Подготовка выступления перед публикой.

Тема 7. Общение перед публикой.

Подготовка выступления перед публикой.

Организация семинаров и конференций.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

Docere, delectare, movere – учить, радовать, побуждать

Античные знатоки реторики

Non multa, sed multum dicere – немногим, многое сказать.

Подготовка выступления перед публикой.

Выступая перед аудиторией, «не бойтесь ничего, кроме самого страха». Застенчивость —-довольно обычное явление у начинающих ораторов. Только немногие студенты действительно испытывают страх перед публичным выступлением. Вероятно, только один студент из тысячи не в состоянии преодолеть страх. Как только волнение, охватившее вас, пройдет вы будете испытывать физический и моральный подъем, и выполните задачу лучше, чем если бы вначале совсем не волновались. Непрерывная практика публичных выступлений — наилучшее средство против смущения и страха.

Деловой человек, даже если он еще не произнес ни слова, уже своим появлением воздействует на аудиторию. Для того чтобы воздействие было эффективным:

* сделайте вид, что рады всех видеть;

* слова произносите с силой, убедительно, не меняя частоту голоса;

* все должно быть определенно и ясно: слова, движения, жесты.

Особое внимание необходимо уделить жестам рук. Основные требования к ним:

* около 90 % жестов необходимо делать выше пояса. Жесты ниже пояса часто воспринимаются как сигналы неуверенности, неудачи, растерянности;

* локти не должны находиться ближе 3—5 см от корпуса. Меньшее расстояние символизирует незначительность и слабость авторитета;

* пальцы рук должны занять положение, как будто вы держите большое яблоко. Неопределенное положение ладоней символизирует отсутствие силы и способности повести за собой;

* жестикулируйте не одной, а обеими руками.

Умелые жесты рук являются дополнительным, зачастую невостребованным, средством наглядности вашей речи. Жестами рук можно показать:

* направление;

* размер, объем;

* чувства, их интенсивность.

1. Что необходимо делать, чтобы привлечь внимание аудитории:

* «разбудите» своих слушателей, вырвите их из тумана повседневности;

* заинтересуйте слушателей. Заставьте их податься вперед на своих местах. Покажите с самого начала, что их ждет встреча с оригинальным выступлением;

* слушатели должны согласиться слушать вас. Дайте понять, что те факты, которые вы собирались предложить, легко уяснимы и интересны.

Как же этого добиться? С чего следует начать? Среди возможных вариантов:

* цитата знаменитого человека;

* поражающее своей необычностью предложение;

* история, вызывающая немедленное сочувствие слушателей (возможна, драматическая история);

* ссылка на библию, на древние мифы, на сказки и др.;

* ссылка на недавно появившееся и известное большинству произведение;

* рассказ из собственной жизни;

* риторический вопрос;

* исторический эпизод;

* занимательное приключение из прошлого или настоящего;

* разумный комплимент.

2. Как зажечь слушателей своей энергией и донести до них главную мысль вашей речи?

Для того чтобы зажечь их своей энергией, надо:

* обозначить цель выступления;

* показать важность проблемы;

* вовлечь каждого в разговор. Преподнесите проблему так, чтобы она стала для

каждого слушателя его личной проблемой, наделите каждого слушателя ответственностью за решение проблемы.

Для того чтобы донести до слушателей главную мысль, необходимо выполнить ряд условий:

* все выступление должно быть четко спланировано, взвешено, иметь ясную направленность и логику,

* разложите весь материал на составные элементы;

* хорошо уясните ту ключевую мысль, которая лежит в основе вашей речи. Все остальное — факты, доказательства, примеры и т.д.;

Самое главное — избежите хрестоматийного «говорил он много и красиво, но непонятно о чем».

3. Как завоевать своей идеей умы слушателей?

Другого пути нет, кроме как сделать ее наглядной.

Наглядность будет обеспечена, если за вашим главным утверждением будет следовать доказательство в виде:

* фактов;

* смешных историй;

* сравнений и противопоставлений;

* цифр;

* цитат.

К фактам обычно относят:

* иллюстрации;

* примеры;

* сравнения;

* логические выводы;

* наглядные материалы;

* статистические данные и т.п.

4. Как развить и закрепить успех, перенести его на прозу жизни?

Удавшимся можно считать лишь то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Другими словами, должен быть результат вашего выступления. Чтобы добиться этого, необходимо:

* обязательно в заключение объяснить, зачем нужна слушателю полученная информация. Ваше выступление могло быть долгим, и слушатели могли потерять нить рассуждений. Напомните им;

* объясните подробно, как пользоваться полученной информацией;

* если информация носила познавательный характер, то и в этом случае еще раз вкратце напомните, о чем шла речь.

При разумном использовании изложенных рекомендаций, советов и приемов вам просто не может не сопутствовать успех. Больше смелости, больше новаторства, больше оригинальности — аудиториям будет покорена. [1]

‘Речь по специальному поводу

Во многих случаях произносят речи, имеющие особую форму, отличную от речи с выражением мнения или делового доклада. Эти речи в большей степени обращены к чувству, нежели к разуму. Речи по специальному поводу имеют четыре основные формы:

• Протокольная (рамочная) речь (приветствие, благодарность и так далее).

• Траурная речь.

• Торжественная речь.

• Речь в дружеском кругу.

Задача состоит в том, чтобы уловить основное настроение собравшихся и выразить в своей речи. Еще настоятельнее, чем при других видах речей, задаю вопрос: «Что заставило людей собраться здесь вместе? Но часто, когда чествуют юбиляра или на траурной церемонии вспоминают покойного, речи насыщены торжественной лживостью и преувеличениями. Глубокие чувства можно выразить очень просто.

К сожалению, произнесение речей по специальному поводу представляет затруднение. Нужно выбрать правильный момент. Если Вам надо сказать несколько слов совершенно внезапно, не пугайтесь, напротив, возьмите себя в руки. Но только говорите короче! В случае внезапного выступления оратор может разразиться речью, как писал Кьеркегор, «в страхе и дрожи», что не знает, что именно сказать, знает только, что сказать что-нибудь нужно».

Чем короче, чем точнее попадание в цель, тем лучше. Каждое предложение должно сидеть как следует. Возьмите одну из возможных тем и рассмотрите подробнее.

Каждый, кто руководит людьми, беседует с учениками или сотрудниками, должен убедительно говорить по различным поводам: дать указания, держать своих сотрудников в курсе событий и планов, побуждать, хвалить, спрашивать мнение, критиковать.

Так называемый производственный климат на предприятии в значительной мере зависит от умения данного руководителя справляться со своими повседневными ораторскими задачами.

Дело чести каждого оратора – произнести свою, неповторимую речь.

Для речей по специальному поводу предлагаются особые сборники мыслей и цитат, чтобы (при обычном в нашей практике коротком времени для подготовки!) не использовать банальные мысли и цитаты.

Цитата лучше простая, но с глубоким смыслом.”

Смотреть речь — Мартин Лютер Кинг речь 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу. Это был важнейший момент Американского движения за гражданские права 1955—1968 годов. Речь Кинга считается одной из лучших речей в истории и была признана лучшей речью XX века американским сообществом ораторского искусства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аннушкин В.И. Риторика: Учебное пособие. Хрестоматия. Пермь, 1994.

2. Аристотель. Риторика //Античные риторики/ Сост. А.А. Тахо-Годи. – М., 1978.

3. Безменова Н.Л. Очерки по теории и истории риторики. -М., 1991.

4. Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.

5. Граудина Л.К., Миськевич Т.Н. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.

6. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1978.

7. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие. 8-11 кл. – М., 1994.

8. Карнеги Дэйл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1994.

9. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.

10. Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М., 1995.

11. Никитина В.И. Русская речь: Учебное пособие. 8-9 кл. -М., 1995.

12. Сопер ПЛ. Основы искусства речи. – М., 1992. Смелкова З.С. Азбука общения. – Самара, 1994.

13. Урбановичь А.А., Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003.

14. Лемерман, Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. Издательство «Культура и спорт» ЮНИТИ, Москва, 1997.

15. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Культура и искусство речи. Современная риторика для высших и средних учебных заведений. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

Методы преодоления волнения во время выступления. Радислав Гандапас. Часть 2 (серия 2)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: