ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
Имя ребенка: ______________________________________________________
Дата рождения: ______________________________________________________
Место жительства: ___________________________________________________
Телефон (дом./раб.): _________________________________________________
Ф.И.О. родителя, присутствующего на обследовании: ____________________
_____________________________________________________________________
Дата, время проведения обследования: _________________________________
Место проведения:____________________________________________________
Медицинский диагноз.
— Когда и кем поставлен.
— Как проходили беременность, роды; была ли травма;
— когда заметили отклонения в развитии, что именно встревожило;
— когда ребенок начал держать головку, сидеть, ползать, ходить, брать
в руки предметы, жевать, есть, одеваться, раздеваться;
— когда стал фиксировать взгляд на предметах, людях; узнавать родных;
реагировать на обращенную речь, говорить звуками, слогами, словами,
предложениями;
— в каких медицинских учреждениях наблюдался (наблюдается);
— делался ли ребенку массаж, ЛФК;
— какие педагогические учреждения посещал;
— были ли индивидуальные занятия с логопедом, учителем;
— другая информация.
Ситуация в семье.
— состав семьи; имена, возраст, род занятий и место работы взрослых;
— есть ли еще дети, их возраст, посещают ли школу, д/с, др.; как идет их
развитие; как относятся к брату/сестре-инвалиду;
— есть ли кто-либо еще, помогающий ухаживать за ребенком;
— жилищно-бытовые условия.
— др. информация.
4.1. Моторика
4.1.1. Общая:
— подвижность частей тела;
— равновесие, координация: сидит, стоит (с помощью или без), сидит на корточках, стоит на носках, стоит на одной ноге, может попрыгать на двух ногах, стоит на стуле/скамейке; движения рук уверенны и точны;
— передвижение: ползает на спине или животе, может сидеть, стоять, ходить с помощью или без нее; подниматься/спускаться по ступенькам, бегать, забираться на стул и т.д.
4.1.2. Мелкая:
— действия целой кистью: сжимает пальцы в кулак; удерживает / роняет, положенные в руку крупные/мелкие предметы (какие); ощупывает предметы; дотрагивается до предметов, берет их полной кистью, перекладывает их из руки в руку; держит по предмету в каждой руке; вынимает/складывает предметы в корзину;
— действия пальцами: может пошевелить отдельными пальцами; берет маленькие предметы, пользуясь пинцетным хватом; пользуется указательным жестом; опускает маленькие предметы в коробку / отверстие; разворачивает конфеты; отвинчивает крышки, колпачки и т.д.; насаживает кольца на палку; нанизывает бусины на нитку; листает страницы; наматывает нитку на палец; может конструктивно обходиться с глиной/пластилином, кубиками;
— действия с инструментами: царапает мелом / карандашом; ножницами режет бумагу, ткань; может провести линию на чистом листе, между двумя др. линиями, по линии; раскрашивает картинки; разрезает бумагу, ткань по начерченным линиям; вырезает картинки ножницами; пользуется столовыми приборами (в какой степени); пользуется отверткой, ключом при работе с конструктором; и др.
4.2. Речь
4.2.1. Пассивная:
— реагирует на свое имя; выполняет простейшие просьбы, запрет (на, дай, нельзя…); на вопрос ~Где мама?~ смотрит/показывает на маму; показывает на называемые предметы, части тела; понимает и выполняет просьбы, связанные с ориентацией в пространстве; понимает ~сложные~ просьбы (закрой дверь и иди сюда; сначала вымой руки, потом садись за стол…) и др.
4.2.2. Активная:
— монотонно кричит; произносит только гласные/согласные звуки; произносит слоги по цепочке (га-га-га),двойные (га-га,ма-ма), сложные (га-ма, га-бу); смотрит в рот, когда взрослый отчетливо произносит звук/слог/слово; пытается повторить; первые слова-звукоподражания (би-би -машина, ав-ав -собака…); называет :~мама, папа~, свое имя, предметы; отвечает на вопросы ~да/нет~; называет действия; строит короткие предложения; обозначает себя ~я~, употребляет др. личные местоимения; употребляет слово ~почему~; отвечает на вопрос полным предложением; связно рассказывает о переживаемом событии; описывает картинку, игрушку, пересказывает историю и т.д.
4.3. Социальная адаптация
4.3.1. Контакт со взрослыми:
— реакция на телесный контакт (касание рукой, поглаживание и т.д.); реакция на обращенную речь; реакция на изменение интонации (ласковый/строгий, серьезный/веселый), громкости голоса;
реакция на похвалу, успех в каком-либо действии; вступает в контакт с любым взрослым или избирательно (только мама); контакт, только если требуется помощь и др.
4.3.2. Контакт с детьми:
— отходит или нет, когда к нему походят дети; подходит сам к детям, с какой целью (погладить/ударить, дать что-либо или отнять и т.д.); пытается заговорить с другими; присоединяется к игре; может играть по правилам; проявляет симпатию/антипатию к конкретным детям и др.
4.3.3. Поведение на занятиях:
— сидит / не сидит вместе с другими; выполняет или нет требования учителя; включается в совместную деятельность (легко/трудно, на какое время); сам начинает делать то, что делают другие или требуется посторонняя помощь и получается ли потом самостоятельно; проявляет активность, спешит или делает очень медленно; как воспринимает помощь учителя/мамы/детей на занятии.
4.3.4. Поведение в конфликтной ситуации:
— проявляет ли агрессию или самоагрессию, плачет, смеется, безразличен, др. реакция.
4.3.5. Отношение к вещам:
— бросает игрушки, предметы; кусает, ломает, разбирает игрушки (возможно из любопытства ~что там внутри~ или как проявление агрессии); проявляет интерес только к определенным игрушкам, предметам; знает назначение предметов (стул, стол, карандаш, ножницы, книги, бумага, мел и т.д.) или нет (берет карандаш, мел в рот и т.д.); может использовать предметы по назначению.
4.4. Самообслуживание (одевание раздевание, еда, умывание, туалет).
Степень самостоятельности:
- полностью сам(а) (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, самостоятельно),
- требуется незначительная помощь,
- нуждается в значительной помощи,
- выполняет за ребенка взрослый.
4.5. Общее эмоциональное состояние:
- бодрое (жизнерадостен, контактен, отсутствуют страхи);
- спокойное (положительное отношение к окружению, менее контактен, менее эмоционален);
- возбужденное (неустойчивая деятельность, крик);
- подавленное (вял, бездеятелен, тихо и долго плачет);
- неустойчивое (переходит от одного настроения к другому).
4.6. Мотивация:
- трудно увлечь чем-либо или легко;
- радуется успеху или безразличен;
- расстраивается или безразличен к неудачам;
- пробует ли еще, если не получается;
- реакция на шум, крик, смех, плачь, музыку.
4.7. Реакции на занятиях
4.7.1. Познавательные реакции — совокупность отдельных познавательных действий, направленных на выявление внешних свойств и качеств предмета, на получение информации о предмете и его функциональном назначении. При этом выделяются: оpиентиpовочно-исследовательские действия, манипуляции, зрительные реакции.
4.7.1.1. Оpиентиpовочно-исследовательские действия (действия направленные на обследование предмета):
- захват,
- pассматpивание,
- выслушивание,
- поглаживание,
- сжимание,
- надавливание,
- обследование частей предмета,
- постукивание,
- встpяхивание,
- приложение — наложение (сопоставление) предметов,
- оральное обследование предметов.
4.7.1.2. Манипуляции — действия, производимые с предметами, в ходе совершения которых:
- не учитываются особенности предмета,
- нет направленности на его обследование;
- действия неадекватны функциональному назначению данного предмета
(неспецифические манипуляции).
При выполнении других – предмет используется в соответствии со своим функциональным назначением, действия адекватны предмету, способствуют его обследованию.
4.7.1.3. Зрительные реакции – установление зрительного взаимодействия ребенка с предметом:
- фиксиpованный (pебенок «останавливается» взглядом на предмете в течение значительного вpемени);
- не фиксиpованный (взгляд pебенка «скользит» по пpедмету, не останавливался для его длительного pассматpивания).
4.7.2. Эмоциональные реакции(реакции оценивания поступающей информации о внешнем и внутреннем мире).
Форма эмоционального реагирования:
- общее оживление (двигательное, эмоциональное);
- улыбка, смех (как выражение удовольствия, радости);
- вокализации (как голосовые проявления положительной или отрицательной эмоции).
Пpоявления преимущественного знака эмоций:
- положительный,
- отpицательный.
Степень интенсивности эмоциональных реакций:
- нейтpальная,
- умеpенная,
- высокая.
Степень эмоционального контpоля. (Способность ребенка управлять своими эмоциональными проявлениями):
- успокаивается сам;
- успокаивается по просьбе взрослого;
- успокаивается при переключении на другую деятельность;
- требуется взять за руку или обнять;
- требуется выйти с ребенком из класса.
4.7.3. Речевые реакции – пpедставляют собой pазличного pода высказывания детей, сопpовождающие их пеpцептивную или пpедметную деятельность и носящие:
- планиpующий,
- констатирующий,
- отчетный хаpактеp.
Высказывания, напpавленные на установление и поддеpжание взаимодействия со взpослым, могут быть рассмотрены в рамках коммуникативной деятельности детей. Это вид pеагиpования детей, пpоявляется в пpоизнесении:
- лепетных слов,
- звукоподpажаний,
- слов,
- фpаз, отоносящихся к пpоцессу взаимодействия pебенка с предметом или человеком.
4.8. Познавательная деятельность.
- ориентация в пространстве (понятия: рядом, перед, позади, вверху, внизу …);
- цвет, форма, величина, количество (один, много, счет);
- ориентация во времени (расписание дня, время суток (утро, день …), время года …);
- чтение, письмо (распознание изображений на картинке, рисование человечка / домика …, чтение / письмо буквы / слова / фразы…);
- анализ / синтез: выделение части и целого (корень, ствол, крона (ветви), листья — дерево); выделение существенных признаков объектов (длинный рыжий хвост — лисица; длинные белые уши — заяц …); обобщенные понятия (яблоко, груша — фрукты).
4.9. Реакция на ЛФК, массаж, гидротерапию.
Предложения, задачи по обучению ребенка.
Обследование пpоводил(а): __________________
Дата составления отчета: ____________________