Отработка изученной темы.

Постановка учебной задачи.

— Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их. ( Всего на Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария).

Учитель: Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать исследователями. А отправимся мы в холодный пояс северного полушария. Исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе, их климат, особенности животного и растительного мира. Итак, отправляемся…

Учитель: Рассмотрите внимательно иллюстрации, помещенные на слайде. (На доске – фото арктической пустыни и тундры)

— Может быть, кто-то уже догадался, где нам предстоит сегодня побывать? (Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель может им помочь. Следует также отметить и то, что арктические пустыни ещё называют «ледяными»)

Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этих природных зонах. Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Каковы особенности климата, растительного и животного мира этих природных зон?» Запишите свои ответы в наших «Дневниках исследований» пока только в первой колонке.

(Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу)

Дневник исследования по теме: «Природные зоны холодного пояса»

Что мне известно по данной теме, вопросу? Что нового я узнал?
Арктические (ледяные) пустыни
Тундра

Учитель: Итак, что же вы записали в своих табличках — дневниках? (учащиеся заполняют первую колонку в таблице, зачитывают и обсуждают ответы)

— Давайте найдём на карте, где находится эта природная зона (Работа по карте «Природные зоны России)

Отработка изученной темы.

Учитель: В ходе нашего урока мы проверим, правильны ли были ваши предположения. У вас на партах есть листочки с текстом «Зона арктических пустынь». Сейчас вам предстоит прочитать этот текст, делая следующие пометки

«v» — если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+» — если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» — если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. (На данном этапе используется приём «Инсерт». Для наиболее эффективной работы дети должны быть уже знакомы с таким приёмом выполнения задания)

Текст 1. «Зона арктических пустынь» На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика — на севере. Вода и суша покрыты льдом, лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Климат в Арктике очень суровый. Холодные порывистые и даже ураганные ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния. Зимой температура понижается до -40С После полярной ночи несколько месяцев не заходит солнце — продолжается полярный день. Однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Температура воздуха чуть выше 0 С. Небо часто затянуто серыми облаками, идёт дождь. Весна и осень очень короткие. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера. Но из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием.

(Учащиеся самостоятельно читают текст, делая пометки, затем коллективно их обсуждают. После чтения и вовремя обсуждения — работа с иллюстрациями с изображением ледяных пустынь, северного сияния. Учащиеся делают записи во второй графе «Дневника исследований»)

Учитель: Рассмотрите иллюстрации на доске. Известны ли вам эти животные? Что вы о них знаете? (белый медведь, белая чайка, тупик, кайра, тюлень, кит)

Выслушиваются ответы учащихся

Учитель: (Рассказ учителя. Краткие сведения о животных ледяных пустынь учитель использует по своему усмотрению)

Тюлени — общее название для двух семейств водных млекопитающих отряда ластоногих: семейства настоящих тюленей и семейства ушастых тюленей. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. В большинстве своем это крупные или средние звери. Длина от 1 до 6 м; масса от 20 кг до 5 т. Малоподвижная шея не отграничена резко от туловища и головы. Конечности не приспособлены к хватанию и используются для передвижения (прежде всего задние ласты). У тюленей бывает, как и у наземных хищников, сезонная смена волосяного покрова (линька). Тюлени очень хорошо слышат. Зрение развито слабо. Тюлени распространены преимущественно в приполярных широтах. Численность ряда видов тюленей сокращается, и некоторые виды охраняются.

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Моржи близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день. Держатся моржи главным образом у кромки ледяных полей, мигрируя вслед за ними летом к северу, а зимой — на юг. В конце лета могут выходить для отдыха и на сушу. Моржи — стадные животные, обычно держатся группами от 10-15 до нескольких сотен особей и даже тысяч особей. Детеныши держатся с матерью два года и более. Промысел моржей запрещен; в ряде мест разрешена ограниченная добыча местному населению. Морж занесен в Международную Красную книгу

Густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 килограммов. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах Арктики можно наблюдать большие скопления птиц — птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.

Тупики – небольшие, но очень забавные и яркие птицы. Забавно выглядит клюв у тупиков. Он короткий и толстый у основания, ну точь-в-точь как пожарный топорик. Своим крепким клювом птицы вырывают в мерзлом грунте длинные норы, откладывают в них яйца и выводят птенцов. Новорожденные птенцы очень прожорливы, и родители беспрестанно таскают им небольших рыбок. Эти птицы являются замечательными морскими охотниками. Они могут нырять на глубину до 60 метров. В своём клюве, как подсчитали ученые, тупик способен удержать до 62 рыбок, чему способствуют поперечные бороздки на их широких клювах. Гнезда тупиков находятся далеко от места ловли рыбы, и если бы родители приносили по одной рыбке, птенцам пришлось бы голодать. Но тупики «хитрецы». Поймав рыбку, они поворачивают ее в клюве поперек, оттесняя к углу рта и прижимая языком к нёбу. Теперь птица может продолжить свою рыбалку. Поэтому у возвращающегося с промысла тупика из клюва во все стороны торчат рыбьи хвосты и головы.

Все свое время они поводят, сбившись в огромные стаи. Как вы думаете, почему? Все дело в том, что у тупиков нет другого способа защиты от морских хищников, например, от чайки – поморника. Завидев хищника, эти птицы сбиваются в стаю, как косяк рыбы перед атакой. Такое поведение приводит чайку в замешательство и не дает ей возможности выбрать жертву.

Чайки являются одними из типичных представителей животного мира Арктики. Клюв у них прямой, острый или загнутый на вершине, с выступом на нижней челюсти. Крылья длинные (размах до 1,5 м), приспособленные к длительному маневренному полету. Три передних пальца на ногах соединены плавательной перепонкой. Ныряют, лишь падая в воду за рыбой, могут хватать добычу на лету. Чайки благодаря относительно длинным, крепким ногам уверенно передвигаются по земле и хорошо плавают.

Чайки населяют морские побережья и внутренние водоемы всех материков, держатся морских побережий, от берега удаляются не далее нескольких десятков километров. Чайки используют собирательство, рыболовство и охоту, питаясь рыбой, моллюсками, иглокожими, насекомыми, грызунами, птичьими яйцами, птенцами, отбросами Чайки селятся колониями. Гнезда устраивают на земле или уступах скал.

Кайры -Длина кайр 40-48 см. Эти птицы почти не могут ходить по земле. С воды взлетают с трудом, после разбега, а с ровного места взлетать совсем не могут. Гнездятся они на северных побережьях Евразии и Северной Америки (на птичьих базарах). Кайры приспособлены к ловле добычи в воде. Являются объектом промысла.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.

Учитель: Животные ледяных пустынь селятся на морском побережье. Как вы думаете, почему?

Учитель: Рассмотрите объекты изображенные на доске. Назовите их. (Рыбы, птицы, планктон)

— Что такое «планктон»?(Дети могут затрудняться дать ответ на этот вопрос. Поэтому учитель поясняет, что планктон -мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды. Такими организмами могут быть бактерии, некоторые водоросли, простейшие ракообразные)

— Составьте пищевую цепочку. (Проверка по иллюстрации пищевой цепочки)

Физкультминутка

Гараж печка буржуйка на отработке на всех видах топлива универсальная на отработанном масле


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: