Педагогических конфликтов

Педагогическую деятельность можно отнести к тем видам деятельности, для которых содержание и характер отношений между ее участниками являются залогом успеха. Воспитательное влияние спортивного педагога во многом определяется теми отношениями, которые сложились с учениками: у одних — ученики открыты и правильно реагируют на требования, у других — наблюдаются конфликты, замечания вызывают возражения.

Педагогическое влияние может быть успешным только в том случае, если рассматривать взаимодействие педагога как взаимодействие, а основным средством влияния является общение с учениками при организации различных видов спортивной деятельности.

Среди потенциально конфликтных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

— конфликты учебно-тренировочной деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником тренировочных заданий;

— конфликты поведения, возникающие по поводу какого-либо поступка ученика;

— конфликты отношений, возникающие на эмоциональном уровне в сфере спортивно-педагогического взаимодействия.

Педагогические конфликты имеют и свои особенности. Суть их сводится к следующему:

— участники конфликтов имеют различный социальный статус тренер-ученик, чем определяется их разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

— профессиональная позиция тренера в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в ёго разрешении, так как ошибки порождают новые ситуации, в которые могут быть включены другие ученики.

Содержание ситуаций и конфликтов с учениками изменяется в разные возрастные периоды психического и физического развития.

В младшем школьном возрасте взаимодействие с учениками происходит на фоне ярко выраженной потребности ребенка быть рядом с тренером, желание быть замеченным, понравиться, поделиться переживаниями.

Причинами конфликтов могут быть:

— быстрое утомление ребенка, озорство, упрямство, переходящее в ступор;

— слабая саморегуляция своих эмоций и действий, нереализованные потребности в движениях;

— неуравновешенность нервной системы и склонность к немотивированным поступкам;

— неумение установить контакты с ребятами в группе;

— эгоцентризм при оценке успехов других участников в соревнованиях или тренировке;

— трудности освоения новых упражнений на разминке или тренировке.

В средний школьный возрасте наблюдается активная реакция ребят на многие события окружающей жизни.

В этом возрасте возникает повышенный интерес к своей личности, начинает складываться отчетливое представление о ней. Если ранее подростки подражали взрослым, то теперь пытаются быть самостоятельными, независимыми. В поведении юных спортсменов начинает преобладать волевой компонент, они становятся более решительными, а подчас и упрямыми. В их поступках появляются элементы сознательного, осмысленного отношения к действительности. Вот почему крайне важно, чтобы отношение к подросткам не остались прежними. Ведь ваши воспитанники претендуют на равноправное положение в отношениях с взрослыми, стремятся по-своему отстоять это право. Чрезмерная опека подростков, ограничение самостоятельности действий их угнетает, вызывает вялость, апатию, способствует развитию потребительских качеств.

У подростков заметно проявляется чувство собственного достоинства. Они негативно относятся к приказам, нравоучениям. Подростки требуют уважительного отношения к себе. Одним из ведущих мотивов их поведения является потребность в самоутверждении, т.е. стремление занять достойное положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих. Если в коллективе сверстников подросток не находит признание своей «взрослости», это приводит к протестам и конфликтам.

Дети переходного возраста обладают сильно выраженным чувством справедливости, у них заметно развита склонность к критической проверке чужих суждений. Если в более раннем возрасте многое принимается на веру, то теперь поступки и действия окружающих критически переосмысливаются. Особенно придирчивы подростки к человеку, претендующему на роль наставника.

Для спортсменов этого возраста характерна частая смена настроений, их эмоциональная жизнь еще слабо контролируется рассудком. Они подчас не в меру раздражительны, болезненно воспринимают замечания старших, нередко грубят, отличаются непослушанием. Тренеру необходимо помнить, что подобные проявления носят временный характер, они во многом связаны с нейроэндокринной перестройкой организма. Терпимое отношение к некоторым сторонам поведения подростка, правильный распорядок дня, постановка реальных, посильных задач, индивидуальный подход обеспечат эффективный педагогический контакт тренера с юными спортсменами.

Таким образом конфликтные ситуации в этом возрасте возникают на фоне актуализации ряда потребностей, характерных для этого периода психического и физического развития: потребность в самовыражении, усилении половой дифференциации, потребность в равноправном общении с взрослыми. Все это объективно обостряет конфликты, причины которых могут быть в:

— неоправданном вторжении тренера в сложный мир межличностных отношений ребят;

— несогласии с лидерством сверстника;

— неадекватности реакции на замечания другого тренера из-за подросткового максимализма.

Старший школьный возраст характеризуется стремлением юношей и девушек определить свое место в спортивной жизни, реально оценить свои возможности, потребности действовать в соответствии с собственными убеждениями. В этот период происходят сложные противоречивые процессы профессионального самоопределения. Все это, кроме интенсивных физических нагрузок, сопровождается напряженной внутренней работой чувств и разума учеников. Причинами педагогических конфликтов могут быть:

— ошибки тренера при оценке поступка своего ученика;

— унижение достоинства;

— бестактность в оценке складывающихся отношений девушек и юношей.

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста конфликтов дает возможность тренеру ориентироваться в тех причинах, которые нарушают спортивно-педагогическое взаимодействие.

Разрешение педагогических конфликтов: техники медиации


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: