Предпразднство — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. предпразднство длится от одного до 5 дней.

Попразднство — это богослужебный период продолжения воспоминания праздника после дня самого праздника. Последний день попразднства называется отданием праздника.

Количество дней попразднства двунадесятых праздников вместе с днем отдания — от одного до восьми дней. Попразднство Пасхи — 38 дней.

Основные особенности богослужений Страстной седмицы и праздника Пасхи.

Великий Четверг (воспоминание Тайной Вечери) — утром Литургия.

В Великий Четверг вечером — вечерняя служба с чтением Страстных Евангелий.

В Великую Пятницу утром — Царские Часы.

В Великую Пятницу днем — на службе происходит вынос плащаницы ( плащаница торжественно выносится во время богослужения из алтаря и полагается на центре храма).

В пятницу вечером — чин погребения ( во время службы священство берет плащаницу с центра храма, выходит из храма и обходит вокруг него при пении трисвятого и погребальном звоне колоколов, плащаница заносится обратно в храм и полагается на середине).

В Великую Субботу утром — Литургия.

В ночь с субботы на воскресенье, незадолго до полуночи, перед плащаницей совершается полунощница. Плащаница уносится в алтарь. В полночь священство торжественно выходит из Царских дверей с песнопением, выходит из храма, обходит храм вокруг и перед храмом начинается Пасхальная утреня, через короткое время священство заходит в храм и утреня продолжается уже в храме. После утрени поются Пасхальные Часы и совершается Пасхальная Литургия. Утром в воскресенье может совершаться еще Литургия.

Особенности украшений праздников цветами. Праздник Успения Пресвятой Богородицы, чин погребения. Вынос Креста.

При совпадении двух значимых праздников (в т. ч. Воскресение и попразднества) по центру храма могут быть размещены две иконы ( на двух аналоях, или на одном двойном).

На воскресной службе икона Воскресения Христова в середине службы заменяется на некоторое время богослужебным Евангелием.

По традиции, при Венчании по центру на аналой кладется Евангелие, но встречается, что по центру оставляют аналой с иконой, тогда Евангелие кладется на другой аналой/тумбочку.

При украшении купели на Крестинах, существует опасность поцарапать купель проволокой, если на ней крепить цветы.

Накануне праздника Успения служится всенощное бдение, в середине которого, по обычаю, плащаница выносится из алтаря и полагается на середине храма. В самый день праздника, вечером, или вечером следующего дня (в разных храмах по разному, и в зависимости не вечер ли это субботы), совершается чин погребения, схожий с тем, который совершается в Великую Пятницу вечером.

Вынос Креста совершается: на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня ( 14 августа), на двунадесятый праздник Крестовоздвижения, Великим Постом на Крестопоклонную Неделю (третье воскресенье Поста). На вечерней службе накануне праздника, в конце Великого Славословия, при пении Трисвятого, Крест ( обычно украшенный цветами)выносится из алтаря (священник несет Крест на своей голове, придерживая руками), торжественно проносится по всему периметру храма (внутри храма) и полагается на середине храма для поклонения верующих. После Недели (т. е. воскресный день) Крестопоклонной и после праздника Крестовоздвижения Крест находится на аналое в храме в течении недели, праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня попразднества не имеет, и потому Крест находится на аналое 1 день.

На праздник Крестовоздвижения в кафедральных соборах и в некоторых других храмах совершается дополнительно, после обхождения с Крестом по храму, чин Воздвижения Креста ( для него может понадобится дополнительно украсить цветами широкий сосуд, в который будет стекать вода, возливаемая на Крест во время чина Воздвижения).

Цвет облачений.

Ниже даются цвета облачений, согласно московской практике (следует помнить, что в других епархиях может быть другая практика, кроме того, и в Москве на каких-то приходах возможны некоторые отличия).

Господские:

Пасха — красные (начало службы в белых, потом меняются на красные, местами существует практика менять на Пасхальной службе все цвета).

Вознесение — белые

Троица (и Вербное воскресение) — зеленые

Крестовоздвижение и Изнесение Честных Древ — бордовые или красные (Крестопоклонная — фиолетовые)

Рождество и Крещение — белые

Сретение — голубые (синие)

Воскресение — желтые

Богородичные — голубые (синие)

Преподобный — зеленые

Апостол, равноапостольный, святитель — золотые (желтые)

Мученик — красные

Благоверный князь — желтые (но если преподобный — могут быть зеленые, если мученик или страстотерпец — красный/бордовый)

Пророк — желтые (но усекновение главы Иоанна Предтечи — красный)

Праведный — желтый

Ангел, архангел — белые.

249. Буква в духе. Седмичный богослужебный круг


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: