По особенностям финансирования

1. Инвестиционные.

2. Спонсорские.

3. Кредитные.

4. Бюджетные.

5. Благотворительные.

Социальные проекты нуждаются в финансировании — это общеизвестно. Но также общеизвестно и то, что проекты по-разному нуждаются в финансовых средствах. Выбор модели финансирования зависит от многих факторов, и, прежде чем с ней определиться, необходимо понять ведущий мотив финансиста и оценить возможности взаимодействия с ним.

Социальные проекты нередко строятся в финансовом отношении как проекты со смешанным финансированием. Для осуществления таких проектов их организаторы привлекают средства из разных источников и на разных условиях. Для значительной части социальных проектов смешанное финансирование наиболее удобно. Оно позволяет аккумулировать средства из источников, каждый из которых не был бы в состоянии финансово обеспечить проект полностью. Постепенно к такой модели финансирования склоняются многие негосударственные организации, специализирующиеся на разработке и реализации социальных проектов.

В некоторых случаях привлечение того или иного источника прямо связано с условием смешанного финансирования. Так, расходы на финансирование проектов молодежных и детских общественных объединений из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации не должны превышать половины обшей суммы расходов.

Классификация социальных проектов по особенностям финансирования, поэтому основывается на выделении в качестве типообразующего такого способа финансового обеспечения, который является основным. В силу этого мы выделяем инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные проекты.

Инвестиционные проекты — это вклад собственности в дело с целью извлечения прибыли .

Далеко не каждый проект может привлечь инвестиции. Для инвестора должна быть вне сомнений цель такого проекта, его значимость, которая определяет соразмерность вложения капитала. Нужна детально разработанная документация, без нее нет инвестиционного проекта: он просто не будет рассматриваться в качестве такового. Наконец, главное: какой бы ни была цель проекта, он не станет инвестиционным, если его реализация не удовлетворяет основного мотива инвестора — получения максимальной прибыли.

Последнее обстоятельство резко снижает возможность стать инвестиционными для значительной части социальных проектов. Об этом надо знать и рассчитывать на инвестиции лишь после глубокого анализа ситуации на рынке инвестиционных проектов, который складывается по законам бизнеса и имеет связь с социальными потребностями в областях, узко ограниченных особой доходностью вложений.

Расчет на инвестиции для социального проекта должен учитывать и различие форм инвестирования, в том числе таких, как:

  • денежные средства и их эквиваленты;
  • земля;
  • здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве и обладающее ликвидностью;
  • имущественные, секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности.

Экономическое обоснование инвестиционных проектов предполагает, что при сравнении различных проектных предложений выбор лучшего из них производится по показателям экономической и коммерческой эффективности.

Спонсорские проекты очень распространены. В обыденной практике словоупотребления спонсор представляется как человек или организация, который дает деньги на понравившийся проект или просто понравившемуся лицу, нуждающемуся в деньгах, без требования возврата. Это представление отразилось и во многих справочниках по рыночной экономике, где спонсор приравнен к меценату. Все же спонсорство — экономическая, а не нравственно эстетическая деятельность. Спонсор, как и инвестор, проявляет интерес к целям нуждающегося в средствах проекта, но в первую очередь преследует свою выгоду.

Чтобы уяснить выгоду спонсора, зададимся вопросом: почему есть спонсоры у команд КВН, выступающих по телевидению, и нет у команд КВН, соревнующихся в каком-нибудь клубе? Дело в том, что спонсор предоставляет средства на поддержку проекту, если это может стать формой его рекламы или презентации.

Способом финансового обеспечения социального проекта может быть избран кредит. Кредитные проекты — это еще один коммерческий вариант финансирования, специфика которого состоит о том, что получение финансовых средств возможно только под условие предоставления гарантий кредитному учреждению.

Такой проект также предполагает развернутое финансово-экономическое обоснование, которое должно убедить и инициаторов проекта, и кредитора в том, что кредит будет погашен и по нему будут уплачены проценты в соответствии с принятым порядком.

К кредитным проектам принципиально близки те, которые осуществляются с применением лизинга. Лизинг — долгосрочная, иногда до нескольких лет, аренда средств производства, предполагающая возможный последующий выкуп арендатором полученного в аренду имущества.

Бюджетные проекты у нас в стране финансируются из соответствующих бюджетов, чаще всего в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения. В силу того, что социальные проекты нередко бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социальные задачи, значительная часть проектов осуществляется в рамках государственной социальной политики и решения местных задач.

Множество благотворительных организаций и частных фондов имеют намерения по поддержке проектов в социальной сфере, готовы выделить на эти цели немалые средства. Чаще всего такие средства имеют форму грантов.

Грант представляет собой фиксированную денежную сумму, которую владелец средств передает безвозмездно исполнителю обусловленных работ или услуг. Предоставление гранта предполагает, что организаторы проекта в определенные сроки отчитываются о расходовании средств под проект, причем такое расходование имеет целевой порядок и заранее довольно жестко фиксируется в утверждаемой грантодателем смете расходов. Здесь вступает в силу гражданско-правовой договор с определением мер ответственности сторон за его реализацию.

Таковы, меры поддержки проектов молодежных и детских общественных объединений, предусмотренные Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Конкурс проектов проводится по 10 направлениям деятельности. Победители получают грант, имеющий соответствующее назначение:

  • грант «Константин Циолковский» — для поддержки проектов в области развития инновационных идей и технологий, которые могут приобрести практическое значение в XXI веке;
  • грант «Михаил Ломоносов» — для поддержки проектов, стимулирующих разностороннее образование и интеллектуальное развитие детей и молодежи, основанное на соединении гуманитарного и естественнонаучного знания и предполагающее использование этого образования для достижения какой-либо практической задачи;
  • грант «Великая княгиня Елизавета Федоровна» — для поддержки проектов, связанных с созданием учреждений, центров, отделений и т.п. в рамках системы социальной службы для детей и молодежи с целью их правовой защиты и социальной поддержки;
  • грант «Лев Яшин» — для поддержки проектов, направленных на укрепление здоровья молодежи и детей, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни;
  • грант «Екатерина Дашкова» — для поддержки проектов, направленных на развитие средств массовой информации для молодежи и детей, молодежных и детских объединений, а также на создание и публикацию адресованных детям и молодежи энциклопедических изданий и иных произведений, содержащих обобщение накопленных человечеством знаний, нравственных и духовных ценностей;
  • грант «Петр Чайковский» — для поддержки проектов в области художественной культуры, новаторских работ молодых художников, композиторов, писателей и других деятелей культуры и творческих молодежных и детских коллективов;
  • грант «Владимир Вернадский» — для поддержки экологических проектов, как в области охраны окружающей среды, так и в области экологии культуры и развития ноосферы;
  • грант «Афанасий Никитин» — для поддержки проектов, основным содержанием которых является развитие молодежного и детского туризма, в том числе международного;
  • грант «Александр Невский» — для поддержки проектов, направленных на патриотическое воспитание молодежи, развитие краеведческой и поисковой работы.

Кроме этих девяти, установлен еще государственный грант, не названный чьим-либо именем, поскольку он предназначен для поддержки инновационных проектов, содержание которых не может быть отнесено к названным сферам и выражает творческий поиск молодежных и детских объединений в различных областях человеческой деятельности [23].

Многочисленные факты финансирования бездоходных или затратных проектов по неэкономическим соображениям позволяют выделить как самостоятельный тип благотворительные проекты. Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства, когда лицо, обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в проекте не только выделением финансов.

Организационные вопросы составления и реализации социальных проектов заметно различаются в зависимости от того, каков масштаб проекта. Оценка масштаба основывается на нескольких показателях, втом числе следующих:

  • насколько велико число людей, которые смогут воспользоваться продуктами проекта;
  • какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;
  • как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;
  • насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т. д.;
  • на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.

По масштабам

1. Микропроекты.

2. Малые проекты.

3. Мегапроекты.

С учетом этих показателей среди проектов выделяются микропроекты, малые проекты и мегапроекты.Микропроект — это чаще всего форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект делается для себя и своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, может создаваться из подручных средств.

Малые проекты не предусматривают большого числа потребителей, но достаточны просты в управлении и не требуют крупного финансирования.

В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов.

По срокам реализации

1. Краткосрочные (1-2 года).

2. Среднесрочные (3-5 лет).

3. Долгосрочные (10-15 лет).

Для каждого социального проекта приходится определять временные рамки его осуществления. Они будут различаться в зависимости от множества обстоятельств — и тех, которые связаны с намерениями инициаторов, и тех, которые возникают за пределами проекта, но предопределяют его ресурсную базу.

Это обстоятельство определило группировку по срокам реализации: в мировой практике принято разделять проекты по этому основанию на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Обычно краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два года. Срок определяется целью, наличием ресурсов, особенностями потенциального поведения потребителя.

Долгосрочные проекты осуществляются на протяжении 10-15 лет. Они предусматривают существенные социальные преобразования и сложны для разработки, которая должна строиться с учетом долгосрочного прогноза. Но скорость научно-технических изменений так велика, что сегодня невозможно надежно прогнозировать ситуацию в таком временном диапазоне.

В отдельную группу выделяются проекты, целевая установка которых основывается на феномене престижного потребления. Их, по существу, нельзя отнести ни к одному из выделенных типов: такие проекты могут возникать в любой тематической области, иметь любую форму финансирования, обладать любым масштабом и требовать самых разных сроков для реализации. Специфика их замысла состоит в закреплении социальных различий знаками престижа.

Псевдопроект — видимость проекта, форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте..

Многообразие типов проектов — одна из примечательных черт социального проектирования. Возможность применять проектные подходы и технологии на любом уровне социальной организации, в самых разных масштабах, временных рамках, с мощными ресурсами и почти без них придает социальному проектированию гибкость и реалистичность. Условия, которые задаются проекту, предопределяют его форму и пути реализации, т.е. технологию социальных проектов.

6.2. Способы привлечения средств для финансирования проектов 13 07


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: