Пять книжек, которые нужно подсунуть школьнику

ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. КАК?

Психологический практикум с обзором книг из фонда библиотеки

«Фолиант» МБУК ТБК к 1 июня — Международному дню ребенка и началу летних школьных каникул

Кто-то сказал, что проблема нашего поколения в том, что мы перестали быть для своих детей авторитетом. Раньше ребенок спрашивал, советовался, понимая, что взрослые (родители, учителя) обладают тем знанием, которого у него нет. Родители учили нас не только чистить зубы и завязывать шнурки на ботинках. Они открывали нам мир, делились своим опытом. Без взрослых мы не могли толком ни в чем разобраться.

Ну, конечно, мы с ними спорили, конечно, мы тоже были «сами с усами». Но все равно взрослый был наставником, проводником в жизнь. И не только потому, что знал, почему нельзя совать пальцы в розетку. Взрослый был для ребенка основным источником информации, и ребенок смотрел на него с восторгом.

Сейчас все изменилось. Нет ни одного вопроса, на который современные дети не могут найти ответа, минуя взрослых. Скорее это вы обратитесь к ним за помощью: «Какую же кнопку мне нажать, чтобы эта чертова железяка заработала?» Это мы смотрим на них с тайным восхищением: «Откуда вы все это знаете?»

Правила игры поменялись. Сколько бы ни ворчали по поводу компьютеров и планшетов, оторвать от них своих детей мы бессильны. В этой новой среде они себя чувствуют комфортно и уверенно, как рыбы в воде. Это для нас все эти гаджеты представляют угрозу, это мы ностальгируем по книгам и беготне во дворах. Дети же, напротив, не видят своей жизни по-другому.

Сегодняшний родитель не может давить на ребенка авторитетом и силой. Если только ребенок не вырос в религиозной или другой культурной среде, где само понятие авторитета старшего впитывается с пеленок. В любой другой семье взрослому приходится сложно. Технический прогресс вручил ребенку все наши козыри. Он вырыл глубокую пропасть между поколениями детей и родителей. А если взрослый еще и застрял в прошлом веке и ничего не понимает про современные технологии, между ним и его детьми — бездна.

О том, как правильно общаться с современными детьми, замечательно сказала известная психолог Юлия Гиппенрейтер: «Когда разговариваете с ребенком, помолчите!».

ФРАЗЫ С ДВОЙНЫМ СМЫСЛОМ: КАК ИХ СЛЫШИТ РЕБЕНОК?

Общаясь с детьми, мы не особо задумываемся, как они воспринимают обращенные к ним слова и фразы. Трудно представить, но наши слова и мысли обладают магической силой. Всего одна фраза может лишить жизнь смысла, убить надежду, а может придать уверенности, рассмешить, утешить, помочь обрести веру и любовь.

Итак.

Мы говорим…
— Осторожно — упадешь!
— Не трогай собаку — укусит!
Ребенок слышит…
— Мир опасен, лучше вообще ничего не делать.
Скажите иначе…
— Позаботься о себе, береги себя. Будь внимательным.

Мы говорим…
— Давай быстрее! Поторопись! Замолчи! Стой! Отвечай!
Ребенок слышит…
— Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих.
Скажите иначе…
— У меня 10 минут. Сколько тебе нужно времени? (Попробуйте договориться).

Мы говорим…
— Не хнычь! Не ори! Не смейся! Не плачь!
Ребенок слышит…
— Не выражай своих эмоций.
Скажите иначе…
— Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался. (Постарайтесь понять чувства ребенка).

Мы говорим…
— Ну, сколько можно повторять (объяснять)!
Ребенок слышит…
— Ты глупый, ты неудачник.
Скажите иначе…
— Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь.

Мы говорим…
— Мальчики не должны бояться (плакать). Девочка должна быть послушной.
Ребенок слышит…
— Мужчина не имеет права на чувства. Женщина — всегда жертва.
Скажите иначе…
— Ты расстроился. Ты рассердилась. Ты имеешь право это пережить.

Мы говорим…
— Как тебе не стыдно!
Ребенок слышит…
— Ты плохой, с тобой что-то не в порядке.
Скажите иначе…
— Все мы ошибаемся. Ошибка — это шаг вперед к умению и знанию.

Мы говорим…
— Посмотри как хорошо он/она/ делает, а ты?
Ребенок слышит…
— Ты хуже других.
Скажите иначе…
— Я люблю тебя таким, какой ты есть.

ПЯТЬ КНИЖЕК, КОТОРЫЕ НУЖНО ПОДСУНУТЬ ШКОЛЬНИКУ

Есть книжки, которые просто нельзя не прочитать в детстве. Это «Винни Пух и все-все-все», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Карлсон, который живет на крыше», «Маугли», «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка в Солнечном городе»… Убедитесь, чтобы ваш ребенок прочитал «Ветер в ивах» Кеннета Грэма (обязательно в переводе Веры Резник!) — приключения Крота и Крысси не оставили равнодушным еще никого.

А если общеизвестные книги прочитаны, можно попробовать предложить что-то еще. Что же подсунуть?

О приключениях восьми норвежских детей. 7-9+

Например, для учащихся 1-3 классов вполне подойдет книга «норвежской Астрид Лингрен» — «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли.

В 1951 году, в послевоенной Норвегии, когда телевизоров в домах у людей еще почти не было и их место занимало радио, молодой актрисе Анне-Катрине Вестли предложили вести радиопередачи для самых маленьких: нужно было придумать забавный рассказик и самой же его прочесть. Из таких рассказиков потом и сложились книги «любимой бабушки всех норвежских детей».

Цикл повестей под общим названием «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» рассказывает про веселую жизнь очень большой семьи. В ней растет аж восемь детей! Все, как вы понимаете, громкие: Марен обожает танцевать, Мартин — прыгать, Мадс — стучать, Мона — петь, Милли — бить в барабан, Мина — вопить, а Малышка Мортен — бить всем подряд по всему подряд.

Цитата:

«- Сколько раз я бывала здесь в молодости! — вздохнула бабушка. — Давай-ка поищем, может, тут ещё сохранилось моё имя — я где-то его нацарапала. Есть! Есть! Смотри, Мортен! Вот тут написано: «Матеа». Это я сама написала.

— Но ведь тебя зовут не Матеа, а бабушка, — возразил Мортен.

— Это меня теперь зовут бабушка, а раньше звали Матеа».

Книги Анне-Катрине Вестли адресованы не только детям. Удивительно, как ненавязчиво, мудро, с поистине материнским терпением писательница учит пап и мам быть хорошими родителями! Учит их общаться со своими детьми, понимать их, делать их жизнь наперекор всем внешним трудностям радостной и интересной.

Сегодня, когда рассказы Анне-Катрине Вестли вновь звучат по радио, для которого они и были когда-то созданы, становится понятным, насколько они актуальны. Мы как будто слышим голос самой Анне-Катрине, которая говорит нам: «Смотрите, как хорошо жить, если человек думает не только о себе, если он думает и заботится о всех окружающих. Это совсем не трудно и очень приятно. Вы только попробуйте!».

Соседи Пеппи Длинныйчулок. 10-12+

Школьникам 4-5 классов можно незаметно подсовывать «Хоббита, или Туда и Обратно» Джона Рональда Руэла Толкиена, «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля и «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.

А можно «Вафельное сердце» Марии Парр.

«Вафельное сердце» тоже написала писательница-норвежка. Главные герои мальчик Трилли и девочка Лена покорили читателей-шведов, французов, поляков, немцев, голландцев… Они как будто соседи Пеппи Длинныйчулок: ребята живут по соседству в бухте Щепка-Матильда и с ними происходит много забавного, трогательного, опасного…

Цитата:

«Я подумал: вот бы иметь на лбу кнопочку, нажал ее — и исчез. Почему Бог не сделал нам таких? Было бы гораздо лучше иметь кнопочку, чем этот пупок в странном месте».

Путешествия во времени. 13-14+

В 6-7 классах самое время доставать с полки книжные серии: примерно в этом возрасте у детей просыпается первая любовь к «Гарри Поттеру», «Тане Гроттер» (схожий сюжет там только в первой книге), «Властелину колец» и детским детективам из серии «Черный котенок».

Что подсунуть? Книгу Андрея Жвалевскогои Евгении Пастернак «Время всегда хорошее».

Белорусские писатели исполнили самую заветную мечту человечества: открыли для школьников путешествия во времени. Так, мальчик Витя переезжает из 1980 в 2018 год, а девочка Оля — наоборот. Ребята сталкиваются с фундаментальными вопросами детства: где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: умение разговаривать в жизни или в интернете?

Цитата:

«- Ну так представь себе, что пишешь, и говори. Давай, попробуй! Расскажи нам про культуру Древней Греции.

Дима встал и тихо начал:

— У древних греков была хорошо развита культура… Они любили музыку… У них еще был Орфей… Он пел…

Историк страдальчески закатил глаза.

— Ну, это, конечно, лучше чем просто молчать, но почему такие паузы между предложениями?

Дима насупился и прошептал:

— Там смайлики…»

Книги, по которым сняли кино. 15-16+

В 15-16 лет в литературе начинаются первые по-настоящему взрослые темы. Главный плюс — то, что многие книги сейчас активно экранизируют, поэтому убедить прочитать что-то нетрудно. Наверное, в Беларуси нет школьницы, которая не ознакомилась бы с историей Китнисс Эвердин из книги Сьюзен Коллинз «Голодные игры» или не всплакнула бы над историей Хейзели Огастуса из повести Джона Грина «Виноваты звезды». Однако фильмы есть далеко не по всем книгам, но это не повод их пропускать.

Что же подсунуть? «Девятнадцать минут» Джоди Пиколт. Роман, по эмоциональному напряжению не уступающий остросюжетным триллерам.
У американской писательницы Джоди Пиколт вообще нет легких книг. Но «Девятнадцать минут» — одна из самых цепляющих, особенно для тех, кто все еще учится в школе. Это очень непростая история далеко не простой жизни школьника Питера из города Стерлинга. Мальчик был, мягко скажем, не самым популярным учеником, и однажды все испортил окончательно: пришел в стены школы с пистолетом и открыл стрельбу по своим одноклассникам. Питер убил 10 человек и ранил 19. Финал книги таков, что не разрыдаться невозможно. Что заставило непохожего на других подростка взять в руки пистолет?
Цитата:

«Никто не хочет этого признавать, но плохие вещи происходят постоянно. Возможно, это просто цепная реакция, и давным-давно кто-то впервые совершил плохой поступок, который заставил другого человека совершить еще один плохой поступок, и так далее. Как в той игре, где нужно прошептать фразу кому-то на ухо, а он в свою очередь передает ее кому-то другому, и в конце концов все передается неправильно. И в то же время, возможно, плохие вещи происходят потому, что только так мы можем помнить, как должно выглядеть добро».

Жизнь в high school. 16-17+

Если одиннадцатиклассникам не до чтения, то ребята на год младше могут с чистой совестью окунуться в обширный мир абсолютно любых книг. Например, прожить вместе с Самантой Кингстон из «Прежде, чем я упаду» Лорен Оливер много-много дней, в конце каждого из которых она по-разному умирает.

Что подсунуть? Разумеется, «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски — книгу, которую критики называют новой «Над пропастью во ржи». Бестселлер американца Стивена Чбоски вышел миллионным тиражом! История настолько всех потрясла, что по ней уже сняли фильм (одну из главных роль там сыграла Эмма Уотсон — Гермиона из «Гарри Поттера»).

Сюжет простой: главный герой Чарли заканчивает среднюю школу и переходит в старшую. Он интроверт: не любит вечеринок, потому что там нужно танцевать под песни, которые ему не нравятся (а нравятся ему те, танцевать под которые не очень), любит книжки, которые советует учитель литературы… Да и со сверстниками он не очень общается: все его друзья старше и развлечения у них тоже взрослые.

Цитата:

«Есть что-то особенное в тоннеле, ведущем в город. Ночью он восхитителен. Просто восхитителен. Это начинается, когда едешь вдоль гор, вокруг темно, громко играет радио. Когда въезжаешь в тоннель, ветер пропадает, и ты щуришься от света огней у себя над головой. Привыкнув к огням, вдалеке ты можешь различить другую сторону, в то время как магнитофон перестаёт играть, потому что радиоволны сюда не достают.

Ты уже в середине тоннеля, и всё превращается в мирный сон. Ты видишь, как приближается выход из тоннеля, но не можешь добраться до него. И наконец, когда ты уже думаешь, что никогда до туда не доберёшься, выход предстаёт прямо перед тобой. Звуки радио возвращаются ещё более громкими, чем какими ты их запомнил. Тебя ждёт ветер. Ты вылетаешь из тоннеля прямо на мост. И вот он. Город. Миллионы огней и зданий выглядят такими же волнующими, как в первый раз. Это твой по-настоящему большой выход».

И последнее. Умение уважать своего ребенка — сегодня единственно возможный путь к вашему с ним взаимопониманию. Если, конечно, вы хотите воспитать в нем чувство собственного достоинства. Если хотите, чтобы он научился жить самостоятельно и мыслить свободно. Если вы его любите. Не свое в нем продолжение, не свои амбиции. Любите именно его. Как личность.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Вестли А.К. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик/ Анне-Катрине Вестли/ Аудиокнига: MP3, исполнитель: Елена Дельвер, время звучания: 13:48:40.- М.: «Радио Град Петров», 2012.
2.Виноградова М. От редактора/Мария Виноградова//Домашний очаг. — 2014.- №10.- Стр.4.

3. Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком. Как?/ Юлия Борисовна Гиппенрейтер/ Ред. М.Н. Курочкина, художник Г.А. Карасева. — М.: «Астрель», 2013.- 240с.

Аннотация:

«Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношении в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка»
4.Жвалевский А. Пастернак Е.Время всегда хорошее/Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак.- М.: «Время», 2014. — 256 с.

5.Парр М. Вафельное сердце/Мария Парр/Перев. Ольги Дробот.- М.: «Саморкат», 2013.- 208 с. — (Серия «Лучшая новая книжка»).- Тираж: 7000 экз.

6.Пиколт Д. 19 минут/Джоди Пиколт/ Перев. с англ. О. Бершадской.- М.: «Клуб семейного досуга», 2009.- 624 с.- (Серия «Американский Best»)

7.Чбоски С. Хорошо быть тихоней/Стефан Чбоски/Перев. Е. Петровой.- М.: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2013.- 288с.- (Серия «Азбука-бестселлер»).-Тираж:

10000 экз.

31.05.17. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant

Вещи,Которые Нужны КАЖДОМУ Школьнику//Что в моём рюкзаке?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: