Особенности занятий с детьми

Занятия хоккеем с мячом оказывают благоприятное влияние на всестороннее развитие занимающегося, на укрепление его здоровья, улучшение физического развития. Однако это возможно только при соблюдении основных условий:

правильное построение процесса тренировки и участие в соревнованиях с учетом условий жизни, типовых и индивидуальных возрастных особенностей подростка или юноши;

систематический врачебно-педагогический контроль.

К занятиям по хоккею с мячом допускаются дети, подростки и юноши в возрасте от 10 до 18 лет. В зависимости от возраста, степени физического развития, состояния здоровья и подготовленности создают группы и команды: дети 10—12 лет, подростки 13—14 лет, юноши 15— 17 лет.

В учебно-тренировочной работе следует руководствоваться следующими методическими положениями.

Закрепление технических приемов и основ тактики должно проводиться по возможности в условиях, близких к игре. С этой целью технические приемы изучают главным образом в движении, причем сочетая одни приемы с другими, составляя определенные комбинированные игровые упражнения.

Одновременно с изучением и совершенствованием техники игры проходит изучение основ тактики (передачи мяча, выбор места и индивидуальные действия игрока). Здесь решающее значение имеют подготовительные игры и командная игра по упрощенным правилам уменьшенными составами (по 5—7 человек в команде) на малых площадках.

К 14-летнему возрасту следует постепенно подвести ребят к двусторонним играм полными составами с распределением игровых функций. На этом этапе нужно предусмотреть товарищеские игры и соревнования полными составами на полях уменьшенных размеров (60×40 или 75×50 м).

Хорошее овладение техникой и основами тактики игры в младшем возрасте создает предпосылки для роста спортивного мастерства в последующие годы.

Дети и подростки 10—14 лет легче овладевают техническими или тактическими приемами игры в целом и значительно труднее усваивают отдельные детали движений. Они стремятся возможно быстрее овладеть изучаемым материалом, не обращая должного внимания на отработку деталей, и особенно движений, связанных с игрой без мяча (передвижения по площадке, исходные положения и т. п.). Только кропотливая работа педагога, соответствующий подбор и последовательность упражнений в технике и тактике, выбор методов и создание у занимающихся устойчивого интереса к занятиям помогут преодолеть эти трудности.

Обучение необходимо строить так, чтобы техника того или иного приема вначале изучалась в самых простых ее формах.

В практике работы с детьми и подростками нередко имеют место случаи, когда преподаватели пытаются больше объяснить, рассказать, чем показать. Однако не следует забывать, что чем меньше возраст занимающихся, тем сильнее при формировании двигательных навыков воздействие зрительных восприятий. Кроме того, надо учитывать, что дети и подростки гораздо быстрее взрослых могут включаться в работу и период врабатываемости у них короче, чем у взрослых. Следовательно, разминка должна быть короче, целенаправленней и эмоциональней (примерно 7—10 мин).

Немаловажную роль в формировании технических навыков играют правильная организация занятий, количество и состояние инвентаря и оборудование хоккейной площадки.

Чтобы быстрее подвести занимающихся к игре, необходимо на первых занятиях ознакомить их с простейшими приемами техники: ударом по мячу клюшкой, остановкой мяча, передачей и ведением мяча, а также с выбором места при нападении и защите.

В учебных играх, на которые в уроке отводится 25—30 мин., ведется совершенствование техники, тактики, формируются представления о тактике игры вхоккей с мячом в защите и нападении. Подготовительные игры с командами уменьшенного состава на малой площадке (мини-хоккей с мячом) помогают совершенствовать технику и тактику игры.

Одновременно с совершенствованием техники и тактики осваивают системы игры (главным образом старшие возрастные группы — 14—17 лет), а также тактику в отдельные моменты игры (при начальном, штрафном и угловом ударах).

Совершенствование технических приемов игры происходит не только индивидуально, но и в более сложных, комбинированных и главным образом игровых упражнениях и двусторонних играх.

Игровые упражнения позволяют совершенствовать технические и тактические навыки в меняющихся условиях, вырабатывать взаимосвязь и взаимопонимание между игроками с помощью передач, перемещений и активных индивидуальных действий. Тактическая подготовка имеет индивидуальную и групповую направленность.

Индивидуальные тренировкипреследуют такие цели:

развить умение правильно определить свое участие и обязанности в освоении той или иной тактической комбинации;

развить умение быстро и правильно оценить обстановку на поле, чтобы применить наиболее целесообразные средства для нейтрализации сопротивления соперника;

научить правильно выбирать тактические средства в различных условиях игры (против ветра, при различном состоянии льда, заснеженном поле, против определенного соперника и т. п.);

научить правильно применять в игре основные тактические комбинации (особенно при участии в них игроков без мяча);

устранить ошибки и добиться высокой степени совершенства в тактических умениях.

Групповые тренировкинаправлены на освоение передач, взаимосвязи, взаимостраховки, взаимопонимания между игроками.

Число участвующих в игровых упражнениях может быть различным. Размеры площадок, ограниченных бортиками, также различны и зависят от поставленной задачи, степени подготовленности игроков, характера упражнения и количества занимающихся.

Особое внимание взанятиях с детьми, подростками и юношами следует уделять воспитанию, тщательно продумывать план общей физической подготовки и специализации в хоккее с мячом, дозировку нагрузки. Занимающийся четко должен выполнять режим и систематически осуществлять закаливающие мероприятия, среди которых особо должно быть выделено закаливание водой.

Тренировки подростков и юношей следует организовывать на основе всесторонней общей физической подготовленности.

Очень важно, чтобы тренеры не только стремились добиться высокого класса игры своих учеников, но и воспитывали их культурными, дисциплинированными, высокообразованными гражданами нашей страны.

Глава IX ТЕННИС

Современный теннис — популярная, широко известная с давних времен игра, давшая начало ряду других игр с ракеткой (бадминтон, настольный теннис). В теннис играют двое участников (одиночная игра) или четверо (парная игра), резиновым мячом, на ровной площадке (рис. 262), разделенной пополам сеткой.

Игру начинают с подачи — выполняют ее из-за задней линии по подброшенному самим же игроком мячу поочередно в лежащие накрест поля площадки (I, II). Подачу отбивают после первого отскока мяча от грунта. Все последующие мячи можно отражать также и с лёта Выигрыш четырех очков при разнице в два приносит победу в игре, или гейме. Выигрыш семи геймов при разнице в два дает партию, или сет.

Особенности занятий с детьми
Особенности занятий с детьми

Современные правила иногда допускают после счета в партии 6:6 разыгрывать последний, решающий, тринадцатый гейм на буллитах из девяти мячей. Мужские матчи проходят из трех или пяти партий; женские, смешанные, юношеские и встречи по старшей возрастной группе — только из трех сетов.

Родиной тенниса считается Англия. «Патент» на изобретение этой

игры датируется 1875 г. В России теннисные клубы появились во второй половине 70-х годов прошлого столетия. Играли в теннис привилегированные люди, преимущественно в Петербурге, Москве и на курортах. Первый чемпионат России состоялся в 1907 г.

Массовой, общедоступной игрой теннис стал только в годы Советской власти. Были созданы спортивные секции во многих городах страны, построены стадионы и крытые теннисные корты. Число занимающихся теннисом стало неуклонно расти.

Чемпионаты страны по теннису проводятся с 1924 г.

В 1928 г. теннис введен в программу всесоюзных спартакиад, а с 1958 г. советские теннисисты становятся участниками международных турниров. Об успехах советских спортсменов говорят победы на крупнейших соревнованиях: Уимблдонском турнире — неофициальном личном первенстве мира, Кубке Девиса — командном первенстве мира, первенстве Европы среди любителей, чемпионате Европы среди девушек — Кубке Суабо и среди юношей — Кубка Галеа.

ТЕХНИКА ИГРЫ

Техника тенниса сложна и многообразна. Однако весь технический арсенал теннисистов базируется на трех основных приемах — это подача, удар справа и удар слева. Все остальные действия спортсмена являются как бы их вариантами.

Освоение любого удара начинается с выбора правильной и удобной для игрока хватки ракетки. Существует универсальная, пригодная для всех ударов, хватка (рис. 263). Некоторые спортсмены предпо-

читают изменять ее в зависимости от характера удара. Различают о т-крытую хватку, при которой ракетка повернута верхней гранью наружу, и закрытую — верхняя грань повернута внутрь. Наиболее распространена полузакрытая хватка (рис. 263).

В положении готовности для изменения хватки и для большего отдыха мышц играющей руки рекомен-

дуется поддерживать ракетку за шейку свободной рукой. В стартовом положении вес тела переносят на носки слегка согнутых в коленях ног. Из положения готовности начинают выполнять любой технический прием (рис. 264). Перемещается теннисист по площадке мелкими шагами на мягких, пружинистых ногах (рис. 264). От точности подхода к мячу и согласованности подготовительных движений во многом зависит успех удара. Здесь большую роль играет зрительный анализатор. Способность предугадать траекторию полета мяча, летящего с большой скоростью и с разным вращением, точку приземления и

Особенности занятий с детьми

отскок — необходимое условие для правильной встречи мяча ракеткой. Развивается эта способность очень медленно и быстрее других теряется.

Результативность удара зависит и от его точности и силы. На силу влияет величина механического импульса (т. е. произведение ударной массы на ее скорость), а также время воздействия этого импульса на мяч. Чем дольше мяч сопровождается ракеткой, тем больше время передачи импульса к мячу. Существенным фактором является степень жесткости ударной цепи. Для сильного удара хват ракетки должен быть плотным, кисть в момент удара нерасслабленной, иначе ударная масса окажется слишком малой.

Скорость ударного звена возрастает при увеличении амплитуды движения звеньев тела и ракетки. Не случайно при ударах справа и слева мгновенная ось вращения проходит через плечевой сустав и точку опоры свободной стороны, а не бьющей. Движения теннисиста зрительно очень широкие и медленные, но этот эффект создается за счет раннего предугадывания точки удара и своевременной подготовки.

Подача — удар, с которого начинается игра,— выполняется из устойчивого исходного положения за задней линией площадки вправо или влево со средней метки. Спортсмен стоит боком к сетке, ноги расставлены на ширину плеч. Подготовительная фаза начинается с отведения правой руки и ракетки максимально назад и одновременного движения левой рукой вверх для подброса мяча (рис. 265, кадр. /). Мяч выпускается из вытянутой вверх левой руки с раскрытой кверху ладонью на высоту около метра.

12 7-‘бз 353

Особенности занятий с детьми

Поворот тела направо и отведение ракетки максимально далеко от тела увеличивают путь, на котором будет развита скорость движения ракетки. В это же время центр тяжести тела перемещается в сторону удара. Далее пружинистым выталкиванием находящейся сзади ноги вес тела переносят на носок опорной (левой) ноги (кадры 2—3). Плечо, предплечье и кисть петлеобразным движением выносят ракетку на мяч.

По характеру взаимодействия ракетки с мячом различают подачу плоскую, крученую и резаную. Плоскую подачу пробивают без вращения мяча. Крученая подача создается как бы поглаживанием мяча струнной поверхностью сзади через верх вперед,

Особенности занятий с детьми

Особенности занятий с детьми

тогда мяч вращается как бы на соперника. При р е з а н о й п о д а-ч е, наоборот, мяч вращается на самого игрока, летит медленно, отскакивает низко.

Удар над головой. Он расценивается как мощный завершающий удар. Техника его выполнения аналогична подаче, только осуществляют его из любой точки площадки по свободно летящему или высоко отскочившему мячу. Удар над головой может быть выполнен в опорном положении или в прыжке. Сложность его — в подходе к мячу. Чаще всего его используют в ответ на обводку высоким мячом. Для этого необходимо отойти назад несколько боком, широкими скрестными шагами. Важно точно рассчитать по высоте и времени точку удара. Замах перед ударом более короткий, нежели в подаче.

Удар справа. Подготовка к удару начинается с перемещения из положения готовности к месту встречи с мячом. В это время выполняют замах (рис. 266), разворачиваясь левым боком к сетке. Рука несколько согнута в локтевом и разогнута в лучезапястном суставе. Струнная поверхность ракетки во время замаха повернута в направлении будущего удара.

Движение на мяч начинается с перемещения ног. Руку с ракеткой отводят вверх-назад. Левая рука вытянута вперед к сетке. При замахе руку не заводят за линию плеч, а петлеобразным движением возвра-

щают на удар. Движение это начинает ускоренно туловище, затем плечо, предплечье, кисть, и доканчивает его ракетка.

Последний шаг делают левой ногой — на нее переносят вес тела в момент удара. Удар выполняют последовательно сокращая мышцы туловища, плеча, предплечья, кисти (см. рис. 266).

Естественным продолжением начатого движения является завершающая фаза удара. Работающие мышцы расслабляются, а рука с ракеткой продолжает перемещение по инерции вперед.

Удар слева. Закономерности выполнения удара слева и справа общие. Только в ударе слева делается несколько больший разворот туловища влево — до положения почти спиной к сетке (рис. 267). К моменту удара правую ногу выставляют вперед-влево, ноги в коленных суставах сгибают несколько больше, чем при ударе справа. Значительный поворот туловища дает возможность увеличить амплитуду движения руки с ракеткой и удлинить путь ракетки навстречу мячу. Головка ракетки из наивысшей точки в конце замаха опускается на уровень предполагаемого удара. Вперед выносят вначале плечо, затем предплечье, кисть и ракетку. Нижний кра обода ракетки выводят несколько вперед.

Последний шаг правой ногой при ударе слева нужно делать непосредственно перед самим ударом, двигаясь навстречу мячу, и больше, чем при ударе справа, в сторону от предполагаемой линии удара. При ударах слева нельзя опускать головку ракетки ниже кисти. Нужно

стремиться как можно дольше сопровождать мяч струнной поверхностью: это обеспечит большую силу и точность удара.

Удары справа и слева по отскочившему мячу могут быть выполнены из разных точек. В зависимости от высоты удара меняется и форма траектории движения ракетки в замахе и в ударной фазе.

Особенности занятий с детьми

В основном применяют удары справа и слева с небольшой подкруткой: они дают достаточную скорость полета мяча и точнее плоских.

Особенности занятий с детьми

Особой разновидностью удара по отскочившему мячу является прием подачи. Прибегают к нему при большом дефиците времени. Быстрый разворот туловища с коротким замахом ракеткой назад-вверх с нацеленной на удар поверхностью струн, «жесткая» кисть, ранняя точка удара с продвижением игрока к сетке — отличия этого удара от обычного.

Ударыс лёта.Этим ударом, как правило, завершается розыгрыш очка. Однако он можат быть и защитным — при отражении сильного обводящего мяча у сетки. Движение при ударе с лёта отличается достаточно коротким замахом (рис. 268). Точка удара вынесена вперед. Головка ракетки поднята выше, кисть закреплена. Движения всех звеньев тела очень прямолинейны, слитны, направлены в сторону удара. Успех игры с лёта зависит от умения предугадать точку удара и быстро передвигаться к ней. Широкие выпады и длинные прыжки с разноименных ног — необходимые условия результативной игры у сетки. Наиболее распространены плоский и резаный удары с лёта. Резаный удар может быть выполнен из любой по высоте точки, плоским же удобно играть преимущественно сверху (рис. 269).

«Свеча».Так называют удар, после которого мяч летит по крутой траектории высоко над сеткой. Его используют, чтобы обвести вышедшего к сетке игрока. «Свеча» может быть выполнена как с лёта, так и с отскока, плоским и крученым ударом, с задней линии и из центра площадки. Обводящий удар должен быть неожиданным, поэтому подготовка к нему такая же, как к обычному удару, только в последний момент перед соприкосновением с мячом кисть и ракетку посылают вверх, сопровождая мяч по высокой траектории. Этот технический прием легко распознать по заключительной фазе движения.

Укороченныйудар. Он относится к обманным действиям. Быстро и незаметно погасить скорость летящего мяча, придать ему обратное вращение и низкий отскок — основные задачи этого приема. Под-

готовка к нему аналогична обычному отражению мяча сильным ударом, но в момент соприкосновения струн с мячом ракетку поворачивают верхним краем назад, кистью делают движение под мяч. Удар можно выполнять с сильной подсечкой, но во всех случаях при его исполнении требуется мягкость, эластичность и хорошее «чувство мяча».

ТАКТИКА ИГРЫ

Тактика игры в теннисе предполагает выбор и осуществление системы действий, направленной на достижение победы. Матч можно выиграть по-разному. Одни теннисисты предпочитают атаковать, набирая очки сильными недосягаемыми ударами, другие защищаются, ожидая ошибок соперника; некоторые умеют повлиять на настроение игрока своей уверенностью или ложной усталостью, использовать обстановку в спортивном зале или условия погоды. Различают два стиля ведения игры — атакующий и защитный.

Атакующий стильзаключается в силовой нападающей манере ведения игры с частыми выходами к сетке для скорейшего завершения розыгрыша очка. Средствами ведения такой игры являются сильная и точная подача с последующим выходом к сетке, ранний и обводящий прием подачи, мощная игра е лёта.

Технические средства быстрой игры могут быть освоены при высоком развитии двигательных качеств, т. е. на базе соответствующей специальной физической подготовки.

Реализация физических и технических навыков в игровой ситуации требует определенной решительности и смелости, инициативы. Это достигается в процессе психологической подготовки.

Защитный стильведения игры — это игра без риска, глубокая, защита и выжидание ошибки соперника после длительного обмена ударами средней силы, слабая «разводка» мяча, редкие выходы к сетке. Средства ведения такой игры—длинные подкрученные удары с отскока за задней линией площадки, большая подвижность и выносливость игроков, упорство и терпение.

При игре с разными соперниками доля активных и защитных действий может быть разной. Ясно одно: настоящим мастером тенниса трудно стать, не владея игрой в нападении или защите. В тактических действиях теннисист руководствуется принципами, которые иногда формируются как активность, гармоничность, гибкость и неожиданность. Суть их в следующем: даже обороняясь, готовиться к нападению; лучше владеть всеми приемами умеренно, чем отдельными в совершенстве;

тактика выбирается в зависимости от подготовленности соперника и условий;

неожиданность тактических замыслов всегда приносит успех.

Тактика одиночной игры

Тактика подающего и принимающего различна. Рассмотрим случай ведения игры обоими теннисистами в атакующей манере (рис. 270). На сильную пласированную подачу А соперник Б стремится ответить

Особенности занятий с детьми

как можно раньше ударом сверху в зону трудной достигаемости мяча, т. е. косо к боковой линии. Из точки с это осуществить легче, чем из точки В. Время ответа из точки С укорачивается, игрок А доходит только до линии ВГ, где защищаться труднее, чем на линии ДЕ. В случае отражения мяча с линии ВГ игра может закончиться обводкой игрока Б (что маловероятно при такой трудной ситуации), а чаще — завершающим ударом с лёта или над головой игрока Б. Обратная ситуация создалась бы при более быстром выходе к сетке игрока А на линию ДЕ.

При защитном стиле игры подающий часто остается на задней линии и ждет ответа на

подачу. Принимает мяч игрок Б в положении за задней линией, посылая мяч либо косым, либо длинным ударом в угол площадки соперника. Большой успех в такой игре приносят укороченные удары и удары с разным вращением.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста. Выпуск 4.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: