Помните, что размер колонтитула не должен превышать размера поля.

Лабораторная работа 2: ЭЛЕМЕНТЫ ВЕРСТКИ ТЕКСТА

Цель работы: изучить возможности MS Word по проведению верстки текста (применение стилей; вставка номеров страниц, сносок, колонтитулов, создание оглавлений, многоколоночный набор); закрепить навыки форматирования документа. Результат работы — документ с именем Верстка_Фамилия.doc, подготовленный к изданию и сохраненный в личной папке.

Материал для работы: реферат, который вы должны скачать.

Выполнение работы

Подготовьтесь к работе:

• Скопируйте к себе в папку Ваш реферат и переименуйте его в Верстка_Фамилия.doc (контекстное меню/Переименовать). Откройте документ Верстка_Фамилия.doc.

Если необходимо — измените настройку окна MS Word. Ваша задача — подготовить документ к изданию, поэтому:

• Установите режим Разметка страницы.

Подготовка текста. Верстка текста предполагает выполнение ряда операций: установление параметров бумаги, страницы; удаление повторяющихся пробелов; включение автопереноса слов; проверка орфографии; вставка номера страниц, колонтитулов, сносок; проведение стилевого форматирования и т.п.

Удалите встречающиеся в тексте пробелы перед знаками препинания. Например, последовательность символов пробел точка должна быть заменена символом точка. Для этого:

• Установите текстовый курсор в начало текста (Ctrl+Home).

• Выберите команду Правка/Заменить.

• Наберите в строке Найти последовательность символов пробел точка, нажимая последовательно клавиши пробел и точка (символ клавиши пробел не отображается в окне диалога).

• Щелкните в строке Заменить на. Наберите символ точка.

• Нажмите кнопку Заменить все. На запрос ответьте ОК. Замена произошла.

• Аналогичным образом замените пробел запятая на запятая.

• Удалите лишние пробелы (двойные, тройные). В строке Найти дважды (трижды) нажмите клавишу пробел. В строке Заменить на — только один раз. Выберите команду Правка/Заменить.

• Замените символ — (дефис) на короткое тире – . Используйте в окне диалога кнопки Больше/Специальный или комбинацию Alt+0150.

• После всех выполненных замен нажмите кнопку Закрыть.

Расстановка переносов. В документах с большим количеством однородных абзацев для экономии пространства листа часто включается перенос слов. Этот параметр действует на весь документ, поэтому для его установки выделять текст не надо. Включите перенос слов в документе:

• Выберите команду Сервис/Язык/Расстановка переносов и поставьте флажок Автоматическая расстановка переносов/OK.

• Обратите внимание на то, что у правого края текста появились дефисы — там, где программа автоматически поставила в словах переносы.

Установите поля страницы и задайте размер бумаги:

• Выберите команду Файл/Параметры страницы. В окне диалога на вкладке Поля установите в списке Верхнее — 2. Нижнее — 2, Левое —3, Правое — 1. В списке Применить должен быть параметр Ко всему документу.

• Перейдите на вкладку Размер бумаги и убедитесь, что установлен формат А4 (21х29,7) и Ориентация— книжная/ОК.

• Для всего текста установите размер шрифта 14, междустрочный интервал — полуторный.

Вставка сносок. Для оформления списка литературы используют технологию работы со сносками. В основном тексте номера сносок выглядят как надстрочные индексы. Тексты сносок отображаются внизу листа, под разделительной горизонтальной чертой. Это — обычные (постраничные) сноски. Если тексты набираются в конце документ, то это — концевые сноски. В Вашем документе все сноски будут обычные.

Вставьте три сноски в разные части текста:

• Перейдите к первой части. Создайте первую сноску.

• Поставьте курсор после слова действий, куда будет вставлен надстрочный индекс с номером сноски.

• Выберите команду Вставка/Сноска. Появится диалоговое окно (рис. 15). Проверьте установленные параметры: Вставить сноску — Обычную, Нумерация — автоматическая. Нажмите кнопку OK. Программа создаст разделительную черту внизу страницы и поместит курсор в то место, где вы должны набрать текст сноски.

• Установите гарнитуру шрифта — Times…, размер — 12, начертание — обычное с помощью пиктограмм на панели Форматирование. Наберите: Текст сноски»

Помните, что размер колонтитула не должен превышать размера поля.

Рис. 15 Диалоговое окно

• Обратите внимание на то, что основной текст в данный момент не активен (шрифт имеет серый цвет). Чтобы выйти из режима создания сноски, щелкните в любом месте основного текста.

• Добавьте еще две сноски. Параметры шрифта те же.

• Обратите внимание, что MS Word нумерует сноски автоматически.

• Не забывайте сохранять документ.

Колонтитулы. Колонтитул — это текст и/или рисунок, который печатается внизу или вверху каждой страницы документа. В зависимости от места расположения (на верхнем или на нижнем поле страницы) колонтитулы бывают верхними и нижними. Допускается создавать уникальный колонтитул только для первой страницы документа или снимать верхний и/или нижний колонтитул с первой страницы. Можно также создавать отличающиеся колонтитулы для четных и нечетных страниц документа.

Чтобы создать колонтитул, необходимо задать их место на странице (команда Файл/Параметры страницы/Источник бумаги) и выбрать Вид/Колонтитул.

Помните, что размер колонтитула не должен превышать размера поля.

Команда имеет свою панель инструментов, которая содержит пиктограммы для вставки автотекста, номера страницы, даты и времени, переключения между верхним и нижним колонтитулами и т.д. (рис. 16).

Помните, что размер колонтитула не должен превышать размера поля.

Рис. 16 Панель инструментов Колонтитулы

В Вашем документе верхним колонтитулом должна быть строка:

Основы делопроизводства

Эта строка должна быть набрана шрифтом Arial, 11 пунктов, начертание — курсив и выровнена по правому краю:

• Выберите Файл/Параметры страницы/вкладка Источник бумаги. В области Различать колонтитулы установите размер верхнего и нижнего колонтитулов — 1,25. На вкладке Поля увеличьте до 2,5 верхнее и нижнее поля.

• Выберите команду Вид/Колонтитулы. Программа перейдет в режим редактирования колонтитулов, по умолчанию — в область верхнего колонтитула.

• Установите необходимые параметры шрифта.

• Наберите текст колонтитула Основы делопроизводства. Установите вид выравнивания по правой границе.

• Выйдите из режима редактирования колонтитулов, дважды щелкнув в области основного текста. В режиме колонтитулов основной текст, так же как и в режиме сносок, не активен.

• Выберите команду Файл/Предварительный просмотр и убедитесь, что верхний колонтитул появился на страницах текста. В режиме предварительного просмотра страницы листаются с помощью Линейки прокрутки, клавиш клавиатуры PgUp и PgDnили пиктограммы Несколько страниц.

• Нажмите кнопку Закрыть на панели инструментов для выхода из режима предварительного просмотра.

Вставка номеров страниц. Номера страниц вставляются и отображаются в режиме Разметка страницы. Деление же текста на страницы отображается на экране в виде серой полосы в режиме разметки или в виде пунктирной линии в обычном режиме (Вид/Обычный). Вставка номера осуществляется командой Вставка/Номера страниц. В окне диалога команды задается расположение номера, его начертание и т.п. Текущая страница, общее количество страниц в документе отображается на Строке состояния в окне приложения.

Вставьте номера страниц в документе в нижнем правом углу. Для этого:

• Выберите команду Вставка/Номера страниц.

•В окне диалога установите в списке Положениепараметр Внизу страницы, в списке Выравнивание— Справа. В области Номер на первой странице флажок не устанавливается. Если флажок отсутствует, то номер выводиться не будет (эта страница — титульный лист). Нажмите ОК. Номера страниц вставлены в документ.

• Просмотрите текст с помощью Линейки прокрутки информации. Убедитесь, что номера

страниц вставлены. В области нижнего колонтитула справа расположен номер (блеклый цвет, т.к. активен основной текст).

• Обратите внимание на информацию в Строке состояния: Стр. 4 — текущая страница,

Разд 1 — номер раздела, 4/12 — текущая страница/общее количество страниц в документе.

Создание указателей. При работе с текстовыми документами, очень часто приходиться пользоваться указателями. Обычно в указатели включаются термины, фамилии, названия населенных пунктов, которые встречаются в документе, с указанием страниц, на которых они упоминаются. Элементами указателя могут быть: слово, фраза, символ, фрагмент текста.

Для создания указателя необходимо пометить элементы указателя в документе. Для этого необходимо выделить элемент и присвоить ему имя, при этом MS Word вставит в текст документа специальное поле XE. После того как все элементы указателя помечены, следует выбрать вид оформления указателя и собрать указатель. MS Word найдет все элементы, отсортирует их по алфавиту, добавит соответствующие номера страниц и отобразит указатель в вашем документе.

В файле Верстка_Фамилия.с1ос создайте терминологический указатель. Для этого:

Помните, что размер колонтитула не должен превышать размера поля. Пометьте название первого термина (любой), который упоминается в тексте. Выделите слово. Выберите команду Вставка/Оглавление и указатели/вкладка Указатели. Появится диалоговое окно (рис. 17). Установите параметры, указанные на рисунке (номер страницы, формат, колонки).

• Нажмите кнопку Пометить. При этом появляется окно диалога (рис. 18).

• Установите необходимые параметры и еще раз нажмите Пометить. На экране появится текст {ХЕ Управление}.

Помните, что размер колонтитула не должен превышать размера поля.

Рис.18 Диалоговое окно

• Пометьте таким образом еще несколько терминов в тексте. Если необходимо, то в области Элемент указателя в строке ввода основной укажите слово (словосочетание) с прописной буквы и в именительном падеже. Вместо команд горизонтального меню можно использовать сочетание клавиш Alt+Shift+X.

• После того, как все элементы будут отмечены, в конце текста (Ctrl+End) напечатайте название: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ.

• Переместите курсор на следующую строку. Выполните Вставка/Оглавление и указатели/вкладка Указатели.

• На вкладке выберите желаемый внешний вид указателя, выбрав тип, колонки, язык и формат (см. рис. 17). ОК.

• Сохраните документ.

Создание автоматического оглавления. Для создания оглавления, применяют стилевое форматирование. Так как наш документ содержит заголовки первого и второго уровня, то присвойте им стиль Заголовок 1 и Заголовок 2 соответственно. Выполните действия:

• Поместите курсор в строку с первым заголовком ВВЕДЕНИЕ. Для перехода в начало текста используйте клавиши клавиатуры Ctrl+Home.

• Выберите команду Формат/Стиль. В окне диалога в списке Стиливыберите Заголовок 1.

• Обратите внимание на области Абзац, Знакии Описание, где показаны все устанавливаемые данным стилем параметры форматирования (рис. 19).

• Для завершения операции нажмите кнопку Применить.

Помните, что размер колонтитула не должен превышать размера поля.

Рис. 19 Окно диалога

На панели инструментов Форматированиеесть список Стиль. Справа от поля ввода есть кнопка для раскрытия списка Ў. Отформатируйте стилем Заголовок 1 все оставшиеся заголовки в документе:

• Установите курсор на следующий заголовок (ГЛАВА 1). Перед каждым заголовком глав вставляйте пустую строку. Раскройте список Стильна панели инструментов и выберите стиль Заголовок 1. Абзац будет автоматически отформатирован указанным стилем.

• Примените стиль Заголовок 2 к названию параграфа 1.

• Аналогично примените соответствующие стили к оставшимся заголовкам, в.т.ч. и к заголовку указателя.

Слева от первой буквы в названии заметен непечатаемый символ — маленький квадрат. Он показывает, что применено стилевое форматирование. Если символ не виден — установите режим отображения непечатаемых символов. На основе фрагментов текста, оформленных стилями Заголовок 1, Заголовок 2 и т.п. MS Word автоматически создает оглавление. Номер в названии стиля говорит об уровне заголовка (раздел, глава, параграф, пункт и т.д.) — с увеличением числа уменьшается уровень заголовка. Создайте оглавление:

• Установите курсор в конце первой (титульной) страницы и вставьте разрыв страницы (Вставка/Разрыв). Наберите по центру ОГЛАВЛЕНИЕ (гарнитура Times., размер — 16, начертание — полужирный, все буквы — прописные).

• Пропустите две строки. Выберите команду Вставка/Оглавление и указатели. В окне диалога (рис. 20) перейдите на вкладку Оглавление.

• Выбирая различные варианты в списке Форматы, ознакомьтесь со стандартными типами оглавлений (их оформление показано в области Образец печатного документа).

• Выберите вариант вида. Из списка Заполнитель выберите пунктир. Должны быть установлены флажки Показать номера страниц и Номер страниц по правому краю, Гиперссылки вместо номеров страниц.

• Установите в списке Уровни2, т.к. документ содержит только заголовки двух уровней/ОК.

Помните, что размер колонтитула не должен превышать размера поля.
Рис. 20 Диалоговое окно

Оглавление создано. Справа от каждого элемента оглавления есть номер страницы. Если дважды щелкнуть на этом номере, то программа перейдет к соответствующему заголовку.

• Попробуйте перейти из оглавления по очереди ко всем разделам.

При подготовке текста к изданию не допускается наличие так называемых висячих строк (последняя строка абзаца, являющаяся первой строкой страницы или первая строка абзаца, являющаяся последней строкой страницы). Чтобы исключить появление таких строк в документе, необходимо установить флажок запрет висячих строк. Для этого:

• Выберите команду Формат/Абзац. Перейдите на вкладку Положение на странице.

• Установите флажок запрет висячих строк/ОК.

• Обратите внимание на количество страниц в тексте (информация расположена на Строке состояния).

• Сохраните документ.

Как убрать колонтитул


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: