Понятие об индивидуальных особенностях саморегуляции

Содержание

Введение………………………………………………………………….
1. Понятие об индивидуальных особенностях саморегуляции……….
2. Диагностика индивидуальных особенностей саморегуляции………
Заключение……………………………………………………………….
Список источников………………………………………………………

Введение

В настоящее время особое место в исследовании человека занимает вопрос его самореализации. Исследуются возможности саморазвития и самораскрытия человека, выявляется его активная творческая роль в реализации отношений с разными сферами действительности, в построении своей жизнедеятельности.

В контексте общего аспекта субъектного развития и существования человека одно из центральных мест занимает проблема закономерностей осознанной регуляции человеком своей произвольной целенаправленной активности.

Человек в течение своей жизни осуществляет самые разные формы деятельности, вступает в общение, совершает многообразные поступки. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности.

Понимание индивидуальных особенностей саморегуляции позволит человеку скорректировать свою деятельность, совершенствовать навыки саморазвития.

Цель данной работы: выявить индивидуальные особенности саморегуляции.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические источники о саморегуляции.

2. Раскрыть понятие о саморегуляции и ее индивидуальных особенностях.

3. Подобрать методику исследования индивидуальных особенностей саморегуляции.

4. Провести методику на испытуемом и сделать выводы.

5. Составить рекомендации по результатам методики.

Понятие об индивидуальных особенностях саморегуляции

О. А. Конопкиным, основываясь на положении, согласно которому человек рассматривается и изучается как активный субъект деятельности, адекватно осознанно отражающий действительность и использующий результаты отражения в своей практической деятельности, разработана структурно-функциональная модель процесса саморегуляции. При этом процесс саморегуляции рассматривается как целостная, замкнутая по структуре, открытая информационная система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых становятся присущие им специфические регуляторные функции, системно взаимодействующие в общем процессе регуляции, независимо от конкретных психических средств и способов их реализации[].

Функциональными звеньями, реализующими структурно полноценный процесс саморегуляции, являются: принятая субъектом цель деятельности; субъективная модель значимых условий; программа исполнительских действий; система субъективных критериев достижения цели; контроль и оценка реальных результатов; решения о коррекции системы саморегулирования.

Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом. [3].

Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности [3].

Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий [3].

Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, “остро направленного” регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели [3].

Контроль и оценка реальных результатов. Это регуляторное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха, не требует особых комментариев. Оно обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапным и конечным результатами и реальным ходом их достижения [3].

Решения о коррекции системы саморегулирования. Функция этого звена обозначена в его названии. Специфика же реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др.[3].

Модель функциональной структуры процессов саморегуляции открывает дополнительные возможности в решении широкого круга задач: анализ регуляторных особенностей, присущих отдельным видам деятельности; использование при профотборе и профориентации принципа совместимости индивидуальных особенностей регуляторики человека и соответствующих требований данного вида труда; выявление динамики развития структуры саморегуляции.

Видеоурок по обществознанию \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: