По написанию письменный работ

Методические рекомендации и задания

Несколько методических советов. При самостоятельной работе советуем, прежде всего, ознакомиться с планом контрольной работы. После этого следует приступить к изучению литературы и на основе ее изучения раскрыть основные вопросы темы.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена: написана разборчивым почерком с соблюдением необходимых интервалов, полей, нумерации страниц и т.д.

В начале работы нужно привести план, каждый вопрос озаглавить, а в конце работы составить список использованной литературы.

Темы контрольных работ закрепляются за студентамипо начальным буквам их фамилий:

А – 1 Ж – 7 Н – 1 У – 1 Щ – 7
Б – 2 З – 8 О – 2 Ф – 12 Э – 8
В – 3 И – 9 П – 3 Х – 3 Ю – 9
Г – 4 К – 10 Р – 8 Ц – 4 Я – 10
Д – 5 Л – 11 С – 11 Ч – 5
Е – 6 М – 12 Т – 2 Ш –6

ТЕМА 1.

1. Познание, мышление, язык. Предмет и значение логики.

2. Категорический силлогизм. Его фигуры. Правила силлогизма.

3. а) Определить отношения между понятиями и показать их кругами Эйлера:

— грек, юрист, адвокат;

— физика, история, наука.

б) Определить вид суждения по количеству и качеству, сформулировать противоречащее ему суждение (по логическому квадрату):

— Ни один человек не трудится добросовестно.

— Некоторые люди не знакомы с проблемами экологии.

ТЕМА 2.

1. Законы логики,их сущность и значение.

2. Непосредственные умозаключения,их виды.

3. а) Определить состав,т.е. найти большую и меньшую посылки и термины следующего силлогизма: Хулиганство — наказуемое деяние, т.к. все преступления — наказуемые деяния, а хулиганство — преступление. Какова фигура этого силлогизма?

б) Обобщить и ограничить следующие понятия:

— институт;

— врач.

ТЕМА З.

1. Понятие, его содержание и объем. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

2. Виды неполной индукции:

а) популярная; 6) статистическая; в) научная.

3. а) Сделать непосредственные умозаключения из данного суждения путем превращения, обращения и противопоставления предикату: Все прокуроры — юристы.

б) Установить вид суждения по количеству, качеству и распределенность терминов в нем: Многие студенты спортсмены.

ТЕМА 4.

1. Виды понятий.

2. Индуктивные методы установления причинных связей.

3. а) Определите фигуру данного силлогизма; проверьте, соблюдены ли правила этой фигуры общие правила силлогизма: Позитрон имеет положительный заряд. Позитрон элементарная частица. Следовательно, все элементарные частицы имеют положительный заряд.

б) Даны термины с указанием их распределенности. Изобразите отношения между субъектом и предикатом кругами Эйлера и составьте суждение из данных терминов:

— спортсмен (S-); мастер спорта (Р+);

— кругосветное плавание (S+); морское путешествие (Р-).

ТЕМА 5.

1. Отношения между понятиями.

2. Индуктивные умозаключения. Сущность полной и неполной индукции.

3. а) Определить вид суждения по количеству и качеству и распределенность его терминов:

— Многие участники Олимпиады вернулись домой с медалями.

— Никакое лекарство не гарантирует полного выздоровления.

б) Какое истинное суждение получитсяиз данного ложного суждения в результате умозаключения по логическому квадрату? Сформулируйте это суждение.

Ни один юрист не является адвокатом.

ТЕМА 6.

1. Определение понятий. Правила явного определения и возможные ошибки.

2. Умозаключение по аналогии, его виды.

3. а) Определите фигуру данного силлогизма; проверьте, соблюдены ли правила этой фигуры и общие правила силлогизма: Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету.

б) Дайте логическую характеристику следующим понятиям:

— неграмотность;

— книга.

ТЕМА 7.

1. Деление понятий. Правила деления и возможные ошибки.

2. Опровержение.Три способа опровержения:

а) опровержение тезиса;

б) критика аргументов;

в) выявление несостоятельности демонстрации.

3. а) Разобрать следующие определения с точки зрения их логической правильности:

— Смелость — это отсутствие трусости.

— Тождество — это то, что делает вещи тождественными.

б) Из данного суждения сделать непосредственные умозаключения путем превращения, обращения и противопоставления предикату: Все драматурги — писатели.

ТЕМА 8.

1. Классификация, ее сущность и виды.

2. Правила доказательного рассуждения.

3. а) Найдите заключение, большую и меньшую посылки и термины, определите фигуру следующего силлогизма. Проверьте, соблюдены ли правила фигуры и общие правила силлогизма.

Краснодар является населенным пунктом, т.к. все города — населенные пункты, а Краснодар — город.

б) Произведите, обобщение и ограничение следующих понятии:

— учебник;

— кинокомедия.

ТЕМА 9.

1. Родо-видовые отношения. Обобщение и ограничение понятий.

2. Доказательство, его структура. Прямое и косвенное доказательство.

3. а) Установить, сколько простых суждений входят в данное сложное суждение. Определить тип связей между простыми суждениями и записать данное сложное суждение в виде формулы: Поскольку следователь является свидетелем, он не должен вести это дело, но может выступить на суде.

б) Какое истинное суждение получится из данного ложного суждения в результате умозаключения по логическому квадрату? Сформулируйте это суждение.

Никто из люден не знает, кто такой Дж.Ф.Кеннеди.

ТЕМА 10.

1. Суждение, его структура. Виды простых суждений.

2. Гипотеза, ее виды. Этапы развития гипотезы.

3. а) определите фигуру данного силлогизма; проверьте, соблюдены ли правила этой фигуры, а также общие правила силлогизма:

Человек осваивает космическое пространство. А.А. Леонов — человек. Следовательно, А.А. Леонов осваивает космическое пространство.

б) определить отношения между понятиями и показать их кругами Эйлера:

— моряк, офицер, врач;

— стихийное бедствие, наводнение, землетрясение.

ТЕМА 11.

1. Отношения между простыми категорическими суждениями по истинности. Логический квадрат.

2. Способы подтверждения и опровержения гипотез. Роль гипотезы в науке.

3. а) Определять вид отношения между совместимыми понятиями и изобразить их с помощью круговых схем:

— ВУЗ, университет, МКУ;

— менеджер, шахматист, автолюбитель.

6) Определить состав, т.е. найти большуюи меньшую посылки и термины следующего силлогизма:

Некоторые средства платежа обесцениваются, поскольку все деньги обесцениваются, а некоторые средства платежа являются деньгами.

Какова фигура этого силлогизма?

ТЕМА 12.

1. Виды сложных умозаключений (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема).

2. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении.

3. а) Дать логическую характеристику следующим понятиям:

— незаконный;

— справедливость.

б) Сделать непосредственные умозаключения из данного суждения путем его превращения, обращения и противопоставления предикату:

Некоторые летчики являются космонавтами.

6 Часов Музыка для Обучения: Музыка для Работы, Музыка для Концентрации и Фокуса


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: