Отсутствие мудрости и учета времени и места при обсуждении вопросов сыфатов.

Многие люди в наше время, включая и простолюдинов и некоторых искателей шариатского знания, не проявляют мудрости относительно поднятия такой темы, как «Качества Всевышнего Аллаха». Они не обращают внимания ни на место, ни на время, ни на категорию людей. Более того, некоторые из них делают предметом экзаменации признание таких качеств, относительно которых нет прямых текстов ни в Коране, ни в Сунне, и касательно которых было разногласие среди признанных имамов Сунны. Не понимая, что многие из мусульман русскоязычной среды не соответствуют саляфам даже в отношении признания основополагающих качеств Аллаха, касательно которых не было и малейшего разногласия среди саляфов.

Подобным людям хотелось бы напомнить следующие важные высказывания:
‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Говорите людям то, что они поймут! Разве вы желаете того, чтобы отвергли Аллаха и Его посланника?!” аль-Бухари 1/94.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если ты расскажешь о чём-либо людям, что не доведёшь до их ума, то это обязательно станет для некоторых из них искушением”. Муслим 1/27.

А аш-Шатыби сказал: “Не всё, что известно человеку и что является истиной, необходимо распространять, даже если это из шариатского знания! Это знание делится на два вида. Среди этих знаний есть то, которое необходимо распространять, а это основные шариатские положения. И из знания есть то, что не следует распространять вообще, или же не следует распространять по причине положения конкретной местности или же определенных людей”. Источник: “аль-Мууафакъат” 4/189.

Когда некоторые оппоненты шейхуль-Исляма Ибн Таймии обвиняли его в том, что он обсуждает тонкие вопросы перед простолюдинами, которые они не понимают, то он, опровергая эти обвинения, сказал: “Что касается слов говорящего, что не выступают перед простолюдинами с хадисами и аятами касательно качеств Аллаха, то я никогда не заводил с простолюдином разговоры на эти темы!” Источник: “Маджму’уль-фатауа” 5/266.

Но кто-то может привести различные сообщения о том, как те или иные саляфы рассказывали о хадисах, в которых упоминаются качества Всевышнего на уроках, где присутствовали тысячи рядовых мусульман, и их за это хвалили имамы. Да, такое имело место быть, и в правильности методов и мудрости саляфов не возникает сомнения, однако это не исключает того факта, что все присутствовавшие там были сторонниками Сунны, которые были воспитаны в обществе приверженцев истины на правильном вероубеждении, даже если и были простолюдинами. И нет сомнения в том, что этот вопрос разнился от местности к местности или от времени ко времени.

К примеру, имам Малик говорил: “Я не люблю слова касательно основ религии (‘акыды). Жители нашего города (учёные Медины) не переставали это порицать и запрещать, как слова касательно мнений джахмитов, къадаритов и им подобных. Я не люблю слов, кроме как за которыми следует дело. А что касается слов относительно Всевышнего Аллаха, то молчание об этом любимей для меня. Ведь я видел, как жители наших городов запрещали слова в религии, кроме как те, за которыми следует дело”. Источник: аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 309, аль-Харауи в “Замм аль-калям” 82.

Приведя это высказывание имама Малика, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Разъяснил Малик, да помилует его Аллах, что слова, за которыми следует дело, дозволены для него и для жителей его города. Под этим он имеет в виду учёных, да будет доволен ими Аллах. И он сообщил относительно (порицаемых) слов о религии, сказав в качестве примера: «Как мнения Джахма (ибн Сафуана) и къадаритов». То, о чём говорил Малик, этому следовала группа учёных, как ранних, так и поздних из числа знатоков хадиса и учёных, издающих фатауа. Но противоречили этому приверженцы нововведений, как му’тазилиты и прочие течения. А что касается аль-джама’а, то они следуют тому, о чём говорил Малик, и обсуждают эти вопросы только вынужденно, когда нельзя молчать и необходимо опровергнуть ложь, или отвратить человека от его (заблудшего) мнения, или существует опасение, что простолюдинов введут в заблуждение, и тому подобное”. Источник: “Джами’у баян аль-‘ильм” 2/938.

Как мы видим, обсуждение, углубление и тем более споры и опровержения касательно вопросов имён и качеств Аллаха, саляфы делали исключением и вынужденностью, а не основой, как это стало в наше время, где эти вопросы берётся обсуждать каждый подряд. Более того, некоторые студенты взвалили на себя непосильную ношу и стали опровергать в этих вопросах признанных имамов ахлю-Сунна, являвшихся специалистами в этих областях, с мнением которых считались на протяжении множества веков все сторонники Сунны. Что же можно тут сказать? Наверное, лишь то, что передаётся от праведного халифа – ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, сказавшего: “Да помилует Аллах человека, который знает своё место!” Источник: “Файдуль-Къадир” 5/472.

4. О необходимости покориться аятам и хадисам, в которых упоминаются
качества и атрибуты Всевышнего Аллаха и не испытывать какого-либо сомнения.

Упомянув о различных крайностях и ошибках касательно вопросов качеств Всевышнего Аллаха необходимо упомянуть о совершенно противоположной крайности, которая выражается в неправильной реакции на аяты и хадисы, в которых упоминаются о тех или иных качествах Всевышнего Аллаха. Чрезмерное погружение в исследования касательно качеств Аллаха, споры и препирательства относительно них, а также не учитывание пользы и вреда при обсуждении этого – не означает, что аяты и хадисы относительно качеств Аллаха необходимо скрывать и утаивать от мусульман в абсолютной форме, не обучая их и не рассказывая им об этом.
Каждый мусульманин обязан верить и принимать всё, о чём сообщил Аллах в Коране и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в достоверных хадисах, покоряясь этому полностью и не уподобляясь заблудшим сектам, которые свой разум ставили выше шариатских текстов.

‘Убайдуллах ибн Му’аз передал со слов своего отца, что когда ‘Амр ибн ‘Убайд – основоположник къадаризма и му’тазилизма, услышал хадис про формирование ребёнка в чреве матери, он сказал: “Если бы я услышал это непосредственно от аль-А’маша, то обвинил бы его во лжи! И если бы услышал, что это передаёт Зайд ибн Уахб, то не принял бы это. Если бы услышал это от ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, то не принял бы этого. Если бы услышал и от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то всё равно отверг бы это. И даже если бы услышал, как об этом говорит Всевышний Аллах, то сказал бы Ему: «Не на счёт этого Ты брал с нас завет!»” Источник: аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 12/170.

Да убережёт нас Всевышний Аллах и от сотой части такого заблуждения и неверия!
Необходимо знать, что отрицание имён и качеств Аллаха берёт своё начало от неверных многобожников.

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда курайшиты заключали перемирие с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), среди них был Сухайль ибн Амр. Когда же Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Али: «Напиши: “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного”», Сухайль возразил: «Мы не знаем, что такое “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного”. Однако напиши то, что мы знаем: “С именем Твоим, о Аллах”». Муслим 1784.

В некоторых асарах сообщается, что именно по этой причине были ниспосланы Слова Всевышнего Аллаха: «Они не веруют в Милостивого» (ар-Ра’д 13: 30). Источник: “Тафсир ат-Табари” 13/150, “Тафсир аль-Багъауи” 3/19.

И такой реакции касательно имён и качеств Всевышнего Аллаха за многобожниками последовали некоторые сектанты из представителей нашей общины, быть может, сами того не осознавая. Более того, некоторые из числа обладателей знания, которые попали под влияние тех или иных отклонений порицали рассказывать и передавать хадисы относительно качеств Аллаха.

Ибн аль-Къайим сказал: “Можно встретить многих из них (искажающих и отрицающих качества Аллаха), которые не любят упоминать и распространять пророческие тексты (с упоминанием сыфатов). Они ставят условием, чтобы не зачитывались хадисы касательно качеств Аллаха. А некоторые поздние из их числа, которые считаются среди них самыми авторитетными, издавали указы о том, чтобы сжигать или скрывать и прятать книги о Сунне, в которых упоминались сыфаты. И дошло до меня от многих из их числа, что когда они доходили до конца книги «Сахих аль-Бухари», они уходили с собрания, поскольку в ней была глава о единобожии и опровержении джахмитов. И от таких исходила ругань в адрес Мухаммада ибн Исма’иля (аль-Бухари). Но в чём же был грех аль-Бухари, который лишь передал то, что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!” Источник: “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 3/463.

Таус рассказывал: “Как-то при Ибн ‘Аббасе (да будет доволен им Аллах) один человек рассказывал хадис от Абу Хурайры касательно качества Аллаха, и человек содрогнулся. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Что пугает их?! Они готовы растрогаться, когда слышат ясные аяты, однако гибнут от неясных»”. Источник: Ма’мар в «аль-Джами’» 11/423, ‘Абду-р-Раззакъ в “ат-Тафсир” 3/239, Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 485. Асар достоверный. Источник: “Зыляль аль-Джанна” 1/213, “ад-Дурр ан-надыд фи тахридж Китаб ат-таухид” 133.

Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах Али Шейх, упомянув некоторые сообщения о том, что для пользы и мудрости следует скрывать некоторые хадисы, сказал: “Но разве хадисов касательно сыфатов Аллаха больше, чем аятов Корана относительно сыфатов? Но разве говорил Малик или кто-либо иной из числа учёных Ислама, что аяты относительно сыфатов не следует зачитывать простолюдинам? Учёные во все времена, начиная со сподвижников и тех, кто был после них, читали аяты о сыфатах и хадисы об этом в присутствии простолюдинов. К тому же условием веры (иман) является вера в Аллаха и Его совершенные качества, которыми Он описал себя в Коране или же на языке Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Каким же образом это скрывать от простолюдинов? Напротив, мы говорим, что тот, кто не верит в это, тот не является верующим. А кто испытывает при этом стеснение в душе, тот из числа лицемеров. Подобное является нововведением джахмитов и тех, кто последовал за ними, которые отрицают качества Всевышнего Господа. Когда они обнаружили хадисы относительно качеств Аллаха, которые опровергают их мазхаб и разрушают их нововведение, они заповедали друг другу скрывание этого от простолюдинов из числа мусульман, чтобы они не узнали об их заблуждениях и порочных воззрениях. Знай же об этом”. Источник: “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 2/996.

Имам Ибн Таймия сказал: “Удерживались ли имамы от того, чтобы зачитывать хадисы про качества Аллаха для простолюдинов или же запрещали это? Или же эти книги всегда читали и продолжают читать тысячи рядовых мусульман, как ранних, так и поздних? Также эти хадисы (о сыфатах), когда о них рассказывали сподвижники, таби’ины и кто последовал за ними из поздних поколений, разве они скрывали это от всех мусульман и завещали друг другу их сокрытие? Или же они рассказывали об этом подобно тому, как рассказывали и о других Суннах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? А если от некоторых из них и передавалось, что они удерживались от передачи некоторых сообщений в определённые времена, то они точно также удерживались от передачи некоторых хадисов касательно и фикъха, законоположений, предопределения, имён, устрашений и т.п. И подобное не ограничивалось для них только лишь хадисами этой главы (о сыфатах). И если подобное совершили одни (не рассказывали хадисы о сыфатах), то другие противоречили им в этом. Причина этого была в том, что одни считали, что некоторые сообщения могут навредить некоторым людям в определённое время. Другие же считали, что подобное не может навредить, а наоборот, приносит пользу. И это было из числа вещей, касательно которых были споры в определённые периоды времени. А что касается того, чтобы, в общем, запрещалось доносить хадисы касательно сыфатов до всех членов общины, то такого не скажет тот, кто верит в Аллаха и в Судный день! Подобное этому является мнением вышедших за границы установлений исламского Шариата, подобно рафидитам, джахмитам, хариджитам и им подобным”. Источник: “аль-Фатауа аль-кубра” 6/131, “Икъама ад-далиль ‘аля ибталь ат-тахлиль” 1/382.

5. Слова сподвижников, саляфов и имамов ахлю-Сунна,как пример правильного понимания вопроса атрибутов и качеств Аллаха между уподоблением (ташбих) и обессмысливанием (тафуид).

После того, как скончался Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр ас-Сыддыкъ (да будет доволен им Аллах) вышел к людям и сказал: “О люди, если вашим господом, которому вы поклоняетесь, был Мухаммад, то он умер. А если ваш Господь – Аллах, Который на небе, то Он не умер!”Источник:Ибн Аби Шейба 20/520, аль-Бухари в “Тарих аль-кабир” 1/201, аль-Баззар 103. Имам аз-Захаби подтвердил достоверность. Источник: “аль-‘Улюу” 1/600.

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Зейнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах) говорила, проявляя гордость: “Вас выдавали замуж ваши опекуны, а меня выдал замуж Всевышний Аллах свыше семи небес!” аль-Бухари 7420.

Имам Абу Ханифа (ум. 150 г.х.) сказал: “Не описывается Всевышний Аллах качествами творений, а Его гнев и довольство – два качества из числа Его качеств, без слов «Как?» И таково мнение ахлю-Сунна уаль-джама’а. Он гневается и проявляет довольство, но не говорится: «Его гнев означает наказание, а Его довольство – награда». Мы описываем Его так, как Он описал Себя Сам: «Один, Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему» (аль-Ихляс 112: 1-4). Он – Живой, всё подвластно Ему, Слышащий, Видящий, Знающий. «Рука Аллаха – над их руками» (аль-Фатх 48: 10). Однако Его рука не подобна рукам Его творений и не является органом. Он – Творец всех рук. И Его Лик не подобен лицам Его творений, Он – Творец всех лиц. «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура 42: 11)”. Источник: “аль-Фикъх аль-абсат” 59.

Имам Абу Ханифа также сказал: “У Аллаха есть рука, лик и сущность, как упомянул это Сам Всевышний Аллах в Коране. И то, что упомянул Аллах в Коране, как лик, рука и сущность, это является Его качествами, без вопроса: «Как?» И не говорится: «Его рука – это Его власть или милость», поскольку в этом обессмысливание качества, и это является мнением къадаритов и му’тазилитов”. Источник: “аль-Фикъх аль-акбар” 302.

Также Абу Ханифа сказал: “Кто скажет: «Я не знаю, Господь мой на небесах или на земле», тот впал в неверие. Также впал в неверие и тот, кто скажет: «Он на Троне, но я не знаю, где Трон, на небе или на земле». Поистине, к Аллаху обращаются с мольбами к верху, а не вниз”. Источник: “аль-Фикъх аль-акбар” 135, “аль-Фикъх аль-абсат” 46.

Имам аль-Ауза’и (ум. 157 г.х.) сказал: “В наше время, когда таби’инов было множество, все мы говорили: «Воистину, Всевышний Аллах на Своём Троне. И мы верим в каждое Его качество, которое упоминается в Сунне»”. аль-Байхакъи в “аль-Асма уа-ссыфат” 408. Ибн аль-Къайим и Ибн Хаджар подтвердили достоверность. Источник: “Иджтима’ аль-джуюш” 43, “Фатхуль-Бари” 13/406.

Когда Суфьяна ас-Саури спросили про слова Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были» (аль-Хадид 57: 4), он сказал: “Своим знанием”. аз-Захаби в “аль-‘Улюу” 139.

Известный ученик Абу Ханифы – Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани передал, что сын Абу Ханифы – Хаммад ибн Аби Ханифа (ум. 176 г.х.) рассказывал: “Мы сказали им (обессмысливающим качества Аллаха): «Разве вы не видели Слов Всевышнего и Всемогущего Аллаха: «И твой Господь придёт с ангелами, выстроившимися рядами» (аль-Фаджр 89: 22).
Или Слов Всевышнего: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придёт к ним, осененный облаками, вместе с ангелами» (аль-Бакъара 2: 210)?
Так придёт ли наш Господь, как Он об этом сказал?! И придут ли ангелы, выстроившись рядами?!»
Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут, выстроившись рядами, а что касается Всевышнего Господа, то мы не знаем, что имеется в виду под этим (Его пришествием), и не знаем, как Он приходит».
Тогда мы им сказали: «Но мы и не возлагаем на вас знание того, как именно приходит Аллах, однако возлагаем на вас веру в то, что Он придёт! Что вы скажете о том, кто станет отрицать то, что ангелы придут, выстроившись рядами?»
Они ответили: «Неверный, объявляющий ложью истину!»
Мы сказали: «Точно также и тот, кто отрицает пришествие Аллаха, является неверным, объявляющим истину ложью»”. Абу ‘Усман ас-Сабуни в “Акыда ас-саляф уа асхаб аль-хадис” 68.
Имам Малик(ум. 179 г.х.) сказал: “Аллах на небесах, но знание Его повсюду”. Абу Дауд в “аль-Масаиль” 263.

Спросили ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака (ум. 181 г.х.): «О Абу ‘Абд ар-Рахман, как спускается Аллах?» Ибн аль-Мубарак ответил: “Он нисходит так, как пожелает!” аль-Байхакъи в “аль-Асма уа-ссыфат” 453, Абу ‘Усман ас-Сабуни в “Акыда ас-саляф уа асхаб аль-хадис” 68.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд (ум. 187 г.х.) говорил: “Если джахмит скажет тебе: «Я не верю в Господа, который сходит со Своего места», то скажи: «А я верю в Господа, который совершает всё, что пожелает»!” аль-Бухари в “Халькъ аф’аль аль-‘ибад” 36, аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 3/452.

Имам аш-Шафи’и (ум. 204 г.х.) сказал: “Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своей общине. И этому не может противоречить никто из творений Великого и Всемогущего Аллаха, до которого дошёл довод из Корана, а также достоверное высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если же кто-то будет противоречить этому после того, как ему будет предоставлен довод, то он станет неверным во Всемогущего и Великого Аллаха. Однако до того времени, пока человеку не будет приведён соответствующий довод в виде шариатского сообщения, он имеет оправдание из-за своего невежества, поскольку знание об этом не постигается ни разумом, ни познанием, ни размышлением, ни чем-либо подобным.
Великий и Всемогущий Аллах сообщил, что Он – Всеслышащий. Сообщил, что у Него есть две Руки, ибо Он сказал:«Однако Его обе Руки простерты» (аль-Маида 5: 64).
И у Него есть правая Рука, ибо сказал: «а небеса будут свернуты Его правой Рукой» (аз-Зумар 39: 67).
У Него есть Лик, ибо Он сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (аль-Къасас 28: 88) и «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (ар-Рахман 55: 27).
У Него есть стопа, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…пока Господь величия и славы не наступит на него Своей стопой», т.е. на Ад. [аль-Бухари 2826, Муслим 2848].
Что Аллах улыбнётся тому, кто будет убит на Его пути. [аль-Бухари 4848), Муслим 1890].
Что Господь нисходит каждую ночь на ближнее небо. [аль-Бухари 1145, 6321, Муслим 168].
Что Аллах не является одноглазым, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упоминая о Даджжале (антихристе), сказал: «Поистине, он – одноглазый, а ваш Господь таковым не является». аль-Бухари (806, 4581).
Что верующие воочию увидят своего Великого и Всемогущего Господа в День Воскрешения подобно тому, как они видят луну в ночь полнолуния. [аль-Бухари 7131, Муслим 2933].
Что у Него есть пальцы, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет такого сердца, которое не находилось бы между двумя из Пальцев Милостивого, Велик Он и Могуч». [Ахмад 4/182, Муслим 2654].
Поистине, истинная сущность того, чем описал Себя Великий и Всемогущий Аллах, а также описал Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не постигается ни умом, ни познанием. Никто не становится неверным из-за своего невежества об этом до тех пор, пока до него не дойдёт шариатское сообщение. Если же переданное об этом является шариатским сообщением, то оно в понимании занимает положение услышанного напрямую. Услышавший шариатское сообщение обязан подчиниться ему в действительности и засвидетельствовать его, как будто он воочию увидел и непосредственно услышал это от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Мы утверждаем упомянутые качества Аллаха и отвергаем их уподобление, как отверг это от Себя Сам Всевышний, сказав: «Нет никого подобного Ему» (аш-Шура 42: 11)”. Ибн Аби Я’ля в “ат-Табакъат” 1/283, Ибн Къудама в “Сыфа аль-‘Улюу” 124.

Мухаммад ибн Мус’аб (ум. 228 г.х.) сказал: “О Аллах, кто заявляет, что Ты не говоришь, и что Тебя не увидят в мире ином, тот является неверующим в Тебя и не знает Тебя! Я свидетельствую, что Ты – над Троном, выше семи небес, а не так, как утверждают Твои враги из числа еретиков”. ад-Даракъутни в “ас-Сыфат” 64.

Дауд ибн ‘Али рассказывал: “Однажды, когда мы находились у Ибн аль-А’раби (ум. 231 г.х.), к нему пришёл некий мужчина, и сказал: “О Абу ‘Абдуллах, каков смысл слов Всевышнего Аллаха: «Милостивый вознёсся на Трон» (Та ха 20: 5)?” Ибн аль-А’раби ответил: “Аллах на Своём Троне, как Он и сообщил об этом”. Тот человек сказал: “О Абу ‘Абдуллах, нет, не то имеется в виду! На самом деле слово «вознесся» (истауа) означает «овладел» (истауля)”. Тогда Ибн аль-А’раби сказал: “Замолчи! Арабы говорят: «Человек овладел чем-либо» (истауля ‘аля аш-шейъ), когда за вещь борются двое, и про победителя говорят: «Он овладел этой вещью». А у Аллаха нет противодействующего Ему, и Он на Своём Троне, как Он и сообщил об этом. Овладение (аль-истиля) же может быть лишь после противоборства”. аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 3/399, аль-Хатыб в “Тарих Багдад” 2/356.

Яхья ибн Ма’ин (ум. 233 г.х.) сказал: “Если джахмит тебе скажет: «Как спускается Господь?», то ты спроси его: «А ты сначала ответь, как Он возвышается?»”
Процитировав эти его слова, имам аз-Захаби сказал: “Слова «Как?» в обоих случаях неприемлемы в отношении Всевышнего Аллаха!” Источник: “аль-‘Улюу” 129.

Имам Абу Зур’а ар-Рази (ум. 264 г.х.) сказал: “Обессмысливающие и отрицающие – это те, которые не признают качества Аллаха, которыми Он описал Себя в Коране и на языке Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Они считают ложными сообщения, которые передаются от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) относительно качеств, истолковывая их своими искажёнными умами в соответствии с тем, в чём они убеждены из числа заблуждения, причисляя при этом передающих такие хадисы к уподобляющим. Кто причисляет к уподобляющим тех, кто описывает своего Господа тем, чем Он описал Себя Сам в Коране, а также на языке Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то они являются обессмысливающими качества (му’аттыля), отрицающими их. Так говорили обладатели знания, и из них ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак и Уаки’ ибн аль-Джаррах”. Источник: Абу-ль-Къасим аль-Асбахани в “аль-Худджа фи баян аль-махадджа” 1/187.

Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи (ум. 279 г.х.), после того, как упомянул в своём сборнике хадис: «Аллах принимает милостыню (садакъа) Своей правой рукой», сказал: “Многие обладатели знания относительно этого хадиса и подобных ему, включая и хадисы о схождении Господа Всевышнего каждую ночь на нижнее небо, сказали: «Мы признаём эти сообщения касательно упомянутого, без воображения и не говоря: «Как?». Это передаётся от Малика, Суфьяна ибн ‘Уяйны, Ибн аль-Мубарака, что они говорили об этих хадисах: «Передавайте их без слов: «Как?» Таковым было мнение обладателей знания из числа ахлю-Сунна уаль-джама’а. Что же касается джахмитов, то они отвергли эти тексты и сказали: «Это является уподоблением (Творца творению)». Всевышний Аллах во многих местах Корана упомянул руку, слух, зрение, но джахмиты истолковали эти аяты и стали толковать это не так, как это толковали обладатели знания. Они говорили: «Аллах не сотворил Адама Своей рукой». Говорили: «Под «рукой» речь идёт о власти». Сказал Исхакъ ибн Ибрахим (Ибн Рахауайх): «Воистину, уподобление будет в том случае, если человек скажет: «Рука Аллаха, как рука или подобна руке (творений)» или: «Слух Аллаха, как слух или подобен слуху (творений)». Если он скажет так, то это будет уподоблением. А если скажет так, как сказал Всевышний Аллах: «Рука, Слух, Зрение» и не будет говорить: «Как?» и не будет говорить: «Подобно слуху», то это не будет уподоблением, а будет тем, что сказал Аллах в Своей Книге: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура 42: 11)”. Источник: “Сунан ат-Тирмизи” 3/50.

Также ат-Тирмизи, приведя хадис о том, что верующие увидят Аллаха в Судный день и что Он наступит Своей ступнёй на Ад, сказал: “Касательно подобных вещей мазхаб обладателей знания, таких как Суфьян ас-Саури, Малик ибн Анас, Ибн аль-Мубарак, Ибн ‘Уяйна, Уаки’ и других заключался в том, что они передавали такие тексты, а затем говорили: «Мы верим в них, и не говорится: «Как?» Это то, чему следовали приверженцы хадиса, что такие вещи следует передавать так, как они пришли. Необходимо верить в это, не толковать, не воображать, и не говорить: «Как?» Таковым было мнение обладателей знания, которое они выбрали и которому следовали”. Источник: “Сунан ат-Тирмизи” 4/691.

Спросили аль-Хусайна ибн аль-Фадля (ум. 282 г.х.): «Как Аллах вознёсся на Трон?» Он сказал: “Я не ведаю о сокровенных вещах, кроме того, что открыто нам Аллахом (в Коране и Сунне). И Всемогущий Аллах сообщил нам, что Он вознёсся на Свой Трон, но не сообщил нам о том, каким образом”. Источник: Абу ‘Усман ас-Сабуни в “Акыда ас-саляф уа асхаб аль-хадис” 40.

Ибн Шахин рассказывал: “Я был с Абу Джа’фаром ат-Тирмизи (ум. 295 г.х.), когда относительно хадиса: «Аллах спускается на нижнее небо» его спросили: «Каким образом происходит нисхождение и остается ли возвышенность над Аллахом?» На это Абу Джа’фар ат-Тирмизи ответил: «Нисхождение» – понятно. «Каким образом?» – неизвестно. Верить в это – обязательно. А спрашивать об этом – нововведение!»” аль-Хатыб в “ат-Тарих” 1/365, аз-Захаби в “аль-‘Улюу” 232.

Имам-муфассир Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.х.) в своём известном труде, посвящённом вопросам вероубеждения, после того, как перечислил такие качества и атрибуты Всевышнего Аллаха, как лик, зрение, слух, рука, глаза, ступня, пальцы, нисхождение и смех, сказал: “Если же кто-то спросит нас: «Каково правильное мнение относительно значений упомянутых вами атрибутов, часть которых приводится в Писании и Откровении Всемогущего и Великого Аллаха, а часть – в словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?»
Ему следует сказать: «Правильным мнением в этом вопросе мы считаем признавать их в прямых значениях, в соответствии с тем, как они известны для нас, подходя к этому вопросу с точки зрения признания атрибутов Аллаха, и одновременного отрицания какого-либо их сходства с атрибутами Его творений, ибо Сам Аллах отверг это от Себя, сказав: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура 42: 11).
Также ему следует сказать: «Аллах – Слышащий и Видящий, а это значит, что у Него есть атрибуты зрения и слуха, ибо немыслимо, как с точки зрения правил языка, так с точки зрения разума и общепризнанных принципов логики бытия, чтобы кто-то назывался слышащим и видящим, не обладая при этом соответствующими атрибутами». Это подобно тому, о чём мы говорили ранее, а именно, что слова в отношении кого-либо или чего-либо: «Поистине, он…» нельзя воспринимать никак иначе, кроме как подтверждение существования этого объекта. Именно поэтому, как мы, так и наши оппоненты, утверждаем, что смысл слов: «Поистине, он» заключается в подтверждении, а не отрицании. В этом же ключе следует воспринимать и другие имена Аллаха и качества, которые мы упомянули. Вдобавок ко всему имя «Слышащий» образовано на основе глагола «слышать», а «Видящий» — на основе глагола «видеть». И если допустить, что справедливо утверждать, что тот, у кого нет ни слуха, ни зрения, способен слышать и видеть, то это будет означать, что допустимо говорить: «Разговаривает тот, кто не обладает атрибутом речи. Милует тот, кто не обладает милостью. И карает тот, кто не владеет атрибутом кары». Абсурдность подобных утверждений для всех, как для наших сторонников, так и для оппонентов, является наиболее сильным аргументом ошибочности заявления тех, кто говорит, что слышит тот, кто не имеет слуха, и видит тот, кто не обладает зрением. Поэтому мы признаём все значения атрибутов Аллаха, которые, как мы уже сказали, упомянуты в хадисах и Писании, в соответствии с тем, как они и понимаются с точки зрения их прямых смыслов, и в то же время отрицаем всякую схожесть Аллаха с Его творениями, говоря: «Аллах, великая слава Ему, слышит голоса, но не при помощи ушного отверстия или органа, подобного органам сыновей Адама. Также Он видит различные сущности Своим Зрением, которое не подобно зрению сыновей Адама, представляющее собой соответствующие органы. У него есть две Руки, правая Рука и Пальцы, однако это не органы, а Его простёртые Руки с милостями для Своих творений, отнюдь не удерживающие никакое благо от них. У него есть Лик, но не подобный органам Его творений, состоящим из плоти и крови. Также мы говорим, что Он засмеётся тому, кому желает из Своих творений, однако не говорим, что этот смех представляет собой обнажение зубов. И Аллах спускается каждую ночь к ближайшему небу». Тому же, кто отрицает что-либо из того, что мы упомянули, мы говорим: «Поистине, Всевышний Аллах говорит в Своём Писании: «И твой Господь придёт с ангелами, выстроившимися рядами» (аль-Фаджр 89: 22).
«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придёт к ним, осененный облаками, вместе с ангелами» (аль-Бакъара 2: 210).
«Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа?» (аль-Ан’ам 6: 158).
Веришь ли ты во все эти сообщения или же считаешь их ложью?»
Если он заявит, что считает их ложью, то на этом надо будет прекратить нашу дискуссию с ним. Если же он заявит, что верит в них, то надо будет продолжить и сказать: «Тогда что именно ты отрицаешь из сообщения, передаваемого со слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Он спускается к ближайшему небу, и нисходит к нему».
Если же он скажет: «Я отрицаю это, потому, что «спуск» означает – перемещение, а в отношении Аллаха недопустимо утверждение того, что Он перемещается с места на место, ибо подобное есть атрибуты созданных сущностей и тел», то ему следует сказать: «Вот же Аллах, великая слава Ему, говорит: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами». Допустимо ли утверждение пришествия в отношении Него?»
Если он скажет: «Нет, так как смысл этих слов заключается лишь в том, что «придёт веление твоего Господа», тогда ему следует сказать: «Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил нам, что придёт именно Он и Его ангелы. Ты же заявляя, что придёт Его веление, но не Он Сам, тем самым утверждаешь относительно ангелов, что придут не они сами, а их веления, подобно тому, как под пришествием Господа ты подразумеваешь пришествие Его веления».
Если он скажет: «Я не утверждаю это касательно ангелов, я говорю это лишь в отношении Господа», то ему следует сказать: «Сообщение о пришествии Господа и ангелов является одним и тем же сообщением. И если ты полагаешь, что в части, касающейся Аллаха, это сообщение следует понимать, как «пришествие Его веления», а относительно ангелов – как «пришествие их самих», то в чём, тогда разница между тобой и тем, кто не согласится с тобой в этом, и скажет: «Напротив, что касается Господа, то придет именно Он, а что касается ангелов – то придут их веления»?
Если он скажет: «А что вы сами говорите о смысле всего этого?»
Ему следует сказать: «Смысл этих атрибутов заключается в том, на что указывают очевидные значения сообщений, в которых они упоминаются, и нам не остается ничего, кроме как покориться и уверовать в них, сказав: «Наш Господь, да будет величественно Его величие, в День Воскрешения придёт с ангелами выстроившимися рядами, и Он спускается к ближнему небу и нисходит к нему каждую ночь. Мы не говорим, что в данном случае смысл этого нисхождения заключается в том, что нисходит Его веление. Отнюдь, так как мы утверждаем, что Его веление нисходит каждый час и даже каждое мгновение, как к небесам, так и к любому из Его творений до тех пор, пока они вообще существуют. Нет такого времени, в которое бы Его веления не нисходили к Его созданиям, поэтому утверждение, что Его веление нисходит к ним лишь в определённое время безосновательно.
И всё, что мы сказали о смыслах этих атрибутов одинаково применимо ко всем сообщениям, в которых упоминаются какие-либо качества и имена Всемогущего и Великого Аллаха”. Источник: “ат-Табсыр фи ма’алим ад-дин” 142-145.

Имам Ибн Хузайма (ум. 311 г.х.) сказал: “Упоминание признания того, что наш Всевышний Господь смеётся, но без упоминания описания того, как Он это делает. И Его смех не подобен смеху Его творений, а их смех Ему. Мы верим в то, что Он смеётся, как об этом сообщил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), но умалчиваем о том, каким образом Он это делает. Ведь Всевышний Аллах уединился в описании Своего смеха, не показав нам этого. И мы говорим то, что говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), веря в это нашими сердцами, и молча о том, что скрыл от нас Аллах”. Источник: “ат-Таухид” 2/563.

Имам ат-Тахауи (ум. 321 г.х.) в своей ‘акыде сказал:
“Аллах гневается и проявляет довольство, но не так, как кто-либо из творений”.
“Трон (аль-‘Арш) и Престол (аль-Курси) – истина, но Он не нуждается в Троне и в чём-либо ином”.
“Лицезрение (Аллаха) обитателями Рая – истина”. Источник: “Акыда ат-Тахауия” 13-16.

Имам Абу Бакр аль-Аджурри (ум. 360 г.х.) сказал: “Знайте, да направит Аллах нас и вас к руководству словами и делами, что сторонники истины описывают Всевышнего Аллаха тем, чем Он описал Себя, чем описал Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, и чем описали Его сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Таков мазхаб учёных, которые следовали истине им не вносили нововведения. И не говорится относительно качеств: «Как?» Напротив, следует покориться этим сообщениям и верить в них. И Всевышний и Всемогущий Аллах смеётся, как это передаётся от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников. И не отрицает этого никто, кроме того, чьё положение не является завидным для сторонников истины”. Источник: “аш-Шари’а” 1/277.

Имам Ибн Батта (ум. 387 г.х.) сказал: “Единогласны мусульмане из числа сподвижников, таби’инов и всех обладателей знания из числа правоверных, что Всевышний Аллах на Своём Троне, выше небес, отделённый от Своих творений, а знание Его охватывает все творения. И не противится этому и не отрицает этого никто, кроме того, кто поддался мнению заблудших пантеистов”. Источник: “аль-Ибана” 3/136.

Имам ‘Али ибн ‘Умар аль-Харби, известный, как Ибн аль-Къазуини (ум. 442 г.х.) говорил: “Тот, кто скажет: «Трон (аль-‘Арш) – это власть» или скажет: «Престол (аль-Курси) – это не престол, известный людям», тот – приверженец нововведения!” Источник: Абу-ль-Къасим аль-Асбахани в “аль-Худджа фи баян аль-махадджа” 1/249.

Бухгалтерский учет простым языком. Урок 1. Часть 1 [HD]


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: