка, ощущает беспомощность. Чем длительнее и сложнее нарушение, а также отсутствие коррекционного процесса приводит к изменению характера человека и сказывается на взаимоотношениях между супругами;
2 фаза: самооценка родителей падает и не редко шоковое состояние приводит к негативной и отрицательной постановке диагноза.
Крайняя форма негативизма – отказ от обследования ребёнка и попытка устраниться от проблемы, не замечая ребёнка, сопровождающаяся эмоциональной подавленностью и тревогой.
3 фаза: родители постепенно принимают диагноз, понимают его смысл и погружаются в глубокую печаль.
Проявляется депрессивное состояние, чувства гнева и горячи, что приводит к изоляции семьи от социума. Проявляется фрустрация родителей, в следствии относительно отсутствуют положительные изменения у ребёнка.
4 фаза: родители признают диагноз, начинают действовать в интересах ребёнка и учатся адекватно оценивать его возможности с помощью профессионалов.
В современных психологических исследованиях выделяется 3 типа реагирования в ситуации эмоционального стресса:
1) стенический (сильный);
2) гипостенический (слабый);
3) смешанный
1 группа родителей, имеющая смешанный тип реагирования, т.е. как стенический, так и гипостенический проявляется в предрасположенности к высокой нормативности поведения и сдержанных эмоциональных проявлениях.
Данные родители характеризуются особенностью субъективно-индивидуальных переживаний проблем, сопряжённая с возникновением психосоматических заболеваний.
Данная группа называется психосоматическая, им свойственна более частая смена настроения, у некоторых проявляется тенденция к авторитарному поведению одновременно с отсутствием афферентных форм реагирования на проблему.
Данные родители стремятся оказать максимальную помощь ребёнку, но за счёт социальных услуг.
2 группа родителей – гипостеническая. В состоянии стресса у родителей проявляется тревожно-сензитивное поведение, развиваются различные страхи, проявляется глубокая депрессия, что сказывается на взаимодействии с ребёнком, как подчинение сложившейся ситуации, отторжения ребёнка, не желание заниматься и получили название невротические родители.
Им свойственна пассивная личностная позиция, родители не стремятся преодолеть проблему, фиксируются на отсутствии выхода из ситуации, социальная замкнутость, оправдывают собственное бездействие, отсутсвие прямого указания от специалистов.
В плане воспитания не могут добиться послушания от ребёнка и используют приём поощрения и наказания, отсутствуют требования к ребёнку и необходимая строгость. Часто у данных родителей доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты.
3 группа – стенический тип реагирования – авторитарный
Характеризуются тенденцией к активному решению проблемы, достаточно настойчивы в получении результата, активно взаимодействуют со специалистами, не замечая преграды и проблем.