Преподаватель кафедры физического воспитания в вузе

Деятельность специалистов по физической культуре в учебных заведениях (ВУЗах, техникумах, СПТУ, школах и других высших и средних учебных заведениях) имеет много общего. Вместе с тем, есть и различия, специфические особенности в разных по уровню и характеру учебных заведениях.

Общим является, прежде всего, учебная, воспитательная, а также и организационная работа.

Учебная работа осуществляется согласно Учебной программе, по расписанию два раза в неделю по одному часу. На ее подготовку и проведение у преподавателя уходит 55-60% всего служебного времени. Кроме того, преподаватель осуществляет и научно-исследовательскую работу.

Преподаватели кафедр в процессе своей деятельности решают комплекс образовательных, воспитательных, оздоровительных, организационных задач. К числу их относится воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование знаний в области теории физической культуры, ее структуры, содержания, средств, методов, форм организации занятий. К сожалению, далеко не все студенты обладают такими знаниями и имеют такие потребности. Многие относятся к физической культуре, равнодушно, а некоторые — негативно.

Молодой специалист, окончивший любой (не физкультурный) вуз, должен владеть необходимым в жизни объемом теоретических сведений и практических умений, навыков для грамотного использования средств физической культуры, для укрепления собственного здоровья и совершенствования своих физических способностей. Эти знания и его практический опыт пригодятся ему в тех случаях, когда у него возникает возможность или необходимость выполнять (на общественных началах или за вознаграждения) функции инструктора-методиста, судьи по спорту.

Важной задачей неспециального физкультурного образования в вузе является профессионально-прикладная физическая подготовка, которая направлена на развитие физических способностей и двигательных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности: противодействие неблагоприятным для здоровья условиям и характеру труда.

Учебные программы по физической культуре в настоящее время значительно децентрализованы, т.е. вузам предоставлена возможность корректировать содержание и формы занятий с учетом местных и национальных традиций, материальной базы (наличие или отсутствие стадиона, плавательного бассейна, спортивного зала, лыжной базы), специализации вуза.

В этом плане большое значение имеет творчество преподавателей, их инициатива и результаты научно-исследовательской работы, которой занимаются около 70% преподавателей.

Традиционным для научно-исследовательской работы (НИР) вузов является решение таких проблем как: улучшение учебно-методической работы, развитие физических способностей, повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовки, совершенствование форм организации занятий физическими упражнениями, изучение взаимосвязей культуры и физической культуры, рекреационных форм занятий студентов физическими упражнениями и др.

Значительное место в работе преподавателей занимает организация досуга студентов, разумного проведения свободного времени, физическая рекреация. Это весьма важный раздел работы, поскольку на состояние физического и психического здоровья студентов в значительной степени влияет гиподинамия и гипокинезия (голод движений), связанные с большими объемами умственной и психической нагрузки.

Многочисленные опросы, проведенные в различных вузах страны, свидетельствуют о том что около 80% студентов изъявляют желание заниматься различными физическими упражнениями, играми именно в рекреационных формах. Для большинства студентов необходима своя, достаточно специфичная система проведения физкультурных мероприятий, обеспечивающая им разумный физкультурный досуг. Это совокупность добровольно выбранных студентами физических упражнений, игр и развлечений на основе двигательных действий. Они удовлетворяют потребности студентов в общении, активном отдыхе, оздоровлении, развлечении.

Благоприятные условия для физической рекреации имеются в летних и зимних студенческих спортивно-оздоровительных лагерях, где можно проводить различные соревнования утренние зарядки, игры, походы. Как правило, в них отдыхает профессорско-преподавательский, лаборантский и технический состав со своими семьями, которые тоже вовлекаются в физкультурно-рекреационную деятельность.

Для успешной профессиональной деятельности и роста профессионального мастерства преподавателю необходимо трудолюбие, целеустремленность, настойчивость и гибкость в действиях, творчество и инициативность. Важно не останавливаться на достигнутом. Неудовлетворенность результатами своей работы -важный показатель творческих и интеллектуальных возможностей педагога. Отсутствие творчества и инициативы приводит к формированию шаблонов, стереотипов, автоматизма.

Быстрейшей адаптации молодого преподавателя помогает хорошая организация его труда, которая предполагает постоянное и реальное планирование его времени (как служебного, так и личного),рациональное использование его, самоконтроль выполнения планов и результатов работы, самообразование, организацию и поддержание в порядке своего рабочего места дома и на кафедре. Важное значение в организации труда имеет умение сочетать различные виды трудовой деятельности, а также труд и отдых.

В организацию труда входит своевременное и достаточно полное укомплектование своей личной библиотечки учебно-методической и научной литературой.

Кроме самостоятельного изучения общей и специальной литературы, посещения театра, выставок, соревнований важными формами самообразования являются такие, как активное участие в методических заседаниях кафедры, семинарах, в различного рода конференциях, в разработке методических материалов, документов. Регулярно, один раз в 4-6 лет преподаватели обучаются на факультетах повышения квалификации при физкультурных вузах.

Уровень культуры педагога, его интеллектуальную основу определяют его общее образование, постоянная и систематическая работа по самообразованию, начитанность, осведомленность в общекультурных, общепедагогических и специальных профессиональных вопросах. Все это служит необходимой качественной основой для усвоения профессионально важной и необходимой информации.

Культура педагога в значительной степени определяет его способность и возможность воспринимать и перерабатывать новые научные сведения, обеспечивает долгосрочность хранения и воспроизведения профессиональных знаний, способствует творческому подходу к разработке новых методов работы, поиску и использованию нетрадиционных средств.

Способности учителя, как и любого другого специалиста, формируются только в процессе осмысленной, целеустремленной и хорошо организованной профессиональной деятельности. Только в этом случае способность перерастает в призвание, а призвание — в талант.

Фильм к 80-летию кафедры физического воспитания НГУ 2009


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: