Освоение новых технологий при производстве техники.

В статье анализируются проблемы производства новой техники, повышения производительности, качества труда, эффективного использования оборудования, а так же повышения уровня ответственности за результаты труда среди рабочих.

Ключевые слова: новое оборудование, качество труда, производительность, брак, ответственность.

С первых строк статьи хочется отметить, что ни одна инновационная технология, новая техника, не будет работать на ожидаемом уровне, если, в качестве субъектов выступали участники с низким уровнем компетенций. Обновление станочного парка предприятия, для производства новой, более качественной и конкурентоспособной техники – задача, хоть и сложная, но реализуемая, а подбор компетентных, профессиональных кадров, иногда настолько сложная задача, что влечёт к серьёзным экономическим последствиям производства. Компетенции нельзя купить, как дополнительные опции, их можно только воспитать в работнике (будущем работнике).

Работая на одном из предприятий Концерна Тракторные заводы, в период активного обновления станочного парка (2004 – 2009), я имел возможность наблюдать за методами цехового освоения высокотехнологичного оборудования.

Анализируя множество субъектов, эксплуатирующих оборудование, сложилась что-то вроде аксиомы, которая работает практически во всех случаях:

1. Операторы имеющие опыт работы на универсальных металлорежущих станках, станках с ЧПУ (советского и российского производства), возрастом около 30 лет.

Пройдя краткосрочные курсы по работе на новом оборудовании, с успехом справлялись с обслуживанием обрабатывающих центров, без особых проблем и чрезвычайных происшествий.

И в этом есть логика: – имея трудовой стаж в качестве станочника, формируются первичные навыки обработки материалов и эффективного использования инструментов, формируются знания которые способствуют предотвращению различных чрезвычайных происшествий в процессе обработки деталей. Имея стаж работы с программным управлением станков, у работника формируются основные компетенции по программированию, техническому обслуживанию, применению инструментов, что в комплексе создаёт высококвалифицированного рабочего, способного производить новую, качественную технику, с желаемым экономическим эффектом.

2. Операторы имеющие большой опыт работы на универсальных металлорежущих станках, станках с ЧПУ, возрастом старше 50 лет.

С небольшим восторгом относятся к смене условий труда. Это на мой взгляд связанно с трудностью освоения высокотехнологичной техники (работник ссылается на преклонный возраст и скорый выход на заслуженную пенсию, трудность освоения смежных технологий, таких как САП и САПР, которые необходимы при эксплуатации высокотехнологичного оборудования).

Обычно, оборудование эксплуатируется правильно (невольно вспоминается народная пословица: Старый конь, борозды не портит), но не достаточно эффективно, не используются новые возможности, экономический эффект ниже ожидаемого.

3. Операторы с нуля. Данный вид работников, не имеет стажа в механической обработке на станках.

Бытует мнение, что можно подготовить специалиста на высокотехнологичное оборудование с нуля, минуя основные этапы становления высококвалифицированного рабочего – станочник, оператор. Да, можно, но хочется подсчитать сколько этот метод будет стоить.

В процессе обучения механической обработке, свойственны типичные ошибки:

1) неправильное закрепление заготовки;

2) неправильное закрепление режущего инструмента;

3) неправильно выбранные режимы обработки;

4) ошибка при программировании, и коррекции программы;

5) оставление рабочего места без присмотра и контроля;

6) испуг и бездействие при чрезвычайных ситуациях в процессе обработки;

При работе на универсальном оборудовании, исправление первых трёх пунктов ошибок, при обнаружении, не вызывает особых затруднений, т.к. станочник сам контролирует, перемещение, подвод инструмента, включение и выключение вращения шпинделя, рабочие ходы подвергаются коррекции без прекращения операции, мгновенная реакция станочника при любой возникшей возможности незапланированных происшествий. Как правило, ущерб не большой, не влияет на работоспособность оборудования.

Остальные пункты возникают при работе на станках с ЧПУ, но почти все станки программируются по аналогичному принципу (я часто привожу пример студентам: Мы однажды научились определять время, по положению стрелок на часах, и нам не важно, на циферблате будут цифры, полоски, точки или вообще без них, мы всё равно сможем определять время. В программировании станков с ЧПУ, аналогичный случай, однажды освоив принципы программирования, вы сможете программировать почти все станки, после коротких курсов по конкретной СЧПУ), достаточно 2-3 повторений и у работника вырабатывается опыт избегания чрезвычайных происшествий, да и ремонт старых станков обходиться в разы дешевле (после обновления станочного парка, в ремонтных подразделениях должно быть достаточно запчастей).

Обработка на современных станках ведётся на высоких скоростях, при возникновении первых двух ошибок, в первую очередь ломается режущая пластина, инструмент, оправка, ущерб получается значительный, т.к. применяется зарубежный дорогостоящий инструмент. При возникновении третьей ошибки, происходит быстрое изнашивание режущих пластин, реже поломка инструмента, либо в следствии низких скоростей падает количество и качество деталей.

На современных станках существуют различные опции по проверке и отработке УП без перемещений, значительно облегчает процесс наладки на обработку, но в ходе коррекции высока вероятность неправильных действий оператора, что может привести к чрезвычайным происшествиям.

В результате во избежании вышеперечисленных ошибок и сохранении работоспособности оборудовании, оператор с нуля нуждается в постоянных консультациях и наставниках в течении длительного времени (я помню оператора, который почти год сидел около станка, осваивал литературу) .

В последнее время, в погоне за высокооплачиваемым рабочим местом, будущий работник, пытается сразу прыгнуть на третью – высокотехнологичную ступень, но без первых двух – базовых, это получается очень редко, либо очень дорого.

Вывод напрашивается сам собой: «Самый эффективный вариант подготовки высококвалифицированного работника – получение нескольких специальностей, чередующихся с практикой».

Преподаватель БОУ ЧР СПО ЧЭМК Николаев Роман Владимирович

Освоение новых технологий при производстве техники.

Топ-7 новых станков для бизнеса в гараже. Китайское оборудование для бизнеса на дому


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: