Почему герои ваших произведений почти всегда страдают?

ИНТЕРВЬЮ О ТВОРЧЕСТВЕ

С Артёмом Перликом

Почему герои ваших произведений почти всегда страдают?

Творчество – это не только видимое действие, а действие непрерывное и глубокое, которое происходит внутри нас. Творчество – словно воздух, без которого жизнь становится скучна и неинтересна.

О замечательном, светлом и добром сказочнике, который дарит радость каждому из нас – это интервью.

Что послужило вдохновением для написания Вашего первого произведения?

Мои первым большим произведением была «Баллада об Арчибальде Эль Эриксоне», средневековом английском бароне, которую я написал в 16 лет. Это было время очень трудное для меня, когда вокруг, казалось, всё готово было говорить об уродливости этого мира. Но сердце ощущало, что за внешними покровами бытия лежит великая глубина и она светла. Причём этот свет невозможно ни угасить ни извратить, но он вечен и изначален, и от него согревается всё остальное, что только умеет светить. Этот свет и был Богом, как я Его и тогда осознавал. Но ведь это были 90е годы — рассвет культа наживы и золотого тельца. Люди вокруг жили так, как будто Христос никогда не приходил, апостолы никогда не проповедовали, а великие поэты и музыканты не создавали бессмертную красоту. Люди были похожи на персонажей сказки, где вокруг прекрасно всё, а они продолжают торговать на базаре, не замечая ничего вокруг.

Я ощущал, что весь мир — это сказка, рассказанная нам Творцом. И хотел, чтобы это заметили и другие. Поэтому все мои первые произведения — сказочного, волшебного характера. Но волшебство в них бралось не от вымысла — а от самой сути вещей. Мир был чудесен, потому, что был Божий. И это делало чудом всё, кроме страстного человеческого сердца.

Но было бы неверно думать, что настоящий поэт берётся за перо для того, чтобы стать проводником какой-либо, даже самой лучшей идеи. Поэт пишет, чтобы суть бытия сказалась через него, чтобы видеть мир Божьим взглядом и умножать красоту, в основании которой сияет одна благодать Господня, которая и является сердцем творчества.

Каким жанрам литературы Вы отдаёте предпочтение, и как с течением времени менялись Ваши литературные пристрастия?

У поэта, писателя, всегда есть предощущение вещи. Нового стиха, романа, статьи ещё нет — а ты уже носишь в себе её музыку. Пушкин об этом говорил, что различал свой роман «Евгений Онегин» как в неком тумане, пока писал его. Почему рождается именно статья или роман или стих? Это сказать так же трудно, как ответить на вопрос, почему родился именно такой ребёнок. Так было угодно небу. Великий Бокаччо верно говорил, что настоящие поэты следуют, насколько в их силах, туда, куда их ведёт Дух Святой. А куда Он приведёт, этого человек не знает заранее. Господь постепенно являет в бытие красоту — и нас и наших трудов.

3. Какой смысл вкладываете в понятие творчество лично Вы?

У творчества два смысла. Первый — увидеть мир Божьим взглядом, с точки зрения Неба. За цепью событий прозреть духовную глубину и смысл и явить его людям. Сформулировать в каждом конкретном или общем случае духовные законы бытия, по которым благодать являет себя в мире. Найти библейский глубокий смысл в повседневном.

Второй — умножить красоту. Этот дар, умножения красоты, имеет в мироздании только один человек. Древний святой говорил: «не ангельское дело — творить». Только Бог творит — как великий Творец, и человек — как малый творец. Эту мысль Христос раскрывает в притче о талантах — Бога даёт благодать, а человек уже умножает красоту благодатью.

Как Вы считаете, влияют ли Ваши произведения на молодёжь? Помогают ли они осознать ценность жизни, и быть может, разобраться в себе? Вдохновить жить?

Молодёжь — слишком широкое и большое понятие. Я знаю некоторых своих молодых читателей, которые пишут мне отзывы. На них эти книги влияют.

Почему герои Ваших произведений почти всегда страдают?

Потому, что страдание — это та реальность, с которой сталкивается в мире каждый добрый человек. И чем он добрее, тем больше страданий. Но говоря о страданиях я говорю и о преодолении их. Ведь счастливый конец произведения тем и трогает душу, что Бог обещал его всем добрым людям. Христос — Бог хороших концов. С Ним не бывает плохого. Да и саму боль Он обращает из мучения в приключение. Ведь Господь так устроил, что страдания — это всего лишь самый короткий путь к радости. И ни один автор не может обойти этот путь молчанием.

У каждого человека свой, особенный талант. Кто-то замечательно поёт, кто-то сочиняет музыку, а кто-то пишет. И в нашем творчестве предводителем является Христос. Мы — перо в Его руках, и через нас Он открывает многие удивительные вещи. А что Вы считаете главным в творчестве православного писателя/поета?

Главное — это церковная жизнь сочетающаяся со служением другим людям. Всё, что мы говорим, думаем и делаем, напрямую зависит от того, чем наполнена наша душа. Поэтому, если у нас есть талант (а талант к чему-либо есть у всех), то нам важно идти по пути преображения, чтобы наши дела вмещали как можно больше Божьего света.

Если ли у Вас муза?

Если вы имеете ввиду девушку, то, к счастью, нет. Это бы меня только отвлекало от моего служения. Композитор Брамс говорил, что художник не может жениться. Но, как известно, поэт легко принимает в своё сердце множество людей. И, видя в них глубину образа Божьего, он посредством искусства открывает их красоту другим людям.

И, потом, я ведь уже не молод. Когда-то давно я влюблялся в девушек и говорил о них стихами. Но став христианином я бы хотел любить каждую встречную девушку как сестру, но ни к кому не привязываться по страсти.

How to Survive a Grenade Blast


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: