Позвольте перейти к опытно-практической части работы.

Исходя из актуальности данной темы, мы определили проблему, цель, объект, предмет, гипотезу и задачи нашего исследования. (слайд 2)

? Проблема исследования — как сформировать гражданскую культуру у младших школьников.

? Цель исследования – разработать и обосновать программу по патриотическому воспитанию младших школьников.

? Объект исследования – формирование гражданской культуры.

? Предмет исследования – патриотическое воспитание.

? Гипотеза исследования — если воспитывать патриотизм у младших школьников, то можно обеспечить основу формирования их гражданской культуры.

Понятие гражданская культура включает ряд элементов: гражданское сознание, поведение, отношение к государству, исполнение гражданского долга. Поэтому патриотическое воспитание является одним из важных условий формирования гражданской культуры.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: (слайд 3)

? Раскрыть понятие и сущность патриотического воспитания.

? Показать особенности формирования гражданской культуры младших школьников.

? Описать программу по патриотическому воспитанию младших школьников.

? Исследовать уровень сформированности патриотизма у младших школьников.

? Разработать комплекс занятий, направленный на формирование патриотизма младших школьников.

? Описать и проанализировать результаты исследования.

Практическая значимость работы заключается в реализации программы патриотического воспитания в школе.

(слайд 4) В первой главе рассматриваются теоретические основы патриотического воспитания, а именно:

Понятие и сущность патриотического воспитания.

В частности даётся определение понятия патриотического воспитания: (слайд 5).Оно предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания, ЧТО также входит в ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА. (обратно стрелка)

Также мы рассматриваем особенности формирования гражданской культуры у младших школьников. (слайд 6)

Формирование гражданской культуры — это процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

Таким образом, формирование гражданской культуры является неотъемлемой частью гармоничного воспитания младшего школьника и осуществляется на эмоционально – чувственной основе, в которой патриотизм занимает одно из важных мест. (обратно стрелка)

И, также в первой части исследования была описана характеристика программы патриотического воспитания младших школьников. (слайд 7)

Исходя из цели исследования, мы изучили опыт учителей начальных классов по патриотическому воспитанию. Интересной, на наш взгляд, оказалась программа по патриотическому воспитанию младших школьников реализуемая в Муниципальном Бюджетном Образовательном Учреждении «Ильинская Средняя Общеобразовательная Школа №1» Ильинского района Пермского края. Изучив опыт патриотического воспитания сельской школы, мы адаптировали программу к условиям в городской школе №93 г. Перми. В данную программу были включены мероприятия, традиционно проводимые в этой школе. Это дополнение коснулось обучающихся по основной общеобразовательной программе начального общего образования. Мы сохранили структуру и общую направленность программы. При этом внесли в содержание дополнительные мероприятия с учетом специфики городской школы: (слайды 8-12)

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма.

Программа призвана помочь взрослым и детям заглянуть в «Зеркало истории» русской семьи и семей других народов, проживающих на территории России; отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом.

АПРОБАЦИЯ (слайд 13)

Программу мы апробировали на международной научно-исследовательской конференции, где получили предложение на участие в очном этапе в городе Отрадном, Самарской области. Участие мы принимали дистанционно, где я стала дипломантом. Также мы выступали с этой работой на конференции на базе колледжа, и заочно принимали участие на Всероссийской студенческой научно-практической конференции в Хакассии. (слайд 14)

Во второй главе мы провели опытно-практическую работу по выявлению и формированию патриотизма. (Этапы слайд 15)

Позвольте перейти к опытно-практической части работы.

Опытно-практическая работа проводилась на базе Муниципального Автономного Образовательного Учреждения «Средняя Общеобразовательная школа №93» в 3 Г классе (в количестве 22 человек)

Целью опытно-практической работы стало составление и апробация комплекса мероприятий, способствующих формированию патриотизма у обучающихся младших классов.

На первом этапе проводиласьдиагностика исходных уровней сформированности патриотизма младших школьников.

(слайд 16)Для того чтобы выявить уровень формирования интересов детей к историческому наследию страны, города, семьи и национальным традициям был проведен опрос учащихся, явившийся подготовительным этапом.

По итогам были получены следующие результаты: (слайд 17)

На диаграмме показано кол-во положительных ответов учеников.

На первый вопрос положительный ответ дали 50% учащихся(11 чел) и т.д.

(слайд 18) Для того чтобы определить уровень осознания понятия «патриотизм» школьникам предложили написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».

Для максимальной наглядности полученные данные отображены в диаграмме 2: (слайд 19)

При анализе результатов исследования уровня осознания обучающимися младшего класса понятия «патриотизм» было отмечено, что 59% обучающихся (13 человек) имеют низкий уровень.

32% обучающихся (7 человек) имеют средний уровень.

Лишь 9% обучающихся (2 человека) имеют показатели, соответствующие высокому уровню.

(слайд 20) Для проверки сформированности представлений о патриотических чувствах у младших школьников нами была использована методика «Неоконченные предложения».

Оценивание производилось также по критерию полноты представлений о патриотических чувствах у младших школьников;

На основе данных полученных при использовании методики
неоконченных предложений была построена диаграмма 3, отразившая
сформированность представлений о патриотических чувствах. (слайд 21)

Полученные данные свидетельствуют, что низкий уровень имеют почти половина исследуемых обучающихся. 43%(9чел)

Анализ результатов исследования показал, что уровень сформированности патриотизма у младших школьников недостаточный. Это отмечается недостаточным уровнем знаний исторического наследия страны, города, семьи и национальных традиций. Просматривается низкий уровень осознания понятия «патриотизм». Кроме того отмечается не вполне стабильное эмоционально-чувственное восприятие представления о патриотических чувствах. (обратная стрелка)

Таким образом, мы сделали вывод, что у детей отмечается недостаточный уровень сформированности патриотизма. Это потребовало проведения формирующего этапа, в процессе которого были проведены отдельные мероприятия в рамках программы патриотического воспитания.

(слайд 22) На втором этапеосуществлялосьформирование основ патриотизма. В течение практики мы провели ряд мероприятий направленных на формирование патриотизма у младших школьников: Классный час «Всё начинается с семьи», Викторина «Вспомнить всё», Классный час «Дети войны», урок ИЗО «В весеннем небе – салют победы», урок окружающего мира «Вставай страна огромная…».

(слайд 23) Кратко расскажу о классном часе «Дети войны»: главной целью мероприятия было формирование патриотических чувств у МШ. Была задача показать детям фильм «Дети войны», который на мой взгляд не оставил бы детей равнодушными. До фильма мы послушали стихи подготовленные обучающимися, вспомнили что же такое война. Затем посмотрели фильм, который вызвал у детей массу эмоций(один мальчик даже заплакал). Дети смотрели этот фильм не открывая глаз. После просмотра было обсуждение фильма, где было замечено что обучающиеся не остались равнодушными и активно включались в беседу. На их глазах было видно сопереживание и сострадание.

(обратная стрелка) На третьем этапе Мы исследовали изменения уровней сформированности патриотизма у младших школьников.

Для того, чтобы оценить эффективность комплекса занятий была проведена опытная работа. Мы использовали те же методики и методы, с помощью которых выявляли начальный уровень сформированности патриотических чувств.

(слайд24) Первоначальный этап был проведен в виде опроса, однако результаты были иные по сравнению с предыдущими, полученными в начале производственной практики.

Результаты опроса показали небольшую положительную динамику.

Осознание понятия «патриотизм» также проверялось с помощью сочинения, как и на начальном этапе опытно-практической работы. Результаты проведенного исследования также оформлены диаграммой 5, для оптимального отслеживания положительной динамики. (слайд 25)

В результате анализа было выявлено:

Низкий уровень уменьшился на 12% и составил 47% школьников (10 человек).

Средний уровень — остался неизменным, то есть 32% (7 человек)

Высокий уровень — соответственно увеличился на 12% и составил 21% (5 человек)

Для выявления представления детей о чувствах человека-патриота также была проведена методика «Неоконченные предложения».

(слайд 26) Полученные данные свидетельствуют, что уровень полноты представлений о патриотических чувствах у
младших школьников повысился. Высокий уровень теперь имеют
50% (10) учащихся, средний 36% (9) учащихся, низкий 14 % (3) учащихся.

В результате проведенной опытно-практической работы мы можем сказать: У детей повысился, уровень осознания понятия патриотизм, интерес к истории города, семьи, традициям. Имеют представления о чувствах человека патриота. Соответственно в данной части итоговой опытно-практической работы можно отметить небольшую положительную динамику.

(слайд 27) Заключение:Таким образом, отмечается положительная динамика в формирование патриотизма у младших школьников, что позволяет сделать вывод об эффективности комплекса мероприятий и создания основы для формирования гражданской культуры.

Переход с Windows на Mac OS


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: