Праздников в детском саду

Особенности организации и проведения русских народных

Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют своицели и задачи. Конечно, самая первая — это создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру, что позволит детям узнать о традициях праздника, о его организации. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству, и на основе этого интереса формируются его моральные и нравственные качества. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события формирует у детей художественный вкус, сплачивает детей и взрослых, между ребенком и взрослым возникает полезное сотрудничество. Самое главное, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Взрослые должны дать выход детским стремлениям, способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, сохранению традиций и обычаев русского народа.

При организации праздников как особого вида использования свободного времени следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга, — это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, стояние всеобщей гармонии. И особенно важно то, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия, по определению Ю.Г. Круглова, — это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа (как, впрочем, и любого другого народа) ..Поэтому подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования основ культуры ребенка, так как он получает знания, знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их. У ребенка постепенно формируются навыки и умения в организации праздничного веселья, складывается культура проведения праздника. Для того, чтобы сформировать праздничную культуру, взрослым следует позаботиться о том, как вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно. В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены коллектива детского сада: музыкальный работник, воспитатель, старший воспитатель, заведующая и т.д. Конечно же, приобщаются и дошкольники.

Программу составляют так, чтобы в нее можно было внести изменения. Обсуждается и утверждается она на совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который изучает ее, учит песни и танцы. Ведущий, музыкальный руководитель и воспитатель вместе обдумывают программу праздника, расположение детей на нем, последовательность детских выступлений. К сожалению, иногда подготовка к празднику сводится к бесконечным репетициям, и отрицательно сказывается на ходе самого праздника, пропадает интерес у детей, появляются безразличие и скука [Запорожец, Леонтьев 1995]. Роль ведущего очень велика в процессе праздника. Он как бы объединяет всех детей, взрослых, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит, и оживляет весь праздник. Исходя из этого, очень важно, чтобы у ведущего была хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым по характеру, умел шутить и, что особенно важно, был искренним, чтобы в нем не ныло самолюбования и фальши. Он должен быть веселым, естественным и жизнерадостным. Иногда, если в коллективе нет таких сотрудников, которые могли быть ведущим, можно так составить весь ход праздника, что ведущими будут сами дети вместе с музыкальным руководителем (особенно в старших группах детского сада).

При оформлении зала и группы важно привлекать детей, использовать их рисунки, поделки. Все это, вместе взятое, будет воспитывать художественный вкус, развивать интерес к продуктивной деятельности (рисование, аппликация, конструирование и т.д.). На праздник приглашаются родители. Совместные переживания детей и взрослых сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка, и в будущем смогут ему помочь стать интересным и активным школьником. В свою очередь, дети чувствуют, что их любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся им помочь.

При оформлении помещения к празднику нужно всегда помнить о следующих основных правилах:

— дизайн должен отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для ребенка;

— развивать у детей художественно-эстетический вкус;

— создавать радостное настроение, предвосхищать события, которые будут развиваться, т.е. вызывать чувство интереca к предстоящим событиям.

Вообще при подготовке к празднику надо продумать, как будут соблюдены санитарно-гигиенические правила (уборка помещения, костюмы, атрибуты для игр, длительность праздника, прием гостей).

  • Учитывая, какое большое значение имеет праздник для ребенка, очень важно серьезно, вдумчиво отнестись к его содержанию. В первую очередь весь отобранный материал должен быть доступен ребенку. Не следует перегружать праздник излишними трудными произведениями, т.е. надо учитывать возможности ребенка и группы в целом.

При составлении сценария праздникана любую тему надо соблюдать общие правила:

• яркое и торжественное начало праздника;

• развертывание сюжета праздника, где отражается его основная идея, предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.д., которые идут по линии увеличения эмоционального подъема.

Длительные по времени праздники утомляютребенка, он перевозбуждается, и наступают подавленность, депрессия, появляются капризы и слезы. Обычно длительность праздника 45-50 минут у старших детей и 30 минут — у детей младших групп.

Особое внимание следует уделить играм и танцам. Очень интересны для детей игры, где присутствуют соревновательные моменты, где участвуют взрослые, мамы, папы, старшие сестры и братья. Используя игры, надо помнить, что они являются частью всего сценария и сочетаются со всем содержанием праздника . В программу обязательно входят пляски, хороводы, народные и бальные танцы. Их направленность зависит также от содержания праздника. Цель — создать веселое настроение, иногда раскрыть содержание праздника. В практике работы детских садов часто используются старинные и современные танцы. Используя их, необходимо вести предварительную работу по ознакомлению с содержанием танца, его основной идеей и затем — детальная отработка движений и продумывание костюма для танцующих. Следует помнить, что ребята любят играть и танцевать со взрослыми. В этом случае веселье становится всеобщим.

Несколько слов следует сказать и о художественном слове. При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, они чаще всего его затягивают и вносят скуку. Поэтому целесообразно, чтобы стихи были небольшими, соответствовали содержанию праздника и возрасту детей, а также были высокохудожественными. Использование инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов — все это вносит элемент театрализации в действие, что в большинстве случаев интересно детям и их это увлекает.

Хороший праздник — это значит, детям было весело, интересно и он оставит положительные впечатления надолго. И ребенок, став взрослым, сохраняет традиции, которые он усвоил во время празднования.

Праздник осени в детском саду 1717


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: