Понятие о коллективе. функции коллектива. цель и задачи коллектива.

Коллектив как общественное явление возник очень давно. Издавна люди на основе общности интересов и самоуправления объединялись в разнообразные группы для совместного решения жизненно важных проблем: для самообеспечения, самообороны, социального общежития и т.п.

Так, в социальной сфере зародились такие объединения, как общины, сходы, казачьи круги и, конечно же, семья. В производственно-экономической области возникли такие формы социального взаимодействия, как артель, бригада, кооператив. В общественно-политической области получили распространение политические кружки, союзы, партии… В культурной и спортивной области образовывались клубы, кружки, артистические труппы, команды, ансамбли. В религиозной среде сложились свои формы объединения: монастырские братии, благотворительные общества, приходы, соборы. И уж, конечно, зарождались и множились разнообразные объединения в сфере обучения, воспитания, образования детей, их стихийной неформальной самоорганизации: кружки, союзы, хоры, команды, неформальные объединения и т.д. Словом, большинство людей в обществе, в том числе и дети, входят в те или иные объединения, которые по существу являются коллективами.

Те члены общества, которые по тем или иным причинам (безработица, социальный нигилизм, инфантилизм) порывают со своим социальным объединением, страдают от одиночества, психических заболеваний, дичают и, как правило, становятся представителями социального дна: нищими, бомжами, наркоманами, проститутками. Они включаются в разнообразные асоциальные структуры: воровские шайки, мафиозные банды, компании алкоголиков, наркоманов.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что коллектив представляет собой форму делового и товарищеского взаимодействия, успешного решения самых различных проблем.

В педагогическом плане, коллектив — это группа детей, объединенных единой общественно значимой целью, совместной деятельностью, отношениями взаимной зависимости и взаимной ответственности при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. В коллективе есть свой орган самоуправления.

Кроме названных признаков, коллектив отличается и другими особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, означающая взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, взаимопомощь.

Если совсем коротко, то коллектив — это единство организации и психологической общности.

Для чего необходим коллектив?

У детей объективно существует потребность в общении, в совместной деятельности, в совместных эмоциональных переживаниях, потребность в коллективе сверстников.

Для детей коллектив — это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.

Коллектив нужен и педагогам, поскольку воспитание детей малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их организационное единство, психологическую общность, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры.

Для педагогов коллектив — одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей.

Коллектив выполняет следующие функции:

1. Воспитывающую: она заключается в организации среды, воспитании коллективизма, гуманных отношений, коррекции поведения детей через общественное мнение, традиции, ценностные ориентации.

2. Развивающую: в коллективе развивается самопознание, происходит самореализация, самоутверждение личности.

3. Защитную: коллектив защищает ребенка от негативных влияний среды.

4. Коммуникативную: дети приобретают и развивают навыки общения.

5. Организаторскую: дети организуют совместную деятельность, вместе ее планируют, осуществляют, анализируют и оценивают; распределяют между собой участки общей работы, поручения и т.д.

Коллектив создается для развития в нем личности ребенка, следовательно, цель коллектива — воспитание и развитие личности ребенка. Поэтому главным показателем развитости коллектива является отношение к личности. Только тогда, когда личность является ценностью в коллективе, он признает ее право на автономию в нем, когда коллектив стремится к тому, чтобы каждый ребенок имел яркую индивидуальность, можно говорить о высоком уровне развития коллектива.

В воспитании и развитии коллектива педагог решает следующие задачи:

  • воспитание гуманных отношений;
  • воспитание культуры общения, техники общения;
  • формирование умения жить среди людей: границы свободы, чувство меры, оптимизм;
  • воспитание отношения к другому человеку как ценности, как неповторимой личности: ценить непохожесть, уважать достоинство, неприкосновенность личности.
  • воспитание коллективизма, понимаемого как сочувствие, сопонимание, забота о других.

Вопрос 30

ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ как КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: