Педагогическая культура современной молодой семьи.

Исследования доказали, что чем младше родители, тем ниже уровень воспитательного процесса в семье. Именно молодые родители сталкиваются с наибольшими трудностями в выборе правильного стиля и тона общения с детьми. Это и порождает проблему педагогической культуры семьи.

Педагогическая культура родителей — это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей включает в себя четыре компонента: 1) знания в области психологии, физиологии детей, 2) знания о целях, способах и средствах педагогической деятельности, 3) навыки и умения достижения воспитательных целей, 4) любовь к детям.

Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание на следующие моменты.

u Взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, как относятся супруги друг к другу, как они общаются друг с другом, определяет общий психологический климат семьи. Более того, взаимодействие супругов — это модели поведения, которые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.

u Контакт глаз. На первый взгляд это может показаться не слишком существенным для воспитания. Однако данные, полученные исследователями, все больше подтверждают тот факт, что значение контакта глаз в воспитании очень существенно. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания в общении с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Большая ошибка использовать лишь строгий взгляд как средство контроля над детьми.

u Физический контакт. Если понаблюдать как родители общаются с детьми, то на самом деле большинство старается свести к минимуму физический контакт. Исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Физический контакт — это поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр. Физический контакт — эффективный способ укрепления психического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, способ установления взаимопонимания. Синдром внезапной детской смерти (смерть в колыбели) — младенец обычно в возрасте от 6 до 12 месяцев внезапно перестает есть и расти, становясь вялым и апатичным и может замереть без всякой видимой причины. Опасность неудовлетворения психологических потребностей также сильна как и в случае неудовлетворения потребностей физиологических.

u Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать себя важной и значимой личностью. Это возможно когда его не только замечают, но и уделяют ему внимание, когда вникают в его проблемы, понимают его страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совместным делом, играют с ним в различные игры. Занятость современных родителей приводит к неудовлетворению самой главной для детского развития потребности — потребности во внимании, в признании, в принятии. Конечно, пристальное внимание не означает постоянного времяпрепровождения с ребенком. Даже если бы это было и возможно, это неэффективно. Согласно Бертону Уайту, «эффективные» матери вовсе не посвящают уходу за детьми все свое время. Многие заняты на службе, а в остальное время слишком загружены домашними делами, чтобы тратить много времени на непосредственное руководство занятиями своих детей. Но они, как правило, позволяют им и даже побуждают их самостоятельно исследовать окружающий мир, создавая для этого безопасную среду и четко обозначая допустимые границы, при этом прерывают свои дела, чтобы ответить на какую-то просьбу или вопрос ребенка. Такие матери обеспечивают детям богатую учебную среду и снабжают массой сведений.

u Дисциплина. Между родительской любовью и дисциплиной существует прямая зависимость. Наказание — лишь маленькая часть дисциплины. Первое, что должны сделать родители в дисциплинировании своих детей — это дать им возможность почувствовать, что их любят. В дисциплинировании детей важно соблюдать определенные правила: последовательность, соответствие требований возрасту, спокойствие родителя, соответствие наказания проступку, после наказания оставить ребенка одного и дать выплакаться, после чего — подойти, чтобы обнять и обсудить произошедшее, внимательно выслушать, сказать о своей любви.

Под педагогической культурой молодых родителей мы понимаем их достаточную подготовленность к воспитанию детей дошкольного возраста в условиях семьи, умение применять качества педагога в процессе семейной жизнедеятельности. Педагогическая подготовленность молодых родителей характеризуется основным минимумом знаний по психологии, педагогике, физиологии, гигиене; умениями и навыками, полученными в процессе воспитания детей. Педагогическая культура родителей реализуется во всех видах воспитательной деятельности, помогает формированию различных отношений и общению.

Структурно-педагогическую культуру молодых родителей составляют компоненты, к которым относят психолого-педагогические знания, навыки умения по присмотру за детьми дошкольного возраста. Основными параметрами педагогической культуры молодых родителей, как установлено, являются моральная культура, культура мысли, культура общения, физическая культура, эстетическая культура и экологическая культура.

Личностное проявление педагогической культуры молодых родителей реализуется в повседневной деятельности, в отношениях, измеряется не виной ребенка, а стоимостью предмета. Родители также могут кричать на детей за то, что они мешают им отдыхать. Свой эгоизм родители проявляют и тогда, когда обманывают детей, чтобы их утихомирить («тихо, а то придет Бабайка и заберет тебя», «не мешай: у меня болит голова…»). Как правило, в таких ситуациях родители не утруждают себя разъяснениями или общими занятиями с детьми. Родители спекулируют чуткостью детей, когда беспричинно ссылаются на плохое самочувствие. Такой эмоциональный шантаж является ничем иным, как жестоким эгоизмом.

Эгоизм родителей имеет и свои вариации:

а) Родители собственники. Они слишком опекают ребенка, в результате чего, он вырастает боязливым. Конечно, это позволяет уберечь ребенка от бесчисленных опасностей, но лишает его радости общения со сверстниками, удовольствия, получаемого от игр, особенно подвижных.

б) Мама-«наседка». Она постоянно угнетена страхом, а ребенок мучается пониманием того, что он не такой как все и почему-то неполноценный (например, слабее своих сверстников в физическом развитии). Такие ситуации нередко возникают в случаях, когда ребенку делали операцию или у него была какая-то физическая травма.

в) Халатность родителей, беззаботность. В свободное время ребенок почти полностью лишен присмотра: он самостоятельно играет на улице или во дворе. Эксперимент показал, что таких детей было 6% в возрасте 5 лет. Как правило, такие родители уверены, что с их ребенком ничего не случится.

г) Самореклама родителей. Одни покупают детям игрушки, с которыми ребенок даже не играет, их держат в недоступном для него месте; одежду, которую ребенку одевают только на праздники и он чувствует себя некомфортно, т.к. родители не позволяют играть, чтобы не испачкаться; другие – принимают на себя в общении с ребенком определенные роли: мама – всегда злая, недовольная, крикливая, папа – приятель детей.

Причиной ошибок родителей часто бывает их неспособность к самокритике, которая становится тормозом на пути пополнения знаний и самосовершенствования.

Наблюдения за отношениями в семье, поведением детей и родителей позволяют классифицировать их ошибки в воспитании. Условно они могут быть классифицированы по схеме, предложенной итальянским педагогом Торре Делла Ада. Она дала им такие названия как: традиционализм, семейная демократия, эгоизм, родительская лень, хвастовство, принципиальность. Дадим им характеристику.

\


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: