Практика использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике

Процесс освоения учащимися рациональных форм движений отнимает немало учебного времени и сил у педагогов. Существенные трудности выполнения различных двигательных действий на уроках час-то возникают из-за несовершенной дифференцировки и «грубого» восприятия учащимися параметров собственных движений, что в свою очередь отражается на качестве усвоения движений и их точном выполнении. Решение подобной проблемы возможно с использованием в учебном процессе средства срочной информации – видеосъемки. (А.В. Ворон, 2014)

Условием, обеспечивающим возможность получать и пользоваться подаваемой учащемуся информацией, является точная оценка извне. Применительно к овладению двигательными навыками значение подобной оценки было отмечено многими авторами и сформулировано в форме

правила, гласящего, что знание результатов действия способствует более быстрому овладению навыком [4,7,10].

В этой связи срочная информация о параметрах выполняемого движения становится компонентом управления движениями.

Идея срочной информации, выдвинутая В.С. Фарфелем, предусматривает экстренное получение обучающимися объективных сведений о параметрах движений с целью коррекции их (движений)

или сохранения заданных показателей. Метод «срочной информации» представляет собой управляющее звено процесса обучения движениям (управляющая информация). Эффективность методов срочной информации подтверждена на материале обучения сложным по координации действиям. При этом, как показали исследования, обучаемый, выполнив попытку, должен проанализировать свое действие, количественно и качественно оценить его по выделяемой характеристике. После оценки необходимых параметров действия или движения он знакомится с показаниями приборов, зафиксировавших фактические значения характеристик, а затем уточняет свои двигательные представления о действии. С течением времени величина ошибки в субъективной оценке уменьшается и может быть практически сведена на нет.

Если информация об объективных значениях опознаваемых характеристик поступает незамедлительно после попытки (срочно) или во время исполнения (сверхсрочно), то формирование способности различать и оценивать параметры действия, управлять отдельными его характеристиками ускоряется [26,27].

Важно отметить в связи с этим, что при высокой скорости выполнения действия или движения информация о качестве движений (например, в метательных и прыжковых упражнениях) не успевает пройти по кольцам обратной связи. Не успевает также сформироваться решение о коррекции движения. Формирование двигательного умения в упражнениях, выполняемых в полную силу, неэффективно, поскольку экспериментально показано, что в этих случаях двигательные навыки формируются с погрешностями, большинство которых не удается впоследствии исправить.

Развитие цифровой техники позволяет сегодня использовать в качестве средства срочной информации цифровое изображение двигательного действия, которое получено с помощью видеокамеры (цифрового фотоаппарата) и впоследствии обработано при посредстве компьютерного программного обеспечения. Предлагается немало образцов цифровой техники, но наиболее пригодными для практики обучения двигательным действиям следует признать устройства, которые позволяют использовать режим «скоростная съемка». Данный режим в ряде цифровых фотоаппаратов позволяет производить видеосъемку с частотой от 60 кадров в секунду.

Указанные выше возможности образцов цифровой техники позволяют в процессе обучения технике двигательных действий на занятиях срочно (после выполнения двигательного действия) получать цифровые данные: о скорости бега на отдельных отрезках, о длительности движений, об угловых положениях частей тела и всего тела.

Для определения времени определенных отрезков разбега, бега или выполнения отдельных движений необходимо выполнить съемку и импортировать отснятый видеофайл из камеры в компьютер (ноутбук). При этом можно воспользоваться функцией программ-проигрывателей «видеозахват». При посредстве программного обеспечения (например, программы «VirtualDub») возможно определить точное время (по количеству кадров видеофайла) отдельного движения или пробегаемого учащимся отрезка дистанции. Знание точного времени и дистанции позволяет педагогу срочно (посредством несложных математических операций) определить скорость выполнения отдельного движения или пробегаемого учащимся отрезка дистанции. Точное определение границ отрезка дистанции можно определить исходя из предлагаемой блок-схемы (приложение № 2). Погрешность измерения при этом минимальна при частоте видеозаписи 60 кадров в секунду. Для определения угловых положений необходимо импортировать отснятый файл в программу «Adobe Photoshop» и при помощи инструмента «линейка» произвести необходимые измерения.

На основании полученной (с помощью цифровой техники) срочной информации представляется возможным непосредственно на уроке осуществлять педагогический анализ отдельных движений или

двигательного действия в целом.

Для исправления ошибок в упражнениях при посредстве видеосъемки рекомендуется использовать следующий алгоритм действий: произведение видеосъемки двигательного действия; анализ полученных данных двигательного действия (рассчитывается скорость и длительность отдельных фаз двигательного действия, угловые положения частей тела); сопоставление полученных данных с эталонными значениями или рекомендациями; принятие решения о коррекции движений; сообщение учащемуся задания, двигательной установки для исправления ошибки в следующей попытке выполнения двигательного действия или выполнение учащимся специально подводящих упражнений.

Анализ и интерпретация педагогом совместно с учащимся полученных с помощью цифровой камеры данных двигательного действия позволяет: соотнести чувственный опыт учащегося с объективными параметрами его движений; практически реализовать в учебном процессе методические принципы физического воспитания «сознательности и активности», «наглядности обучения».

Реализация принципа «сознательности и активности» требует побуждения занимающихся на уроках к самоанализу, самооценке, самоконтролю действий. Для этого необходимо в учебном процессе использовать возможности для развития у них способности анализировать удачные и неудачные выполнения упражнений; находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути устранения.

Для формирования способностей к анализу собственных движений, занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения силы, скорости, времени и других параметров движения с оценкой, получаемой

от преподавателя при посредстве технических устройств. При предоставлении учащимся (после выполнения ими попытки) цифровых данных и видеозаписи двигательного действия становится возможным

эффективное формирование логических связей между характером выполнения движений и его результатами. При этом словесная коррекция педагога вносит обобщенные уточнения в выполнение движения

(рано, поздно, меньше, больше). Эффект коррекции зависит от времени, затраченного на паузы между повторением движения. Чем короче пауза, тем выше эффект.

Реализация принципа «наглядности обучения» требует преимущественного использования на начальных этапах обучения форм опосредственной (демонстрация посредством технических средств) и

непосредственной (показ тренером) наглядности при постепенном переходе впоследствии к так называемым формам: двигательно-перцептивной (предусматривает формирование представления о физическом

упражнении за счет мышечных ощущений); смысловой (предусматривает формирование представления о физическом упражнении посредством формально-логических связей) наглядности. Комплексное использование всех форм наглядности в учебном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала [20,21,25]

На основе опыта использования видеосъемки в учебном процессе на занятиях по легкой атлетике рекомендуется: применять видеосъемку на уроках с учащимися, отнесенных к различным группам подготовленности; при организации учащихся на уроке использовать поточный метод; на этапе начального разучивания движений использовать средства видеозаписи на каждом занятии 2–4 раза в неделю по 6–8 применений для каждого учащегося за одно занятие; на этапе углубленного обучения – 1–2 раза в неделю по 4–6 применений для каждого учащегося за одно занятие; на этапе совершенствования – 1 раз в неделю по 3–4 применения для каждого учащегося.

При обучении технике спортивных упражнений с применением видеосъемки как средства срочной информации следует использовать типовую схему процесса обучения двигательным действиям, состоящую из трех этапов.

1 этап

Задача: создать представление у занимающихся о рациональной и эффективной технике изучаемого физического упражнения.

Средства: Рассказ о технике физического упражнения в процессе демонстрации ее при посредстве показа видеороликов и иллюстраций с помощью ноутбука или монитора.

Организационно-методические указания: целесообразно использовать демонстрацию техники физического упражнения в режиме «замедленный показ» с остановкой на наиболее важных, ключевых моментах выполнения. Демонстрацию техники сопровождать рассказом и объяснением основных закономерностей и условий выполнения физического упражнения. Сообщить основные правила соревнований.

2 этапЗадача: научить технике основного звена изучаемого физического упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства: выполнение специально-подводящих упражнений для овладения первоначально основным звеном техники изучаемого физического упражнения (бег – бег по дистанции, прыжки – отталкивание, метание – финальное усилие), а затем – отдельными его

фазами и техникой упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Организационно-методические указания: используется расчлененно-конструктивный метод обучения и поточный метод организации учащихся на уроке. Средства срочной информации (монитор, ноутбук, камера) следует располагать не более чем за 15 метров и перпендикулярно месту реализации основного звена техники или ключевого момента фазы техники. Камеру следует установить на штатив, сориентировав ее перпендикулярно направлению выполняемых упражнений. Расстояние от места установки камеры до объекта съемки будет зависеть от фокусного расстояния объектива камеры.

3 этап

Задача: совершенствование техники изучаемого физического упражнения в целом.

Средства: выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований.

Организационно-методические указания: используется целостный и расчлененный метод обучения. Следует обеспечить совершенное владение двигательным действием в целом в условиях его практического применения и его частями в условиях, максимально приближенных к соревновательным. Средства срочной информации (монитор, ноутбук, камера) следует использовать не только для видеоповторов физического упражнения, но и применять их для получения срочной информации о кинематических параметрах совершенствуемого физического упражнения (скорость на последних 5 метрах перед отталкиванием в прыжках, угловые положения частей тела при выполнении основного звена техники физического упражнения).

Выводы по первой главе:

Таким образом, мы пришли к следующим результатам: Компьютерные технологии формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности и спортивно-тренировочного процесса, которые оказываются более психологически приемлемыми, комфортными, мобилизующими творческие возможности, интеллектуальный и физический потенциал учащихся; Информационные технологии применяются: в качестве средства обучения, позволяющего совершенствовать процесс преподавания; в целях моделирования учебных и соревновательных ситуаций, тренировочного процесса и контроля за результатами обучения создаются возможности программно-методического обеспечения современных компьютеров; в качестве средства коррекции результатов учебно-тренировочной деятельности; Развитие цифровой техники позволяет сегодня использовать в качестве средства срочной информации цифровое изображение двигательного действия, которое получено с помощью видеокамеры, для осуществления педагогического анализа отдельных движений или двигательного действия в целом с целью исправления ошибок; Повышение эффективности управления информационными процессами в процессе обучения технике двигательных действий на занятиях по легкой атлетике положительно влияет на результаты обучения. Поэтому процесс обучения двигательным действиям на занятиях должен быть обеспечен наиболее точной информацией о результатах двигательной деятельности учащихся; Информационные технологии в современном спорте играет одну из ведущих ролей.

  • Глава выходит за пределы 24 страниц
  • Все перечисления в строчку
  • Точку перед скобкой ставить нельзя, только после скобки!!!

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования

1. Изучить теоретические основы использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике.

2. Провести сравнительный анализ традиционной методики формирования техники бега на короткую дистанцию и методики использования информационных технологий в формировании техники бега на короткую дистанцию, используемую тренерами спортсменов – спринтеров учебно-тренировочной группы 3-го года обучения ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска в технической подготовке. 3.Обосновать эффективность процесса использования информационных технологий в технической подготовке спортсменов – спринтеров учебно-тренировочной группы 3-го года обучения ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска.

Методы исследования

1. Анализ литературных источников и документальных материалов.

2. Опрос (анкетирование).

3. Педагогическое наблюдение.

4. Педагогическое тестирование.

5. Методы математической статистики.

1. Анализ литературных источников и документальных материалов -это объективный анализ имеющихся по конкретной проблеме литературных данных (С.А. Махов, 2014).

При анализе литературных источников (книги, учебники, журналы и др.) основное внимание уделялось работам, в которых рассматривались вопросы, в большой мере относящиеся к теме исследования по использованию информационным технологиям, а также техническая подготовка легкоатлетов – спринтеров.

Наиболее полную информацию мы нашли в литературных источниках авторов: Ашмарин Б.А., Воронин В.И, Жилкин А.И, Зациорский В.М, Лутковский В.В, Озолин Н.Г, Воронов И.А,

2. Анкетирование – это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты (Л.И. Лубышева, 2001).

Анкетирование было проведено среди тренеров-преподавателей ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска.

Цель анкетирования заключалась в выявлении умения использования информационных технологий в процессе педагогической деятельности

В анкетировании приняли участие 8 человек. Содержание анкеты представлено в приложении 1.

3.Педагогическое наблюдение — это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (Кушнер Ю. З., 2001). Педагогическое наблюдение велось за процессом технической подготовки спортсменов – спринтеров учебно-тренировочной группы 1-го года обучения ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска. С этой целью сформирована контрольная группа спортсменов в количестве 8 человек.

Для проведения педагогического наблюдения была разработана карта наблюдения (таблица 1).

Таблица 1

Карта педагогического наблюдения за учебно-тренировочным процессом спортсменов – спринтеров учебно-тренировочной группы

3-го года обучения ДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска

№ занятия Задачи Средства Методы Средства информационных технологий

4. Педагогическое тестирование – это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых (Казиев,2008). Содержание теста представлено в приложении 1.

5. Экспертная оценка – это………………….

Она применялась при установлении уровня технической подготовленности спортсменов в беге на дистанцию 100 м. В состав экспертной группы вошли тренеры ДЮСШ .. в количестве 3 человек. Оценивались: длина шага, работа рук, подъем бедра, частота шагов, постановка стопы, положение туловища.

Техническая подготовленность определялась по следующим критериям:

10 баллов – идеально выполненное движение; полностью копирует движение с учебника/картинки;

9 баллов – отлично выполненное движение без каких-либо замечаний;

8 баллов – хорошо выполненное движение без каких-либо серьезных замечаний;

7 баллов – хорошо выполненное движение с небольшими неточностями без серьезных нарушений в общей картине движений ;

6 баллов — хорошо выполненное движение с небольшими неточностями, с последующим нарушением техники движения;

5 баллов – выполненное движение с небольшим количеством недочетов;

4 балла – выполненное движение с большим количеством недочетов;

3 балла – выполненное движение, которое заново придется разучивать;

2 балла – технически неправильное выполнение движения;

1 балл – отвратительно выполненное движение. Где такую методику оценки взял??????

5. Методы математической статистики — это……………….В исследовании использовались для оценки результатов исследования.

t – Критерий Уайта, параметрический критерий, который применяется для определения сходства или различия уровня развития какого-либо признака в двух различных группах испытуемых.

Бег на 100 метров | Анализ техники


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: