Понятие религии в этнопедагогике

РЕФЕРАТ ПО ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

на тему: Религия и народное воспитание

Выполнила:

Карякина О.В.,

4 курс, ППО-402,

Очная форма обучения

Челябинск, 2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….………………………3

1. Народное воспитание в трудах известных педагогов……………………..4

2. Понятие религии в этнопедагогике……………………………………

3. Религия как фактор народного воспитания……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………

Введение

Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни. Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение религии в воспитании человека.

Народные знания о воспитании и обучении детей, народная мудрость, отраженная в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, оказывают влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

1.Понятие народного воспитания в этнопедагогике

Наро?дное воспитание — система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства. В ряде стран наряду с государственными существуют частные и религиозные учебно-воспитательные учреждения.

Народное воспитание – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ . И также предполагает, что народное воспитание возникло в глубокой древности, что оно исторически предшествовало научной педагогике и влияло на её ранние формы. Исследованиями народного воспитания занимались Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Я. А. Каменский

Родоначальник педагогики, «отец педагогической науки», учитель учителей, Я.А. Коменский был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер.

Вся самоотверженная деятельность Я.А.Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он всесторонне изучает жизнь народа, пишет его историю, исследует географию, составляет карту Родины. В эпоху формирования наций его внимание привлекают национальные особенности, становление культурной общности, общность исторических судеб людей, живущих на данной национальной территории.

В духовной культуре народа родной язык — одно из самых ценных сокровищ. Коменский боролся за то, чтобы дело демократического и национального народного движения, которому он преданно служил всю свою жизнь, было продолжено и развито в новых условиях его учениками и последователями.

Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним — изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Патриотическая преданность своему народу побудила Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики.

О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования. По его мнению, учащимся школы следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованны из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д.

В истории педагогики Коменский является лучшим из идеалов, личностью-символом. Когда говорят, что народы — великие педагоги и великие педагоги народны.

К. Д. Ушинский

Великий русский педагог Ушинский перекинул мост от Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX и начала XX века. Опыт Коменского по просвещению народов Европы он развил и применил в духовном сплочении народов России.

Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Труды Ушинского представляют новый этап в педагогической культуре народов России и всего мира.

Особенно велики заслуги Ушинского в духовном объединении и идейном сплочении прогрессивных педагогических сил в самой России. Все лучшие отечественные педагоги так или иначе были последователями Ушинского. Вывод о том, что воспитание народно, национально, следует считать научным, ибо он, выражаясь словами самого Ушинского, справедлив по законам общего человеческого мышления.

Ушинский был вдохновителем педагогов тех народов, которые добивались своей, национальной школы. Это делало великого русского педагога народным просветителем всероссийского и мирового масштаба. Борясь за русскую национальную систему воспитания, он не провозглашал ее исключительной для России, а предполагал творческую переработку и применение ее к просвещению других народов. Исходя из общей теории Ушинского, все педагоги могли создавать свои национальные — украинскую, чукотскую, грузинскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т.п. — системы просвещения. Таким образом, просветители-демократы нерусских народов считали закономерным перенесение положений Ушинского о национальной (русской) системе воспитания в любую национальную педагогическую систему, т.е. принимали его педагогику как науку, обогащающую истинами первостепенной важности все народы страны. Тем более что и сам Ушинский понимал важность духовного сотрудничества народов в составе единого государства.

Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов — один из основополагающих принципов педагогической системы Ушинского, свободной от национальной ограниченности и имеющей поэтому огромную притягательную силу.

Великий педагог обращал внимание на черты национальных характеров. Ушинский особо выписывал из этнографических работ национальные характеристики народностей, в его критических статьях нашлось место и большим, и малым народам. Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.

Понятие религии в этнопедагогике

Слово «религия» буквально переводится с латинского как «соединение». Соединение человека с Богом. Соединение с мирозданием. Соединение с людьми.

Как известно, во времена СССР религия была вытеснена на задворки общественной жизни, религия считалась умирающим пережитком. В вузовских программах появился курс «научного атеизма». Этот курс должен был «научно» обосновать неосновательность веры человека в высшие силы. Но этот курс плохо учитывал одно важное обстоятельство: любая религия жива не только и даже не столько знанием – сколько ВЕРОЙ. «Вера» — слово производное от понятия «доверие». Вера не противоположна знанию, но дополняет его, идет бок о бок с ним. Американские пихологи М. Остоу и Б.А. Шарфстейн в книге «Потребность в вере» пишут: «Вера для людей необходима, как еда». Психолог У.Джеймс: «Вера – это готовность действовать ради цели, удачное достижение которой нам не гарантировано наперед».

Религиозные вероучения составляют духовное ядро культур народов мира. Более того, они влияют на характер жизненного поведения народов. Религию можно определить как связь человека с божеством и регламентацию способов этой связи. При этом надо заметить, что то, что едино, нет нужды связывать, связь возникает как стремление преодолеть разрыв.

Религия – важнейшим феномен человеческой цивилизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль – этноинтегрирующую и этнодифференцирующую. Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействием среды.

Религия играет большую роль при формировании мировоззрения большинства людей. Религия – это особенная форма мироосознания, проявляющаяся верой в сверхъестественное и специфическом набором культов, обрядов, традиций и моральных норм. Три наиболее распространенные религии в мире – это буддизм, христианство и ислам. Наименее численными, но не менее популярными религиями являются индуизм, конфуцианство, иудаизм, даосизм, бахаи, синто, сикхизм, зороастризм и джайнизм.

ЗАЧЕМ НУЖНА РЕЛИГИЯ | IQ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: