Перепишу текст: публицистические особенности журналистского текста

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ПЛАНЫ

Лабораторная работа № 1

Предмет и объект журналистского творчества: Лаборатория тематики СМИ

Цель работы: освоить методы анализа номера газеты или журнала (радио-, телепрограммы) на основе предметной характеристики журналистского творчества.

Задачи:

а) выделить критерии тематического анализа системы журналистских текстов в конкретном номере газеты или журнала (радио- или телепрограммы);

б) провести аналитическое чтение (просмотр телепрограмм) системы журналистских текстов в конкретном номере газеты или журнала;

в) составить предметно-тематическую карточку издания (телепрограммы или радиопередачи).

План лабораторной работы

1. Выберите конкретное издание (газету или журнал, радио- или телепрограмму), с творческой деятельностью которого Вы хорошо знакомы, являетесь постоянным читателем, зрителем или слушателем. Подготовьте для лабораторной оценки один-два номера или обзоры одной-двух радио- или телепрограмм.

2. Составьте перечень критериев оценки предметно-тематического характера журналистского текста в отдельности. Составьте перечень критериев оценки предметно-тематического характера в целом системы журналистских текстов (радио-, телепрограммы, газеты или журнала).

3. Проанализируйте каждый текст, входящий в систему газеты или журнала (радио-, телепрограммы) в соответствии с критериями. По каждому материалу заполните таблицы (Образец 1.).

4. Результаты анализа конкретных текстов поместите в общую таблицу по образцу (Образец 2.).

5. По результатам исследования целого номера (программы) составьте диаграмму, в которой отразите предметно-тематические характеристики творческой деятельности журналистов конкретного издания (СМИ).

Таблица. Образец 1.

Издание/Автор/Название материала Предмет творчества Актуальность и значимость проблемы (описание) Новизна и конструктивность идеи Новизна образного ориентира Общее тематическое направление

Таблица. Образец 2.

Название издания Тематические направления (рубрики + подзаголовки) Авторский актив Идейные характеристики Оценка качества разработки предмета творчества (высокая, средняя, низкая)

ГЛОССАРИЙ

Выбор объекта – выявление адреса реальной искомой ситуации, конкретного объекта действительности, о котором журналист будет писать; обеспечение выработки тематической заявки, проекта будущей темы.

Идея– главная мысль, вытекающая из целостного восприятия журналистского произведения. Идея журналистского произведения носит программный характер, предстает перед читателем как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.

Образный ориентир – эмоционально озвученный «образ разумного действия».

Предмет журналистской деятельности – это требующая переработки информация об окружающем мире в реальной конкретной области, обладающая определенной степенью насыщенности. Носит многоаспектный характер – одному и тому же объекту могут соответствовать несколько различных предметов.

Предмет журналистского творчества – реальная конкретная ситуация в определенном аспекте избранной для обсуждения в средствах массовой информации проблемы.

Предметная сфера деятельности журналиста проявляется в тематическом своеобразии выступлений автора и может трактоваться как тематическая сфера.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора; круг жизненных явлений, отражаемых журналистом. Тема всегда есть обозначение конкретной реальной ситуации, взятой в отношении к масштабной общественной проблеме под определенным углом зрения.

Творческое решение задачи в журналистике – это открытие «нового поля деятельности», т.е. обогащение, развитие предмета. Который осваивает журналист. В предмете обнаруживается столкновение внутренне противоречивых свойств и, как следствие – рождение нового качества.

Тематическая специализация – признак авторской индивидуальности. Нацеленность на одну или несколько родственных тем ведет к всестороннему раскрытию творческого потенциала автора.

Устанавливаемые характеристики журналистского текста, в которых отражается предметные особенности творческого процесса журналиста: тема, идея, образный ориентир.

Факт – результат обобщения знаний о мире, как абсолютное, объективное знание, очищенное от авторского мнения, отношения, оценок. Наиболее адекватная языковая форма, представляющая в языке факт – это простое предложение, лишенное средств выражения субъективно-модальных значений.

Желаем успехов!

Лабораторная работа № 2

Перепишу текст: публицистические особенности журналистского текста

Задание:определить особенности методики создания образа в журналистском тексте.

Цель: освоить выразительные средства, используемые в журналистских текстах для создания образной картины действительности.

Задачи:

1) обозначить специфику текстов на страницах газеты, журнала, Интернет-издания;

2) выявить структурные особенности текстов в газете, журнале, Интернет-издании;

3) классифицировать выразительные средства, при помощи которых в газетном, журнальном и Интернет-текстах создается образная картина действительности;

4) провести сравнительный анализ терминов.

План лабораторной работы

1. Выберите из журналистской практики три текста: газетный, журнальный, Интернет-текст. Объемом – не менее ½ полосы каждый. Внимательно прочитайте тексты.

2. Работайте с каждым текстом в отдельности. Разбейте каждый текст на тематические подгруппы (подглавки). К каждой подглавке придумайте заголовок. Это будет план-проспект разделов материала-текста.

3. Обозначьте специально придуманным символом образ, который создан автором: а) в каждой подглавке; б) в целом в тексте.

4. Выпишите слова (термины), которые автор использовал для создания образа: а) в каждой подглавке; б) в целом в тексте.

5. Составьте словесный (терминологический) портрет образа, созданного автором в данном тексте, используя целостное представление о тексте.

6. Проведите сравнительный анализ терминологических характеристик текстов в газете, журнале, Интернет-издании по факторам: характер образа (абстрактный, конкретный); количество терминов, используемых для создания образа (менее пяти; пять-шесть и более; более десяти); объем текста; функции образа, созданного в тексте. Результаты представьте в таблице по образцу:

Факторы Текст № 1 (Автор, название, издание, дата публикации) Текст № 2 (Автор, название, издание, дата публикации) Текст № 3 (Автор, название, издание, дата публикации) Рейтинг фактора
1.
2. и т.д.

7. Опишите рейтинговые показатели результатов анализа, дав объяснения каждому из них. Это и будут выводы по выполненной работе.

Желаем успехов!

Лабораторная работа № 3

Жанры публицистики, их строение и языковые особенности. Репортаж. Статья


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: