Педагогическая практика, IV курс
(воспитательный аспект)
Целью практики является подготовка студентов к освоению технологий организации воспитательной работы с учащимися в качестве помощника классного руководителя.
Педагогическая практика студентов IV курса способствует решению следующих задач:
— формирование навыков профессиональной воспитательной деятельности на основе изучения опыта классного руководителя;
— овладение умениями и навыками организации воспитательной деятельности в классном коллективе;
— ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса школы.
Студенты своевременно предоставляют методисту по педагогике следующую отчетную документацию.
1. Дневник по педагогической практике (воспитательный аспект).
В дневнике по педагогической практике (отдельная тетрадь) должна быть отражена информация о классном руководителе, учащихся класса, о последовательности и содержании прохождения педагогической практики и оформляться с учетом следующих требований:
1 стр. – оформление титульного листа:
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Дневник прохождения производственной педагогической практики (воспитательный аспект) на базе ________________________________________________________ (ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 19») с «___»__________ 20___ г. по «___» __________ 20 __ г. студента(ки) IV курса, группы _____факультета _________________ _______________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) |
I раздел – информационный: содержит
— данные о классном руководителе (фамилия, имя, отчество, контакты, специальность, стаж работы, аттестационная категория); расписание звонков и уроков прикрепленного класса;
— списочный состав класса по форме последней страницы журнала с указанием адреса проживания, количественного и качественного состава семьи, социального положение родителей, успеваемости за последнюю четверть, группой здоровья, общественных поручений, интересов (клубы, спортивные секции и др.);
— схему рассадки в классе.
II раздел – аналитический: содержит план воспитательной работы классного руководителя на учебную четверть; анализ плана воспитательной работы классного руководителя на учебную четверть (Приложение 3);
III раздел – практический: содержит индивидуальный план учебно-воспитательной работы, отражающий ежедневную деятельность студента в качестве помощника классного руководителя.
Индивидуальный план учебно-воспитательной работы студента.
№ | Дата | Учебно-воспитательная работа | Примечания |
IV раздел – итоговый: содержит творческий отчет о прохождении педагогической практики (воспитательный аспект) (Приложение 4)
2. Сценарий воспитательного проекта (классный час, информационный час, внеклассное мероприятие) проведенного с учащимися закрепленного за студентом класса (Приложение 5,6).
На титульном листе сценария воспитательного проекта фиксируется дата его согласования с классным руководителем, методистом по педагогической практике, а так же выставляется отметка по результату осуществления данного проекта.
В сценарии проекта должны быть отражены следующие позиции:
— цель;
— задачи;
— форма проведения;
— необходимое оборудование;
— план (этапы подготовки и проведения);
— ход мероприятия с подробным описанием всех этапов (организационный, основной, заключительный);
— список использованной литературы;
— приложения (по необходимости).
Основная литература
1. Артеменко, З.В. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артеменко. – Минск, 2001
2. Педагогическая практика студентов: теоретические основы и опыт организации / под ред. В.П. Тарантея. – Гродно, 2004
3. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / М.И. Рожков. – М., 2000
4. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность / Г.Б. Скок. – М., 1998
5. Цыркун, И.И. Учебная ознакомительная практика по педагогике: от фактов педагогической деятельности к моделям эффективной деятельности / И.И. Цыркун. – Минск, 2006
6. Симонов, В.П. Педагогическая практика в школе / В.П. Симонов. – М., 2000
7. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения / Т.Г. Григорьева. – М., 1997
8. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М., 2003
9. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. – М., 2001
10. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. – М., 1993
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Права и обязанности студентов-практикантов
- своевременно выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики;
- соблюдать правила внутреннего распорядка школы, организуя свою педагогическую деятельность (6 часов в день) в соответствии с индивидуальным планом работы и планом работы классного руководителя, рекомендациями администрации школы;
- на основе сотрудничества с классным руководителем, активно участвовать в организации и осуществлении воспитательного процесса класса;
- взаимодействовать с классным руководителем, методистом по практике по решению методических вопросов и проблем, возникающих в процессе прохождения педагогической практики; вносить предложения по совершенствованию воспитательного процесса класса, совершенствованию программы педагогической практики;
- участвовать в совещаниях, общешкольных мероприятиях; в целях совершенствования организации воспитательного пространства класса, использовать, материально-техническую базу школы;
- невыполнение требований, предъявляемых к практиканту классным руководителем, методистом по педагогической практике или администрацией школы, влечет к отстранению от прохождения практики. Отстранение от педагогической практики или признание работы студента неудовлетворительной приравнивается к невыполнению учебного плана семестра и по решению факультета может повлечь назначение повторного прохождения практики без отрыва от учебных занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2