Пример 2. использование письменных источников при изучении нового материала.

Анализ исторических источников на уроках истории как один из способов формирования навыков смыслового чтения.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание содержания текста. Письменный исторический источник также представляет собой определенный текст. Умение работать с историческим источником — устным, письменным или вещественным — является базовым навыком.

Особенностью всех исторических источников является наличие в них не только прямо выраженной, намеренной информации, но и ненамеренной, косвенной (иногда её называют скрытой). При этом косвенная, скрытая, информация нередко полнее и глубже отражает изучаемое событие.

Работа с историческим источником складывается из ряда последовательных этапов. На этапе интерпретации источника исследователь стремится лучше понять ситуацию, в которой находился автор, замысел произведения и способ воплощения замысла. Это необходимо для того, чтобы выявить заключённую в источнике информацию. От интерпретации источника исследователь переходит к анализу его содержания. Это собственно внутренняя критика источника, выявление его содержания и выяснение, насколько заключённая в источнике информация соответствует реальной исторической действительности. Завершающий этап изучения источника – источниковедческий синтез. Синтез – не просто обобщение, суммирование информации, а воспроизведение исторической действительности, максимально приближенной к объективной реальности, то есть реконструкция исторического прошлого.

Рассмотрим некоторые примеры работы письменными историческими источниками на уроках истории.

Пример 1. Использование письменных источников в качестве инструмента мотивации.

В начале изучения темы «Внешняя политика СССР в начальный период «Холодной войны»» учащимся предлагается изучить 2 документа: фрагмент речи У. Черчилля в Фултонеи фрагмент «Доктрины Трумэна». Это позволяет подвести учащихся к формулированию темы урока, анализу причин «холодной войны».

Речь Черчилля в Фултоне.

На картину мира, столь недавно озаренную победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и ее международная коммунистическая организация намереваются сделать в ближайшем будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии — я не сомневаюсь, что и здесь тоже, — питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть ее на своем законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем ее флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты — уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, — о нынешнем положении в Европе.
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы — Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы. Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и всюду стремятся установить тоталитарный контроль. Почти все эти страны управляются полицейскими правительствами, и по сей день, за исключением Чехословакии, в них нет подлинной демократии.

Доктрина Трумэна.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события. Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы.

Пример 2. Использование письменных источников при изучении нового материала.

18 июня 1915 года, Епанешников Алексей Яковлевич, боец 151 пех. Пятигорского полка

В первых строках моего письма я кланяюсь Настасье Листратовне. С любовью низкий поклон и желаю от Господа Бога доброго здоровья и скорого и счастливого успеха в делах ваших. Еще я кланяюсь своим любезным деткам. С любовью низкий поклон, и желаю от Господа Бога доброго здравия. Еще я кланяюсь маменьке Аграфене Михайловне. С любовью низкий поклон и желаю от Господа Бога доброго здоровия и скорого успеха в делах ваших. Еще я кланяюсь всем своим родным по низкому поклону и желаю вам всего хорошего. Настя, я тебя попрошу, пожалуйста, не оставьте мою просьбу. Пришли 1 фунт табаку махорки и сколько-нибудь сухарей. Пришли поскорее. Теперь мы находимся в действующей армии.

Начало 1917 года, Федор Степун, Письма прапорщика-артиллериста

Война становится все ожесточеннее и все ужаснее. Удушливые газы, огнеметатели, горны, минные галереи, бесчисленные аэропланы — всего этого в 15-м году мы не знали, а теперь у нас прямо-таки французский фронт. У нас в бригаде недавно получен приказ стрелять посвоим, если стрелки будут отступать без приказания. В N-ой дивизии опять беспорядки и опять расстрелы. Отношения между артиллерией и пехотой с каждым днем ухудшаются: недавно пехотинцы забросали ручными гранатами наш наблюдательный пункт, а разведчика 5-й батареи нашли мертвым в пехотных окопах со штыковой раной (немецкой атаки в это время не было). Сама же пехота сейчас никуда не годится; необученная, неспаянная и трусливая, она все меньше и меньше выдерживает натиск первоклассных немецких ударных батальонов. Как-никак, все это свидетельствует о такой степени падения пресловутого духа русской армии, при которой продолжение войны становится почти что невозможным.

Вебинар \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: