Отношение автора к проблеме

Вступление

1. Определение проблемы, поднятой в тексте (категория или тип).

2. Время написания отрывка, сведения об авторе (если известны).

Основная часть

3. Формулировка проблемы исходного текста, её актуальность, новизна или традиционность.

4. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, анализ 2-3 основных мыслей автора.

5. Отношение автора к проблеме, способы выражения авторской позиции.

6. Выражение собственной позиции к поднятой проблеме.

7. Приведение двух-трёх аргументов в защиту собственной позиции (из жизненного или читательского опыта).

Заключение

8. Основные выводы

Приложение к пп. 1,3.

Категории (типы) проблем: идеологическая, общественная, политическая, социальная, философская, нравственная, морально-этическая, психологическая, экологическая и т.п.

Круг проблем: ЧЕЛОВЕК и природа, история, культура, власть, искусство, общество, духовность, Родина (страна, государство), литература, язык, память, время, нравственный выбор, религия, война, научно-технический прогресс и т.д.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть: актуальной, злободневнеой, насущной, острой, важной, серьёзной, спорной, неотложной, основной, глубокой, назревшей, неразрешимой, наболевшей, первоочередной, главной, сложной, принципиальной и т.п.

Проблема может подниматься, рассматриваться, освещаться.

Возможные формулировки проблем:

ПРОБЛЕМА

любви к Родине

внутренней культуры человека

становления личности, формирования характера человека

охраны окружающей среды

воспитания гражданской позиции

сохранения культурной среды (памятников архитектуры, храмов, музеев и т.д.)

счастья, смысла жизни

роли человека в историческом процессе

исторической судьбы России

истинного и ложного патриотизма

труда как основы жизни

места и роли прекрасного в жизни человека

роли книги в формировании личности

неуважения к памяти, культурному наследию прошлого

взаимоотношения личности и коллектива, поведения в обществе

проявления национализма

бездуховности, равнодушия, жестокости

«отцов и детей»

отношения к матери

милосердия

воспитания

взаимоотношения человека и природы

формирования духовной личности

наркомании

Приложение к п.2

Известный, популярный, знаменитый, уважаемый, авторитетный и т.п.

Автор, критик, публицист, писатель, журналист, литературовед, исследователь, мастер слова и т.п.

Статья, текст, отрывок, эпизод, фрагмент (произведения…)

Приложение к пп. 4,6

Начиная комментировать (только одну!) проблему, можно указать:

1. К какой категории (типу) относится избранная автором проблема (см. приложение 1).

2. Насколько она актуальна[1].

3. Что делает её злободневной.

4. Традиционна проблема или нова.

5. Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу.

6. Если проблема нова, то что стало причиной её появления, каков прогноз на будущее: можно ли её разрешить и как это сделать.

7. Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (показал реальные факты из жизни; нарисовал картину ожидаемого будущего; привёл интересные примеры и т.п.).

8. Как характеризует автора выбор данной темы:

— он настоящий гражданин своего Отечества;

— не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции;

— интернационалист;

— глубокий знаток человеческой души и т.п.[2]

Попытайся понять, почему автор обратился именно к этой проблеме, почему из множества выбрал именно эту?

Речевые обороты, которые можно использовать при комментарии проблемы.

ПРОБЛЕМА МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ ЧИТАТЕЛЯ:

— глубоко задуматься

— серьёзно поразмышлять

— рассуждать вместе с автором

— лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту и хрупкость мира, природы, человека и т.п.)

— серьёзнее относиться к…

— переосмыслить своё отношение к…

— по-иному посмотреть на…

— обратиться к примерам из собственной жизни (литературе)

— поделиться мыслями о…

— оценить истинный масштаб чего-либо

— высказать собственное мнение (позицию, точку зрения)

— открыто выразить своё отношение к…

— заняться самовоспитанием

— заняться глубоким изучением проблемы

— испытать потребность в чём-либо

Приложение к п.5

Отношение автора к проблеме

АВТОР МОЖЕТ:

— посвящать свою стать

— полемически заострять проблему

— эмоционально воздействовать на читателя

— делать читателя своим союзником (единомышленником, оппонентом и тп.п)

— образно воссоздать картину происходящего

— образно представить суть проблемы

— усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо

— выделять ключевые проблемы

— раскрывать и характеризовать сущность поставленных проблем

— точно формулировать (выражать) свои мысли, идеи

— заставить читателя задуматься над проблемой

— показать злободневность рассматриваемой проблемы

— пытаться найти причины изображаемых негативных явлений

— подчёркивать остроту поставленной проблемы

— видеть глубину и актуальность проблемы

— обращаться к историческим фактам, к традициям русской жизни, культуры, литературы и т.п., аргументируя свой тезис

— убеждать читателя в правоте своей позиции

— показывать негативные стороны нашей жизни

— приглашать к разговору о сложных проблемах нашей жизни

— формировать читательское отношение (общественное мнение)

— показать истинное положение вещей

— иронически (саркастически, возмущённо, восхищенно и т.п.) повествовать о героях, событиях

— показать образец, пример (антиобразец) поведения, отношения

— привлечь внимание общественности, читателей

— говорить с тревогой о наболевших проблемах

— открыто заявлять о своей гражданской позиции по отношению к …

— призывать читателя

— заставить переоценить отношение к…

— убедительно отстаивать свою точку зрения, используя конкретные примеры

— дать новую жизнь старой проблеме

— «глаголом жечь сердца людей»

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В:

положительном, отрицательном, саркастическом, ироничном, осуждающем, неоднозначном, двойственном, небезразличном, суровом, скептичном, сатирическом, юмористическом и т.п.

ОТНОШЕНИИ К ИЗОБРАЖАЕМОМУ.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНА

Чётко, прямо, непосредственно Через модальный план текста (языковые средства выразительности)
В названии текста Риторические вопросы
В отдельных предложениях текста Риторические восклицания
Через ряд аргументов Порядок слов
Лексические повторы
Оценочную лексику
Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.п.

Языковые средства выразительности могут:

отражать позицию автора авторское отношение к… авторские чувства (гнев, возмущение, радость, гордость, презрение, горечь, обиду и т.д.) авторскую попытку разобраться в сути происходящего реальную картину происходящего
передавать эмоциональное состояние автора глубокую заинтересованность автора рассматриваемыми проблемами красоту (безобразие) мира, поступков глубину проблем (авторской мысли, чувств, идей, раздумий, суждений, обобщений) отношение автора к проблеме текста
делать авторскую мысль более точной (полной, верной, убедительной, наглядной и т.п.) текст динамичным, выразительным убедительными выводы авторскую речь живой, раскованной
подчёркивать открытость чувств автора контрастность изображаемых событий, явлений, характеров и т.п. остроту философской (общественной, культурной, нравственной и т.п.) проблемы открытость авторской позиции мировоззрение автора актуальность рассматриваемых проблем положительное или отрицательное отношение автора к чему-либо парадоксальность происходящего трепетное отношение автора к… принципиальную позицию автора по отношению к… глубокую заинтересованность (озабоченность) автора данной проблемой трагизм происходящего типичность подобных явлений основную мысль
придавать тексту торжественную интонацию яркий (трагический, комический, иронический и т.п.) пафос
давать меткую характеристику героям, событиям, явлениям точную оценку сообщаемому возможность автору показать читателю своё видение проблемы возможность эмоционально (ярко, убедительно) рассказать о герое (проблеме, явлении, событии)
позволить читателю увидеть гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений глубину рассматриваемой проблемы авторское отношение к проблеме то, что для автора является несомненной ценностью (образцом для подражания, отрицательным примером) глубокую заинтересованность автора данной проблемой лучше понять авторский замысел
помочь автору полемически заострять тему (проблему) эмоционально воздействовать на читателя делать читателя своим союзником образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого) выделять ключевые мысли, слова, мотивы образно представить суть проблемы, которая его волнует усиливать положительное отношение к чему-либо передать глубину проблемы (мыслей, чувств, размышлений, обобщений) раскрывать сущность поставленной проблемы точно формулировать (выражать) мысль заставлять читателя задуматься над проблемой (темой, идеей, авторским отношением к чему-либо) показать злободневность рассматриваемой проблемы
помочь читателю лучше понять авторский замысел (идею текста)

Приложение к п.6

Я полностью согласен с автором…

Конечно, автор прав, утверждая, что…

Как и автор, я убеждён в том, что…

Мне созвучна мысль автора о…

Безусловно, нельзя не признать правоту автора…

Мне созвучна мысль автора о…

Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…

Вызывает сомнение тезис о том, что…

Нельзя не поспорить с автором о том, что

Кажется спорной мысль автора о том, что…

Приложение к п.7

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

Жизненный опыт Читательский опыт
Реальные факты из жизни окружающих Художественная литература
Собственные наблюдения и выводы Историческая литература
Традиционно-исторический опыт Научно-популярная литература
Рассказы очевидцев событий
Факты из СМИ

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ С ПОМОЩЬЮ:

  • примера;
  • иллюстрации;
  • положительного или отрицательного образца

Приложение к п.8

Варианты заключения

Обзор всех положений, осмысленных в основной части.

Спор с воображаемыми критиками позиции автора.

С цитаты, выражающей итоговое суждение и отражающей идею или проблему текста.

Яркого примера, обобщающего твои суждения.

Вывода-впечатления.

Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.

Развёрнутого рассуждения об идее текста.

[1] В предлагаемых на ЕГЭ текстах нет неактуальных проблем!

[2] Этот план условен, можно выбрать лишь часть вопросов, например 1-5,7, а 6,8 использовать при аргументации собственной позиции

Аргументация своего отношения к проблеме текста на ЕГЭ. Урок 1


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: