По программе 7-ми лет обучения

Пояснительная записка

Основными задачами предмета являются:

-формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а так же подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач существенная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература».

«Музыкальная литература» — одна из обязательных учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в ЧДМШ. Ее ведение в старших классах способствует росту общей культуры школьников, их разностороннему развитию, и самостоятельному общению с классической музыкой.

Цель программы:

-способствовать музыкально эстетическому воспитанию учащихся,

— расширению их общего музыкального кругозора,

-формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

Задачи:

-Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;

-Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка;

-Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

-Выработка у обучающихся слуховых представлений.

Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями.

В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание «музыкальной литературы» в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями композиторов-классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.

Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс «музыкальной литературы» ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умение разбирать музыкальные произведения:

-слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи

-ориентироваться в нотном тексте сочинений

-запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки

-грамотно излагать впечатления и мысли о музыке

-рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.

Формирование слухового внимания осуществляется непроизвольно. Управление этим процессом – необходимая, но сложная задача для преподавателя.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Предмет «Музыкальная литература» считается одним из основных предметов при обучении в музыкальной школе. Именно на данных уроках учащиеся овладевают большими знаниями об истории страны, знакомятся с творчеством не только композиторов, но и поэтов, писателей.

Данная рабочая программа ориентирована на творческий подход преподавателя к своей работе. Немалые возможности выбора методов и средств обучения позволяют преподавателю планировать и строить учебный процесс достаточно свободно, ориентируясь на собственный опыт и условия обучения.

Контроль и учёт успеваемости:

Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектом повседневного контроля на уроках музыкальной литературы должны быть: уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, динамика музыкального развития, успехи учащегося.

Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы может быть в виде:

-устного индивидуального или фронтального опроса

-письменного опроса

-тестирования.

При индивидуальном опросе есть возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством пересказа, ответов на вопросы, определения музыки на слух.

Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников. Если при проверке знаний биографий композиторов от учащихся требуются более сжатые ответы, то при разборе музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе проявляются слуховые представления, умение передавать словами выразительность музыки.

Текущий контроль успеваемости, осуществляемый на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, сочетается с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определённым разделам программы. Обычно она проводится в виде контрольных уроков.

Для того, чтобы получить определённое представление о запасе накопленных за годы учёбы знаний, для итогового контрольного урока можно давать вопросы, связанные с теми знаниями, которые на длительное время должны сохраниться в памяти подростков, заканчивающих обучение в ЧДМШ. Это могут быть музыкально-исторические вопросы, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях. Данное занятие может иметь форму конкурса, олимпиады.

Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.

Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных с учётом тенденции роста учащихся.

Итоговая отметка за последний год обучения идёт в «Свидетельство об окончании».

Содержание и структура предмета:

Изучение музыкальной литературы – составная часть процесса музыкального воспитания и обучения. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний в области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами рядя инструментальных ансамблей.

Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведённое для этого время.

Требования к уровню освоения предмета по годам обучения

Первый год обучения

Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель – пробудить в учащихся интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания сложности.

Второй год обучения

Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических и обзорных тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявить характерные особенности отдельных произведений, некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема – монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, разбор отдельных произведений, которые потом прослушиваются в звукозаписи.

Третий год обучения

Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики XIX века.

Помимо монографических тем раздел включает три обзорных урока:

-введение, подготавливающее тему «Глинка»

-беседу о русской музыке 2-й половины XIX века

-заключение, в котором содержатся сведения о крупнейших русских композиторах конца XIX – начала XX века. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы.

Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского – Корсакова и Чайковского, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского даст учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.

Четвёртый год обучения

Курс музыкальной литературы завершается изучением музыки советского и постсоветского периода. Программа этого раздела включает темы, посвящённые творчеству Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и других композиторов, с предшествующим обзорным введением. Полезно проводить обзоры журнала «Музыкальная жизнь». Изучение произведений композиторов, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви к современной отечественной музыке.

Главные требования к уроку «Музыкальная литература» — единство воспитательных и образовательных задач, правильный подбор учебного материала.

Источником художественных впечатлений детей в классе должна быть звучащая музыка. На уроке обязательно должно прозвучать целиком или в законченном фрагменте произведение, которое является предметом изучения. Демонстрация музыки в классе возможна в виде её исполнения преподавателем, так и путём воспроизведения с помощью технических средств. Демонстрацию музыки полезно сочетать с её наблюдением по нотам, используя хрестоматии, учебники, нотные примеры.

Календарно-тематический план:

Тематический план курса, в котором учебный материал расположен по годам обучения с примерным распределением количества уроков по темам, в основном, соответствует содержанию известных учебников по музыкальной литературе.

В каждом учебном году программой предусмотрены 4 часа для проведения четвертных контрольных уроков.

По программе 7-ми лет обучения

КЛАСС

№№ п.п. Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Аудиторные занятия в часах
Легенды о музыке (К. В. Глюк «Орфей и Эвридика»; Н. А. Римский-Корсаков «Садко») Урок
Музыкально-выразительные средства. Жанры. Формы. Тембры музыкальных инструментов. Урок
С. С. Прокофьев «Петя и волк» Урок
Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества» Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
П. И. Чайковский «Детский альбом» Урок
Русский фольклор. Жанры. Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
Тембры голосов. Речитатив и кантилена. Урок
Марш и танец. Урок
Программная и непрограммная музыка. Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля». Урок
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» Урок
К. Сен-Санс «Карнавал животных» Урок
А. К. Лядов «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
Музыка к драматическому спектаклю. Э. Григ «Пер Гюнт». Урок
П. И. Чайковский «Щелкунчик» Урок
М. И. Глинка «Руслан и Людмила» Урок
К. Дебюсси «Детский уголок» Урок
Промежуточный контроль. Контрольный урок 1

КЛАСС

№№ п.п. Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Аудиторные занятия в часах
Западноевропейская музыка до И. С. Баха. Урок
И. С. Бах. Жизнь и творчество. Урок
И. С. Бах. Клавирное творчество (Инвенции, ХТК, сюиты). Урок
И. С. Бах. Органное творчество. Урок
Переход от барокко к классицизму. Урок
Й. Гайдн. Жизнь и творчество. Урок
Й. Гайдн. Клавирное творчество (сонаты D-dur, e-moll) Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
Й. Гайдн. Симфония № 103. Урок
В. А. Моцарт. Жизнь и творчество. Урок
В. А. Моцарт. Фортепианное творчество (Соната A-dur) Урок
В. А. Моцарт. Симфония № 40 Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
В. А. Моцарт «Свадьба Фигаро» Урок
Л. Бетховен. Жизнь и творчество Урок
Л. Бетховен. Фортепианное творчество (сонаты № 8, 14) Урок
Л. Бетховен. Симфония № 5. Урок
Л. Бетховен «Эгмонт». Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
Ф. Шуберт. Жизнь и творчество. Урок
Ф. Шуберт. Песни Урок
Ф. Шуберт. Фортепианное творчество Урок
Ф. Шуберт. Неоконченная симфония Урок
Ф. Шопен. Жизнь и творчество Урок
Ф. Шопен. Фортепианное творчество Урок
Промежуточный контроль. Контрольный урок 1

КЛАСС

№№ п.п. Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Аудиторные занятия в часах
Музыкальная культура России XVII – начала XIX веков. Урок
М. И. Глинка. Жизнь и творчество. Урок
М. И. Глинка. Симфоническое творчество («Вальс-фантазия», «Камаринская»). Урок
М. И. Глинка. Оперное творчество («Жизнь за царя») Урок
М. И. Глинка. Романсы и песни. Урок
А. С. Даргомыжский. Жизнь и творчество. Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
А. С. Даргомыжский. Романсы и песни. Урок
А. С. Даргомыжский «Русалка». Урок
Русская музыкальная культура второй половины XIX века. Новая русская школа. Урок
А. П. Бородин. Жизнь и творчество Урок
А. П. Бородин. Симфония № 2 Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
А. П. Бородин. Симфония № 2 (продолжение) Урок
А. П. Бородин «Князь Игорь» Урок
Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Урок
Н. А. Римский-Корсаков «Шахеразада» Урок
Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество. Урок
М. П. Мусоргский «Борис Годунов» Урок
М. П. Мусоргский Песни и вокальные циклы. Урок
П. И. Чайковский Жизнь и творчество Урок
П. И. Чайковский «Времена года» Урок
Промежуточный контроль. Контрольный урок 1

КЛАСС

№№ п.п. Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Аудиторные занятия в часах
П. И. Чайковский. Симфония № 1 Урок
П. И. Чайковский «Евгений Онегин». Урок
Русская музыкальная культура в конце XIX – начале ХХ века Урок
А. К. Лядов и А. К. Глазунов. Творческие биографии. Урок
В. С. Калинников. Творческая биография. Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
С. И. Танеев. Творческая биография Урок
С. В. Рахманинов. Жизнь и творчество. Урок
С. В. Рахманинов. Фортепианное творчество Урок
А. Н. Скрябин. Жизнь и творчество. Урок
А. Н. Скрябин. Фортепианное творчество Урок
И. Ф. Стравинский «Петрушка» Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
Русская музыкальная культура ХХ века Урок
С. С. Прокофьев. Жизнь и творчество. Урок
С. С. Прокофьев. Симфония № 7 Урок
С. С. Прокофьев «Александр Невский» Урок
С. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» Урок
Текущий контроль. Контрольный урок 1
Д. Д. Шостакович. Жизнь и творчество. Урок
Д. Д. Шостакович. Симфония № 7 Урок
А. И. Хачатурян. Жизнь и творчество Урок
А. И. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром d-moll. Урок
Г. В. Свиридов. Творческая биография Урок
Российский музыкальный авангард Урок
Промежуточный контроль. Контрольный урок 1

Развивающие мультфильмы — Азбука для малышей


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: