Посредством конструирования из бумаги и природного материала»

Подготовили воспитатели

МДОУ д/с №15 «Золотая рыбка»:

Никифорова Ж.А.

Помукчи О.А.

Одним из эффективных средств развития творческих способностей дошкольников является конструирование и моделирование из бумаги, а так же изготовление поделок из природного материала поскольку через различные действия и процесса обработки, применения разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей дошкольного возраста, ибо создаваемые поделки лишь в общем виде отображают характерные признаки объектов окружающей действительности. При этом особенно важным моментом является отказ ребенка от выполнения второстепенных деталей, замена их яркими и привлекательными элементами украшения, что позволяет несколько по-иному взглянуть на простой лист бумаги, увидеть в нем выразительные возможности для реализации своих замыслов.

Занятия по конструированию и художественному труду из природного материала развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение, гармонизирует развитие ребенка. В работе прививается эстетический вкус, они учатся составлять композиции, подбирать детали по цвету и форме, а также развивают мелкую моторику и мышление.

От латинского “конструирование” – сборка нового. Конструирование имеет несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Детское конструирование из бумаги может быть:

— конструирование по образцу, при котором детям предлагается воспроизвести показываемый образец и способы действий с бумагой по его выполнению;

-конструирование по модели, отличающийся от предыдущего тем, что дошкольникам показывается уже выполненная модель, но способ ее непосредственного выполнения не демонстрируется, дети должны найти его самостоятельно;

— конструирование по замыслу, представляющее процесс большего проявления ребенком самостоятельности;

— конструирование по теме, в результате которого предлагается общая тематика работы, а непосредственный объект конструирования выбирается самим ребенком.

1.Самый простой вид конструирования: по образцу. Этот вариант можно и нужно использовать в работе с младшими дошкольниками, знакомя их с цветами, формами и видами бумаги, а также обучая работе с ножницами. Это самый простой вид конструирования, осваивая который, дети учатся повторять увиденный рисунок.

2.Конструирование по формепредполагает закрепление умения работать по образцу. Другими словами, ребенок получая задания, еще не знает конечного результата, но может по форме заготовок собрать нужную композицию. Перед началом работы с заготовками, взрослый показывает несколько вариантов готового изделия. По окончанию работы с деталями, детские картины можно расположить рядом с образцами.

3.Конструирование по заданной теме(самое сложное ). Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги. Конечно, конструирование из бумаги с ребенком – процесс трудоемкий.. В первую очередь взрослому надо помнить, что игра в таких занятиях – первична, результат работы с бумагой – вторичен. Не ругайте ребёнка за кривые детали, или неправильный захват ножниц. Не ждите от готового изделия художественного оформления. Можно вырезать полоски из цветной бумаги, составлять из них незамысловатый рисунок, и обязательно хвалить ребенка за результат.

Посредством конструирования из бумаги и природного материала» Посредством конструирования из бумаги и природного материала»

Ребенок может самостоятельно оценить предполагаемую композицию, а также подобрать нужные цвета для запчастей.

Игра продолжает быть важным элементом в детском конструировании из бумаги, но теперь обыгрывается не цель, а выполнение задания, а именно:

— умение ребенка самостоятельно использовать различные приемы работы с бумагой;

— умение самостоятельно выявлять особенности, закономерность и последовательность выполнения аналогичных заданий;

— умение увидеть другой (не демонстрируемый воспитателем) путь выполнения предложенного задания;

— умение осуществлять комбинирование ранее показанных или уже освоенных приемов выполнения работы;

— проявлять интерес к выполнению необычных или придуманных самостоятельно изделий из бумаги.

Важным условием в достижении успеха при развитии творческих способностей у дошкольников также является подбор средств и методов работы на занятии, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям детей, знание особенностей творческого процесса и способов его диагностирования, владение современными технологиями и формами организации художественного развития.

Разные техники конструирования из бумаги:

Чем раньше вы обратите свое внимание на этот вид прикладного искусства, тем быстрее ваш малыш научится различать материалы, видеть цельную композицию в деталях, а также научится крепко держать в руке ножницы и карандаш.

1. Оригами – древнейшая техника конструирования из бумаги. Она позволяет концентрировать внимание малыша, развивает память, тренирует мышление, а также способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с дальнейшим умением писать и влияет на развитие речи малыша.

Посредством конструирования из бумаги и природного материала» Посредством конструирования из бумаги и природного материала»

2. Интересная техника работы в конструировании из бумаги: разрывание и сминание. На первый взгляд техника примитивна, но на самом деле несет несколько развивающих аспектов. Порвать бумагу в мелкие клочки, или смять большой лист в комочек – развитие мелкой моторики пальцев рук, а также способ снятия накопленного стресса.

Посредством конструирования из бумаги и природного материала» Посредством конструирования из бумаги и природного материала»

С такой техникой можно создавать объемные картины, картины-мозаики, или коллажи.

3.Очень яркая и любимая детьми техника конструирования из бумаги — форматное конструирование. Это практически создание объемной фигуры из шаблонных заготовок. В форматном конструировании есть одна особенность: многослойность деталей.

Посредством конструирования из бумаги и природного материала» Посредством конструирования из бумаги и природного материала»

Оригинальная техника детского конструирования из бумаги – бумажная скульптура. В ее основе лежат сразу несколько методов работы с бумагой. Это и сминание, и вырезание по шаблонам, и даже создание фигуры в стиле папье-маше.

Посредством конструирования из бумаги и природного материала» Посредством конструирования из бумаги и природного материала»

Самое удивительное, и в некотором смысле – приятное: практически все поделки из бумаги, которые вы создадите с ребенком можно удачно вписать в интерьер его комнаты.

Картины одной тематики– на стены, объемные фигуры приспособить под полезные функции. Например, снеговик из мятой и прессованной бумаги может стать неплохой подставкой под сотовый телефон, или стакан – бумажная скульптура – чем не подставка под карандаши и ручки.

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала — труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе кладезь для фантазии и игры воображения. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии — красивые камушки, ракушки и подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

В процессе изготовления поделок каждый ребенок имеет возможность внести свою лепту, свой замысел, проявить инициативу, реализовать свое видение поделки. Чтобы никого не обидеть, работам присваиваются номинации:

• самую смешную • самую прочную • самую необычную • самую красивую и т. д

Педагогу дошкольного образовательного учреждения следует помнить о том, что включение в структуру занятия по конструированию из бумаги и природного материала включение разнообразных художественно-дидактических игр, элементов поисково-творческой деятельности, способствуют развитию творческих способностей дошкольников, усиливают интерес к работе, развивают умение действовать самостоятельно и осознанно в любой ситуации.

В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, и личностные качества, и он становится творческой личностью.

Креативный потенциал личности не формируется сам по себе,

развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

Посредством конструирования из бумаги и природного материала» Cпонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

Топиарий из шишек. Поделки из природного материала


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: